Капусту съел... Минтранс?


В условиях санкций, которые объявили России Евросоюз и США, значение местной продукции вырастает в разы. Потенциал огромный, но используется далеко не весь, особенно когда речь идет о морских биоресурсах.

Как только в рыбном ряду ярмарки выходного дня появилась машина компании «Тихрыбком», возле нее сразу же выстроилась очередь. Чтобы красная рыба сохранила все свои вкусовые качества, ее доставили в больших пластиковых емкостях со льдом. Хвост кеты уходил за 200 рублей, а кижуча - за 230. По такой же цене реализовывали свежую рыбу ООО «Балаганская рыбопромышленная компания «АллАннА» и «Таксосервис». Благодаря постоянному контролю Правительства Магаданской области и губернатора Владимира Печеного стоимость рыбной продукции остается стабильной.

- У нас семья большая, поэтому покупаем рыбу впрок, на всю зиму, - сказала жительница областного центра Елена Матушкина. - Для этой цели приобрели большую морозильную камеру. Свои картошка и капуста, которые вырастили в огороде, плюс рыба, брусника, и никакие санкции не страшны.

- В отличие от красной рыбы промысел минтая и краба оказался более успешным, - рассказал заместитель генерального директора ООО «Тихрыбком» Сергей Гусев. - Квота на минтай на протяжении последних лет остается неизменной - в количестве 4000 тонн и осваивается полностью. Свежемороженая рыба доставлена на базу предприятия, где хранится в рефконтейнерах. Излишки будут направлены во Владивосток и центральные районы страны. По крабу вообще побили все рекорды, освоив годовую квоту всего за три месяца. А вот сельди пока недобор. Недавно в морпорту пришвартовалось судно «Си-Хантер», которое в течение десяти дней занималось выловом в исключительной экономической зоне. Насколько могли, обошли весь район промысла, но толком рыбы не нашли. Вместо запланированных 270 тонн сельди привезли в Магадан всего 45. Убытки налицо. Жаль не только напрасного труда моряков, но и дорогостоящего топлива, которое сожгли практически вхолостую. Чтобы наверстать упущенное, начнем лов сельди в прибрежной зоне. Правда, самой рыбе неведомо, что такое прибрежка и исключительная экономическая зона, ходит там, где посчитает нужным. А вот для нас это сплошная головная боль, так как для каждой зоны свой пограничный режим, свои требования. Вместо того чтобы использовать драгоценное время на промысел, занимаемся оформлением разрешительной документации.

На ярмарке выходного дня можно было купить не только свежую рыбу, но и уже переработанную продукцию. Особенно радует глаз изобилие салатов из морской капусты с добавлением сельди, минтая, кальмара, майонеза. И если рыба для производства салатов своя, то морская капуста завозится из Владивостока. И это при том, что у нашего побережья ее тоже полно.

Впрочем, так было не всегда. На протяжении десяти лет «Тихрыбком» занимался ее заготовкой в прибрежных водах. За месяц «накашивали» по 30 - 40 тонн сырья для перерабатывающего завода, чего с лихвой хватало на целый год. Но все это было вчера. Продав суденышко, компания закупает морскую капусту во Владивостоке.

- Проблемы начались после того, как нас, рыбопромышленников, присоединили к Минтрансу, - пояснил Сергей Гусев. - У них свои нормы, правила, рассчитанные на эксплуатацию огромных судов для перевозки грузов. Поставить в регистр маленькое суденышко для промысла морской капусты еще можно, но где взять дипломированный экипаж, когда мы большой флот не можем ими укомплектовать? Больших затрат потребует замена двигателя, чтобы тот соответствовал правилам Минтранса. Непомерные затраты для судна, которое работает всего месяц в году. Мы пришли к выводу, что экономически выгоднее его продать и закупать морскую капусту на одном из предприятий Владивостока. Второй вариант: можно закупать сухую китайскую капусту, как это делают многие. Добавил на килограмм концентрата три литра воды и получил четыре килограмма готовой продукции. Но мы решили, что при таком методе может резко ухудшиться качество салатов. Приобретаем исключительно натуральное свежее сырье. Хотя могли, как я уже сказал, заготавливать и сами.

Но морская капуста - это только цветочки. Работая по правилам и нормам Минтранса, наши рыбаки не могут произвести перегруз рыбы с судна на судно в бухте Нагаева, потому что она не оборудована так называемыми мертвыми якорями. Поэтому судам приходится перегружаться в открытом море, даже если там разыгрался шторм.

Будем обращаться с письмом в Минтранс, чтобы учли специфику нашего отдаленного региона и разрешили производить перегруз в бухте. Вообще, если мы и дальше будем работать по их правилам, нам станет невыгодно заниматься не только морской капустой, но и сельдью, минтаем и другими видами биоресурсов. Считаю, что в условиях санкций, когда роль местной продукции вырастает в разы, это просто недопустимо.


Виталий Холоимов

Автор:  Виталий Холоимов "Магаданская правда"









Колымские колонки