Барляев Владимир Алексеевич




Директор Магаданского музыкального и драматического театра им.Горького (скончался в 2008 году)

25 лет проработал в Магаданском государственном музыкально-драматическом театре. Весной 2003 года ушел из театра. Народный артист России. Руководитель муниципальной хоровой капеллы

До ноября 2004 года заместитель начальника отдела культуры мэрии г.Магадана.


Юбилей. Побуждать любить жизнь. Бенефис рыцаря сцены

НАШЕ время стремительно. Вроде совсем недавно в честь 50-летия Владимира Барляева мы восхищались его искрометной игрой в паре с незабываемой и любимой магаданцами Аллой Девятериковой в бенифисном спектакле по мотивам чеховской повести "Медведь".

И вот уже новый бенифис - на магаданской сцене одно из выдающихся произведений классической оперетты Франца Легара "Граф Люксембург". В главной роли - Владимир Барляев, отмечающий свое 55-летие.

И хотя время быстротечно, мне сдается, оно не властно над героем этого очерка, поскольку он - неизменно статен, фактурен, профессионально безупречен и с годами все шире раздвигает рамки своего сценического дарования и таланта. Воистину Барляев многогранен и многолик. От пылких и страстно влюбленных Эдвина в "Сильве", принца Раджами в "Баядере", мистера Икс в "Принцессе цирка"... до лукаво-мудрого и изощренно-коварного городничего в "Хлестакове из Петербурга" и умопомрачительного юмориста князя Пантиашвили в "Хануме". Его занимают и в драме: скажем, в роли актера Тальма, в "Наполеоне и Жозефине" в постановке Юрия Чернышева он ярок и запоминающ, хотя появляется всего в одном кратком эпизоде...

Нынешнее существование театра сопряжено со множеством неизвестных, когда он оказался в стихии становления рыночных отношений. Выживет ли? Невольный и правомерный вопрос.
Заронить в душу зрителей зерна ненавязчивого оптимизма и светлой радости, отчаянного и восхитительного смеха ко всему, что видится и слышится, ко всему, что происходит на сцене, а затем сопоставить с той умопомрачительной действительностью наших дней - нужно не только отточенное мастерство, устойчивый профессионализм, но и неугасимая страсть, непокоренное желание увлечь, заразить, заставить человека думать, переживать, грустить и радоваться в мире таком, каков он есть на самом деле.

И слава Богу, что в нашем театре есть артист, масштаб таланта и выучка которого позволяет оставаться театру театром и не скатываться до эпатажной развлекательности.

Барляев единичен в своем роде. И по правде сказать, не по своей вине, у него с некоторых пор нет конкурентов, нет замены на всякий, как говорят "пожарный случай". Странно, конечно.
Свои 55 он встречает полный сил и творческих планов. С удовольствием и редким в наши дни прилежанием репетирует "Графа Люксембурга" (говорит, что эта оперетта как-то обходила его стороной, и вот счастливый случай встречи с замечательной музыкой Легара и удивительным режиссером москвичкой Инарой Гулиевой, неизменно преданной опереточной классике; магаданцы помнят ее по постановке "Примадонны" с народной артисткой России Аллой Девятериковой в главной роли.

Великий Лев Толстой утверждал, "что назначение искусства - побудить человека любить жизнь". Причем, наверное, прежде понимания ее смысла, любить эмоционально, наверу.
Владимир Барляев верен этому завету. Он переиграл весь зарубежный и классический репертуар. С годами, с возрастом уходит многое. Как бы стираются прежние яркие черты. Тем приятнее отметить и не ради красного словца, Время по большому счету не властно над теми, кто стремится жить полноценной жизнью, не сгибается перед трудностями, а их, к сожалению, немало, находит достойный выход их преодолеть, обладает закаленным Севером характером, подстать любимому городу с гордым и независимым именем Магадан.

Барляев по хорошему всеяден. Сыграл более полусотни ролей, активно работает с муниципальными эстрадно-духовым и камерным оркестрами, он - художественный руководитель магаданской капеллы, преподает на музыкальном отделении в Магаданском училище искусств и на отделении Российской Академии Театрального Искусства (бывший ГИТИС) при театре, выступает с сольными концертами, причем было время и за рубежом, в ставшей близкой нам Америке.

Его поклонники и коллеги единодушны в одном: он лишен звездной болезни. Барляев доступен, демократичен со всеми и по праву может разделить отличные строки своего земляка тверича, замечательного русского поэта Андрея Дементьева:

От чужого горя в вежливость не прячусь.
С дураком не спорю,
в дураках не значусь...
Такие люди и стареют (глупо отрицать законы природы) по-особенному, всякий раз переходя на новую волну обаяния своей неисчерпаемой нужностью, потребностью быть у всех на виду, являть пример, если хотите, для подражания. И это дорогого стоит.

Помощник режиссера нашего музыкального театра Наталья Воробьева говорит: "Он с головы до пят принадлежит театру. С ним легко работать. Пунктуален, ответственен, по-хорошему въедлив в то, что он делает на сцене. Он рожден для театра".

Заведующий постановочной частью театра Анатолий Стефанович Шейкин: "Мои отношения с ним никак не пересекаются по производству, но я его обожаю как человека. Это человек настоящего искусства".

Страстный поклонник не только московской, но и магаданской оперетты мой давний знакомый профессор Северного международного университета Эдуард Евгеньевич Шуберт, по-моему, безусловно прав, когда о Барляеве говорит: "Он естественнен и правдив на сцене. Граф, значит настоящий граф. Прохиндей, значит настоящий прохиндей в своей прохиндиаде. Он заразителен и заражает весь зрительный зал всегда, какую бы роль ни играл. Он - эталонно классический герой-любовник, краса и гордость нашего театра".

Барляев одинаково интересен в разговоре, касается ли это мира искусства или простой обыденной жизни. Говорят, актеры-красавцы, подвизающиеся на ролях героев-любовников, часто глупы. Барляев опроверг даже эту театральную банальность.

Он безбедно мог прожить после окончания Московской консерватории в Ленинграде-Санкт-Петербурге, где он проработал восемь лет, но "черт" его понес в Магадан. И вот уже 22 года он магаданец. И как бы трудно сейчас ни жилось, он не жалеет об этом. Этим летом в отпуск он ненадолго заезжал в Северную Пальмиру. Она разочаровала. Он говорит: Магадан лучше. И веришь, хоть и не родился здесь, но пригодился на все 100.

Давайте жить по совести. Утеряем, не сохраним экологию совестливой души России - история не простит нам.

И мне вспомнились слова успешного Олега Табакова: "Только успех рождает в актере внутреннюю свободу. И тогда можно делать ух, какие вещи". Так или почти так мыслит и поступает наш всеми уважаемый юбиляр.

Владимир Барляев вправе сказать о себе словами поэта Евгения Евтушенко:
А если и не создан я для вечности.
Есть счастье -
на российском сквозняке
Быть временным, как
тоненькая свечечка,
Но у самой Истории в руке.
С юбилеем и бенефисом Вас, дорогой Владимир Алексеевич. И многая лета!
Юрий НЕСТЕРОВ. "Вечерний Магадан


 






Колымские колонки