56 лет назад в районе им. Лазо потерпел катастрофу самолёт Ил-12 СССР-Л3904 185-го авиаотряда Магаданской отдельной авиагруппы


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 19 сентября 1958. В районе им. Лазо Хабаровского края потерпел катастрофу самолёт Ил-12 СССР-Л3904 185-го авиаотряда Магаданской отдельной авиагруппы ГВФ, выполнявший внерейсовый полёт из Магадана в Хабаровск. Все 4 члена экипажа и 24 пассажира погибли.

Экипаж выполнял внерейсовый полет из Магадана в Хабаровск с посадкой в Охотске. На борту находилось 24 пассажира, в том числе три ребенка. Аэропорт в Николаевске-на-Амуре закрылся по метеоусловиям и экипаж должен был произвести его пролет без посадки.

Прогноз погоды перед взлетом в Охотске предусматривал: на маршруте Охотск-Николаевск-Хабаровск с 10:30 до 15:00 – облачность 10 баллов средняя, от Николаевска до Комсомольска – слоисто-дождевая, разорвано-дождевая 200-300 м (от уровня а/д Охотск), средняя, осадки, видимость 2-4 км. В конце маршрута повышение облачности до 300-600 м, видимость более 10 км. Сопки закрыты облаками. Обледенение. Для а/п Хабаровск с 12:00 до 15:00 – облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая 300-600 м, средняя, дождь, видимость более 10 км, ветер западный 5-8 м/с. Фактическая погода по маршруту, согласно показаниям других экипажей, вылетевших раньше и позже: наличие осадков в виде сухого и мокрого снега, обледенение до умеренного, ветер северный, северо-западный до 70 км/ч на участке Николаевск-Хабаровск. Таким образом, по направлению и скорости ветра прогноз не оправдался.

Наличие осадков уменьшило радиус действия приводных радиостанций до 15-20 км, ухудшило возможность ведения двусторонней радиосвязи. Работа радиокомпасов была неустойчивой. Вылет из Охотска произведен с нарушениями: штурман аэропорта не проверил правильность производства экипажем расчетов полета и плана не утвердил, однако, несмотря на это, диспетчер аэропорта дал разрешение на полет. КВС на АМСГ не заходил и синоптическую консультацию не получал. На участке Охотск-Николаевск экипаж взял три пеленга и через 1 час 03 минуты после взлета находился на линии пути. В 11:58 мск экипаж пытался установить связь с АДС Николаевска, но безуспешно. Пролет Николаевска экипаж доложил в 12:22 без подтверждения аэропортом получения.

Точное место пролета не определили. Впоследствии выяснилось, что по данным ПВО, большинство самолетов пролетали Николаевск западнее с отклонениями до 55 км. Таким образом, установлено, что аэропорт Николаевск руководство и контроль за полетами не осуществлял. По данным ПВО борт №3904 пролетел зону аэропорта с уклонением на запад до 24 км. Диспетчер Николаевска передал время пролета в РДС Хабаровска, не предупредив, что точное время пролета определено не было, а связь с бортом отсутствовала. В 13:16 экипаж доложил пролет ОПРС Нижнетамбовское на 2 700 м в облаках с путевой скоростью 350 км/ч, добавив: «Привод не слышу». Затем экипаж докладывал: в 13:32 – пролет Комсомольска визуально (по сообщениям других экипажей условий для визуального полета не было); в 13:51 – пролет Троицкого без указания условий полета. В 14:14 экипаж доложил: «По расчету прошел Елабугу, 2 700 м в облаках, компас не работает, пусть разрешают снижение и выводят по локатору».

По данным ПВО все другие экипажи следовали в Хабаровск с уклонением влево до 30-40 км. Таким образом, руководство и контроль за полетами с помощью радиотехнических средств не осуществлялось, хотя имеющиеся средства контроля были в исправном состоянии и включены. После сообщений с бортов о пролете Троицкого РДС заканчивал с ними связь, не получал от них подтверждения об установке связи с ГКДП и не информировал ГКДП о передаче самолетов им для дальнейшего руководства. Борт №3904 непосредственной связи с ГКДП не установил и через Ил-12 №12586 получил разрешение на снижение до 2 400 м. Бортрадист самолета №3904 длительное время вызывал по УКВ связи радиопеленгатор ГКДП. Об отсутствии связи дежурный ГКДП сообщил диспетчеру РДС. Одновременно с попытками установить связь по командной радиостанции бортрадист Ил-12 установил связь с КВ-радиопеленгатором Хабаровска и получил пеленг «приблизительно 312°». Радиопеленгаторщик передал этот пеленг на РДС-2 (зап. направление) с указанием номера борта, но там по телефону ответили, что такого самолета нет. Диспетчерам и руководителю полетов пеленг не докладывался. В 14:20 дежурный офицер ПВО по телефону сообщил в РДС-2, что обнаружен неопознанный самолет в районе Единка на пересечении трассы Единка-Хабаровск. Ему ответил не диспетчер РДС-2, а женский голос – что наших самолетов в районе нет. Комиссия считает, что это была оператор РДС, хотя она это отрицает. В 14:23 борт №3904 опять пытался получить пеленг КВ-пеленгатора, но связь установить не удалось. Между 14:30 и 14:40 экипаж передал – «высота 2 400 м, 14:15 по расчету - Хабаровск».

РДС, не зная местонахождения самолета, дал указание занять 1 800 м и запросить пеленг по УКВ у ВВС. В 14:33 экипаж доложил 1 800 м и получил указание занять 1 500 м и взять поправку вправо на снос ветром. Экипаж доложил: «Курс 50°, временами визуально. По расчету пролетели Хабаровск, взяли курс обратно».

РДС приказал взять пеленг по КВ-пеленгатору, хотя данный пеленгатор с 27 августа из-за ремонтных работ были исключен из регламента связи. Радиопеленгаторщики имели указание пеленги не определять и на борты не передавать. На запросы экипажа ему передавались очень приблизительные пеленги ШДМ.

Получение пеленга ШДМ и взятие курса экипаж подтвердил РДС в 14:50. До 15:19 экипаж неоднократно продолжал запрашивать пеленги, сомневаясь в их правильности. С РДС ему сообщили: «Пеленг дают правильно, берите курс 290°, следуйте на высоте 3 300 м (до этого самолет последовательно поднимали до 1 800 и до 2 700 м). По данным ПВО с 14:16 до 15:19 самолет производил полет различными курсами в одном и том же районе. Это свидетельствует, что пеленги экипаж не получал. В 14:43 экипаж доложил остаток 800 л, в 15:00 – 600 л, на что РДС дал указание следовать в Хабаровск в экономном режиме. В 15:19 экипаж доложил путевую скорость 190 км/ч и запросил расстояние. Ему передали: «210 км». В 15:36 на борт передано: «Расстояние 210 км, направление 110°». В 15:41 экипаж доложил: «Остаток 450 л, путевая скорость 200 км/ч, высота 3 300 м в облаках». В 15:43 РДС передал: «Расстояние 190 км, двигаетесь медленно». В 15:47 было дано указание: «Снижайтесь до 2 700 м, курс 300°, расстояние 190 км. В 15:52 экипаж доложил: «Остаток 300 л, курс 300°». В 15:57 экипаж запросил расстояние и доложил, что надо готовиться к вынужденной посадке с подбором, остаток – 250 л. РДС передал: «Снижайтесь до 2 100 м, расстояние 150 км».

В 16:05 экипаж доложил остаток 200 л. В 16:07: «Снижаюсь до визуального на огни». В 16:11: «Высота 1 500 м, земля просматривается не очень хорошо». В 16:12: «Высота 1 200 м, временами в облаках. Выбираю площадку». РДС передал: «До остатка ГСМ не садитесь». В 16:14 экипаж передал: «Высота 1 000 м, земля не просматривается, иду в облаках, ничего не вижу». На этом связь прекратилась. Остатки сгоревшего самолета обнаружены в лесу на склоне горы высотой 1 050 м на отметке 850 м в 145 км юго-восточнее Хабаровска с азимутом 137° или в 35 км восточнее-северо-восточнее пос. Ходы с азимутом 74° в точке с координатами 47°34’ СШ 136°25’30” ВД.

Самолет столкнулся с горой после почти вертикального падения



Новости по теме






Колымские колонки