В текущем году в магаданской полиции зарегистрировано более 140 сообщений по фактам мобильных мошенничеств


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Проблема мошенничеств в системе сотовой связи, к сожалению, не теряет своей актуальности, ведь мы живем по технологиям ХХI века. Методы правоохранительных органов, направленные на раскрытие преступлений, совершенствуются, но и аферисты, стоящие по другую сторону баррикад, не дремлют. Сегодня, трудно найти гражданина, не являющегося абонентом сотовой связи.

Она прочно вошла в нашу жизнь, давно перестала быть чем-то привилегированным, поэтому пользуясь этим поистине чудом техники, бдительность нельзя терять никому.

В текущем году в УМВД России по г. Магадану зарегистрировано более 140 сообщений по фактам мобильных мошенничеств. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе УМВД России по Магаданской области.

Поскольку данная проблема остро волнует магаданцев, то не будет лишним напомнить способы выманивания денег в системе сотовой связи.

Итак, основных схем обмана, связанных с мобильными телефонами, всего лишь несколько. Но вариаций успешных «разводов», приносящих вполне осязаемые барыши мошенникам, очень много. А когда пользователи перестают «вестись» на уже использованные схемы, появляются новые. Процесс этот постоянно совершенствующийся. С появлением смартфонов мошенничество с использованием сотовой связи вышло на новый, более качественный уровень, что и предсказывали специалисты не так давно.

Наиболее распространенные мошенничества с использованием мобильных телефонов на текущий момент выглядят так:

1.«Мобильный банк», т.е. не отключенная услуга, предоставляемая банком. Граждане не сообщают в банк о том, что они сменили оператора сотовой связи и номер телефона. В результате у абонентов, приобретающих номер прежнего владельца, появляется возможность манипуляций с чужими денежными средствами. Свыше 20 магаданцев обратились в полицию с такими сообщениями.

2.«Интернет покупка», т.е. заказ заявителями каких-либо товароматериальных ценностей (носимые вещи, автомашины и т.д. и т.п.) – 22 факта. Среди них жительница областного центра, которая решила воспользоваться выгодным предложением одного из пользователей социальной сети и приобрести одежду по доступной цене. Товар она оплатила полностью, однако в назначенное время посылка с вещами не пришла. Задать вопросы покупательнице оказалось уже некому: пользователь, с которым она договаривалась о сделке, свой профайл из социальной сети удалил. Недавно 58-летний гражданин, решив приобрести двигатель на автомобиль «Мицубиси Делика», просматривал объявления на популярном сайте купли-продажи. Заинтересовавшись одним из предложений, он связался с владельцем запчасти и перевел ему в счет оплаты товара 40 тысяч рублей. После того, как доверчивый магаданец перечислил деньги на указанный счет, продавец перестал выходить на связь.

3.«Развод по телефону», т.е. злоумышленники под различными предлогами звонят заявителям, которые в ходе беседы либо предоставляют сведения о номерах банковских карт и кодов к ним, либо вносят денежные средства на абонентские номера предоставленные злоумышленниками. Таких пострадавших более 40. Недавно жительница областного центра, занимающаяся разведением шиншилл, разместила объявление на одном из известных сайтов о продаже своих зверьков. По указанному телефону откликнулся заядлый любитель экзотических грызунов. Он сообщил, что в настоящее время находится в командировке и поэтому готов перевести деньги на какой-нибудь банковский счет. При этом пояснил, что шиншиллу необходимо будет доставить его знакомым, которые и обеспечат временный уход.

В телефонном разговоре покупатель объяснил, что удобнее всего расчет произвести с помощью услуги мобильный банк, подключенной к банковской карте. Для этого он посоветовал бизнес-леди воспользоваться близлежащим банкоматом, продиктовать ему цифры, указанные на карте, после чего он переведет ей деньги.

Женщина именно так и сделала, взяла у своей знакомой банковскую карту, поскольку своей нет, и под диктовку собеседника произвела ряд необходимых ему манипуляций, направленных на необдуманное подключение услуги «Мобильный банк» и «Сбербанк онлайн». Она назвала неизвестному идентификаторы и пароли указанные в чеке. В результате чего со счета таинственным образом исчезли все денежные средства – более 100 тысяч рублей.

В настоящее время по данному факту проводится проверка, установлено, что «покупатель шиншилл» проживает в другом регионе страны. В результате такой мошеннической схемы вполне вероятно лишиться всех сбережений, находящихся на всех банковских картах и даже сберкнижках, зарегистрированных на определенное лицо. У мошенников появляется возможность управления счетами гражданина. Об этом необходимо знать и ни в коем случае не сообщать номера своих карт и личные данные.

Здесь характерен и такой пример. Жертвами мошенников стали водители такси. Как известно многие фирмы по перевозке пассажиров, для удобства клиентов предлагают дополнительные услуги, в частности, по доставке продуктов. Этим и воспользовались злоумышленники. Связавшись через диспетчеров с водителями такси, они представились руководителями правоохранительных органов, находящимися на совещании. Именно этим обстоятельством «начальники» объясняли отсутствие возможности выйти лично к автомобилю. После чего полушепотом предлагалось приобрести продукты, дорогое спиртное и доставить по конкретному адресу – ГИБДД, прокуратура и т.д. Когда водители исполняли просьбу и перезванивали клиенту, тот, как бы, между прочим, просил еще об одной незначительной услуге – перевезти деньги на определенный номер через какой-нибудь терминал. Именно для этого затевалась вся предыдущая игра с продуктами. Водители, уже потратившие немало денег, психологически втянутые в эту ситуацию, к сожалению, продолжали действовать по указаниям телефонного начальника и переводили значительные суммы. Спустя время, не дождавшись клиента в условленном месте, таксисты понимали, что их попросту обманули.

4. «Вирус», т.е. заявитель пользуясь своим мобильным телефоном, загружает на него (осознанно, либо не осознанно) вредоносную программу, которая с помощью услуги «мобильный банк» осуществляет доступ к его банковским картам и переводит денежные средства (блокируя СМС оповещение на телефон заявителя) на счета (банковские, виртуальные, лицевые счета абонентов) других лиц. Таких фактов зарегистрировано – 18.

Однажды на сотовый телефон жительницы областного центра поступила информация следующего содержания: «Привет! Это твои фото? http://foto.mcdir.ru». Опасность состоит в том, что это сообщение поступает от людей, у которых есть ваш номер, т.е. вы можете его получить от близких родственников и друзей о чем они даже не подозревают. Как только вы переходите по указанной ссылке, в ваш телефон тут же заносится вирус, и мошенникам становятся доступными номера ваших контактов. И уже с вашего мобильника «летит вирусная СМСка» знакомым.

После этого с банковской карты женщины, к которой подключена услуга «мобильный банк» исчезли 6 тысяч рублей.

Не стоит забывать и о таких уже известных вариациях - «Поздравляем вы выиграли автомобиль» («Путевку на...», «Телевизор...», и т.д.), когда вам звонит «оператор» (но может придти и СМСка), поздравляет с выигрышем и просит либо отправить подтверждающую SMS, либо внести регистрационный «взнос» через WEBmoney, «Яндекс.деньги», купить карточку предоплаты и перезвонить, назвав ее код. Деньги, естественно, исчезают, а выигрыша не существовало и в природе. Или -«Мама, я попал в аварию...» («Саша, сел аккумулятор...», «Лена, у меня неприятности...»)В этих случаях вас просят перечислить деньги на указанный номер мобильного телефона. Перечисленные деньги - плата за звание «простофиля». На телефон поступает звонок, звонивший представляется сыном (братом, другом, сослуживцем) и взволнованным голосом сообщает, что только что он попал в аварию (сбил человека, задержан полицией, взят в заложники, застрял в лифте). Непривычное звучание голоса объяснял стрессовым состоянием, травмой, плохой связью, а звонок с чужого телефона, севшими батарейками.

Как мы видим, существует множество самых разнообразных способов мошенничества, связанных с системами сотовой связи, которые наносят ощутимый ущерб абонентам. Правоохранительные органы серьезно занимаются раскрытием и расследованием таких фактов. В отделе уголовного розыска УМВД России по г. Магадану из наиболее подготовленных сотрудников создана группа, занимающаяся профилактикой и раскрытием преступлений в сфере высоких технологий и средств мобильной связи.

Однако раскрытие таких преступлений в нашем городе затрудняется тем, что злоумышленники находятся далеко за пределами региона – г.Оренбург, Ставропольский край, Республика Тыва, г.Санкт-Петербург, г.Иваново, г. Иркутск, Новосибирская область, г. Братск и т.д. В запросах оперативников фигурирует вся Россия и ближнее зарубежье. И, тем не менее, работа, безусловно, ведется и сотрудники уголовного розыска уделяют этому направлению деятельности повышенное внимание. Как бы не старались продвинутые аферисты, найдется такой способ поиска, который позволит в кратчайшие сроки раскрывать все мошенничества в сфере сотовой связи. Они и сейчас раскрываются и во многих случаях злоумышленники наказаны. Когда сотовые телефоны только входили в нашу жизнь, а в Магадане это был 2004 год, (появился филиал МТС, в связи с чем мобильная связь стала общедоступна) городское управление стало захлебываться в хищениях новомодных игрушек. Надо признать, что первое время раскрывать кражи, грабежи, разбойные нападения мобильников было непросто. Однако сегодня такие виды преступлений в большинстве своем успешно раскрываются магаданскими сыщиками, этому предшествовала комплексная работа по всем направлениям. Так что рано или поздно и сотовые мошенничества будут массово раскрываться и «мошенник будет сидеть в тюрьме».

При этом необходимо помнить, что только вместе - граждане, СМИ и правоохранительные органы, смогут дать реальный отпор различного рода мошенникам, и тогда мы не будем беззащитны перед их напором.








Колымские колонки