С трудовой миграцией складывается довольно парадоксальная ситуация


С просьбой рассмотреть проблему трудовой миграции, как одну из важнейших проблем региона, губернатор Магаданской области В.П.Печеный обратился к Общественной палате на этапе её формирования в июне 2013 г.

В рамках рассмотрения этой проблемы ОПМО запросила и получила ответы от уполномоченных государственных органов (ОФМС и регионального минтруда), силовых структур (УМВД и СУ СКР), руководителей крупных организаций области. Силами членов палаты и общественных помощников губернатора впервые в области проведён обширный опрос мнения жителей региона на эту тему.

Стоит отметить, что с трудовой миграцией складывается довольно парадоксальная ситуация: большое общественное внимание к проблеме явно не соответствует малым объёмам доступной объективной информации об этом. В результате в обществе складывается немало мифов о трудовой миграции и иностранных гражданах в России. Как правило эти мифы не соответствуют реальному положению дел.


Обзор ситуации и проблем в сфере трудовой миграции

По данным регионального Минтруда в настоящее время в Магаданской области из 150,3 тыс. жителей к экономически активному населению относятся 99,0 тыс. Из них лишь 2,8 тыс. можно классифицировать по методологии МОТ как безработных. На учёте в органах занятости стоит 1346 безработных, то есть уровень регистрируемой безработицы составляет 1,36 %. При этом количество вакансий более чем в два раза выше - 2870, из них ? - по рабочим профессиям в промышленности, строительстве, транспорте, геологии и связи. Среди официальных безработных 56% не имеют профессионального образования, а 24% даже полного среднего. По тем же данным регионального Минтруда выпускники профессиональных учреждений Магаданской области могут занять не более 10% вакантных рабочих мест. Для восполнения дефицита кадров из других регионов России на сезонные работы привлекается порядка 2 тыс. человек в год - это 2% от экономически активного населения области.

Правовое положение в целом и трудовая деятельность иностранных граждан в частности регулируется многочисленными нормативными актами, в первую очередь достаточно объёмным ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. Иностранцы трудятся в России в разных форматах: по найму в рамках разрешений на работу, по патентам у частных лиц, на руководящих должностях в качестве высококвалифицированных специалистов. Те, кто оформляет вид на жительство, имеют такой же трудовой статус как российские граждане. При ряде условий иностранцы могут оформиться индивидуальным предпринимателем. Наиболее простые правила трудоустройства в России для граждан Белоруссии и Казахстана, упрощён порядок для граждан других стран СНГ, которые въезжают в Россию на безвизовой основе. Гораздо сложнее оформиться жителям тем стран, с которыми у России визовый режим - это, правда, не относится к высококвалифицированным и, соответственно, высокооплачиваемым специалистам. Федеральным органом, ответственным за оформление иностранных граждан, является Федеральная миграционная служба. На региональном уровне полномочия по регулированию трудовой деятельности иностранцев возложены на областное Министерство труда и социальной политики. Законодательство о трудовых мигрантах меняется в сторону ужесточения. Например, с 2015 г. иностранцы, чтобы получить допуск к работе, должны будут сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства России. На федеральном уровне объявлены планы расширения патентной системы и самостоятельности регионов в вопросах привлечения иностранных работников. Однако пока решений на федеральном уровне на этот счёт не принято.

Анализ практики оформления иностранными гражданами разрешения на временно проживание и работу показывает, что главная проблема здесь - длительность процесса (1,5-2 месяца), необходимость представить немалое количество документов и медицинских справок, неоднократно посетить ОФМС и потратить много времени в очередях. В целом, процедура содержит в себе ряд коррупциогенных факторов, а её длительность может служить причиной по крайней мере временной нелегальной работы мигрантов в России. Важно также, что в первые полгода пребывания мигрант не является налоговым резидентом и платит не 13% НДФЛ, а 30 %. Это обстоятельство стимулирует вывод части зарплаты в тень.

Въезд иностранных граждан в Магаданскую область по данным ОФМС в растёт примерно на треть ежегодно, в прошлом году въехало 18462 человека. Большинство, 85 %, обозначило целью приезда работу, 15 % - другие цели (“частная”, “деловая”, “туризм”). ОФМС отмечает, что на “западное” направление (Украина, Белоруссия, Молдавия) приходится 36% въехавших, около 30% - это Средняя Азия (Узбекистан, Казахстан, Киргизия). На Китай и КНДР приходится 12 %.

Как отмечают в региональном Минтруде, приток иностранной рабочей силы на региональный рынок труда имеет ярко выраженный сезонный характер. В строительстве доля иностранцев составляет по данным на 2013 г. 72,9 %, в добыче полезных ископаемых - 24,6 %, в рыболовстве - 11,3 %.
Если брать общее количество иностранных работников, то в прошлом году 46 % из них привлечено на горнодобывающие предприятия, 38 % в строительство - в этих отраслях работали тысячи иностранцев. 462 иностранца были заняты в торговле и ремонте автомобилей и других изделий, 234 в обрабатывающей промышленности, 154 в сфере транспорта и связи, по несколько десятков человек в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, гостиницах и ресторанах, сфере услуг. Отраслями, где иностранные граждане в прошлом году не оформлялись вообще, являются финансы, госуправление и безопасность, образование. В такую базовую отрасль как “производство и распределение электроэнергии и воды” привлечено лишь 43 человека.
Доля иностранцев занятых низкоквалифицированным ручным трудом остаётся невысокой, но растёт - в 2013 г. это 3,2%. Привлечение низкоквалифицированных или малоквалифицированных работников из-за рубежа по мнению многих экспертов консервирует технологическую отсталость в различных отраслях хозяйства, в первую очередь - в строительстве.

Данных по иностранцам, занятым в сфере “Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг” (коды ОКВЭД 90.-93.хх.хх) у нас нет. Возможно, дворники-иностранцы оформляются с помощью патентов и соответствующих договоров с частными лицами, например, с руководителями ТСЖ.

В здравоохранении и социальных услугах численность иностранцев не растёт (в 2013 г. - всего 22 человека). Показательна в этом отношении ситуация в Магаданской областной больнице - крупнейшем бюджетном учреждении региона. Как сообщает руководитель МОБ, из 960 сотрудников у них сейчас всего 8 иностранных граждан, 6 из которых врачи и средний медицинский персонал. За последний год обратилось более 20 человек из-за рубежа, почти всем отказали, в том числе из-за низкого уровня квалификации и знания русского языка. Вместе с тем больница успешно пополняется российскими кадрами, в частности, этим летом ждут приезда 5 ординаторов.

В целом, по состоянию на 2013 г. - 89,6 % привлекаемых иностранцев - квалифицированные рабочие. Наиболее востребованные профессии: машинисты бульдозеров, погрузочных машин и буровых установок, монтажники, водители, каменщики, облицовщики-плиточники, кровельщики, геологи, горные инженеры, а также врачи.

Совокупная доля иностранных работников в численности занятых в регионе всего 6,2%. Вместе с тем, в течение последних 3-х лет привлечение иностранных работников по данным регионального Минтруда стремительно растёт:

3506 в 2011 г.,
4839 в 2012 г.
5936 в 2013 г.,
соответственно, растёт и их доля среди трудящихся в Магаданской области. Если брать по учёту ОФМС тех, кто целью въезда указал работу, показатели больше:
2012 г. - 6188,
2013 г. - 9154.

За первые 4 месяца этого года по данным ОФМС оформлено 2274 разрешения на работу иностранным гражданам, а всего с целью трудиться въехало 4884 человека. При этом патенты выданы 443, из них 70% - граждане Узбекистана. В ОФМС считают, что патентная система имеет свои серьёзные недостатки: отработав у частного лица, например, сделав ремонт, иностранец с патентом часто оказывается не у дел, однако не уезжает, а продолжает жить в регионе фактически будучи безработным.

В качестве приглашающих работать иностранцев в ОФМС стоят на учёте 67 юридических лиц. Высоковалицифицированных специалистов в области зарегистрировано сейчас 15 (из них 6 - граждане США, 2 - ЮАР), в прошлом году их было 2.

Объём трудовой миграции регулируется в первую очередь определяемой регионами и утверждаемой на федеральном уровне квотой. В 2012-м общая квота на иностранных работников составила 6529, в 2013-м - 8172, на 2014-й квота установлена в размере 10320 единиц. Заявленная организациями области потребность значительно превышает установленную в итоге квоту - далеко не все заявки удовлетворяются как на региональном, так и на федеральном уровне. Очень важным является то, что утверждённые квоты предприятия и организации области в целом никогда не выбирают. Так на 2013 г. заявленная потребность в иностранных работниках составила 10468 человек, квота на область - 8172 человека, а привлечено иностранных работников всего 5932, или 57% от потребности.

По подсчётам регионального Минтруда иностранные работники создали в 2013 г. в нашей области товаров и услуг на 29 млрд.руб., что в 2,8 раза больше, чем двумя годами ранее. При этом общие расходы на образовательные услуги детям иностранцев и на медицинскую помощь им и их семьям составили 33,4 млн.руб., это 8 % от их вклада в бюджет. Средняя зарплата российских граждан в области в 2,4 раза превышает официальную зарплату иностранцев, хотя по ряду отраслей есть основания предполагать и оплату неучтёнными наличными. Вместе с тем по итогам 2013 г. иностранцы официально получали несколько больше россиян в здравоохранении, гостиницах и ресторанах.

Определённые надежды в региональном Минтруда возлагают на добровольное переселение соотечественников в Магаданскую область. До 2017 г. их должно приехать вместе с членами семей 1650 человек. На 1 июня 2014 г. поступило 313 обращений из-за рубежа, согласовано 90 кандидатур. Из Украины уже перебрались 12 человек, всего выдано 21 свидетельство участника программы. Однако, в региональном Минтруда считают, что для решения кадровых проблем области в полной мере соотечественников не хватит. Серьёзным сдерживающим фактором в привлечении в область соотечественников является то, что им необходимо жильё.

Традиционно резонансной для общества является тема преступности и правонарушений среди мигрантов. По данным УМВД за 4 месяца этого на учёт поставлены 32 преступления, допущенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, 29 из них - это преступления против собственности. К уголовной ответственности привлечены 8 иностранцев (3 - Украина, 2 - Казахстан, по одному из Азербайджана, Узбекистана, а также 1 лицо без гражданства). За аналогичный период прошлого года было привлечено 6 иностранцев за 6 преступлений. В УМВД поясняют, что больше половины учтённых в этом году преступлений были совершенны ещё в 2013 г., но только сейчас были выделены в связи с многоэпизодным расследованием. При этом 17 преступлений были совершены одной преступной группой под началом лица без гражданства. В целом же на иностранцев приходится лишь 3% зафиксированных по линии УМВД преступлений в регионе (то есть, уровень выявленной преступности среди них ниже среднего для российских граждан). В УМВД считают, что преступность среди иностранцев “не оказывает существенного влияния на осложнение оперативной обстановки, но в то же время требует постоянного контроля за поведением иностранных граждан со стороны правоохранительных органов и контролирующих ведомств”. В отношении иностранцев совершено в январе-апреле этого года 8 преступлений (за 4 месяца прошлого года было 10), в основном это посягательства на собственность.

СУ СКР по Магаданской области, которое занимается наиболее тяжкими преступлениями, сообщает что в 2013-2014 гг. в производстве находилось лишь 3 уголовных дела на иностранных граждан. По одному против половой свободы взрослого, половой неприкосновенности несовершеннолетнего и порядка управления. В СУ СКР считают, что ситуация с преступностью среди иностранцев “является стабильной и свидетельствует о достаточности мер по предупреждению правонарушений в указанной сфере”.

Основные административные правонарушения иностранцев связаны с режимом пребывания в нашей стране. ОФМС сообщает, что в январе-апреле 2014 г. проведено 745 мероприятий по проверке соблюдения миграционного законодательства. Выявлено: 172 нарушения режима пребывания, 150 нарушений правил пребывания (проживания), 33 факта незаконного осуществления трудовой деятельности и 30 фактов незаконного привлечения к трудовой деятельности. Также составлено 27 протоколов в связи с предоставлением ложных сведений при осуществлении миграционного учёта. Наложено более 1,8 млн.руб. штрафов, решено выдворить 19 иностранных граждан, 99 иностранцам запрещён въезд в России в дальнейшем, 27 - сокращён срок пребывания. Как сообщает, УМВД в 2013 г. силами участковых уполномоченных проверено более 2000 иностранных граждан, в ходе чего выявлено 5 нарушений порядка пребывания в России.

По данным Государственной инспекции труда в этом году в области из 24 несчастных случаев на производстве с иностранными гражданами произошло 3 (1 погиб). Не исключено, что некоторые случаи травматизма работодатели скрывают от соответствующих государственных органов.
В Магаданской области зарегистрированы в качестве общественных организаций национальные диаспоры титульных народов всех стран бывшего СССР кроме Белоруссии и Туркменистана, а также корейцев и немцев (есть также диаспоры народов России). Руководители диаспор области, которые ведут работу с трудовыми мигрантами, сообщили, что особых проблем у их соотечественников в сейчас не возникает, распространённых ранее случаев обмана с зарплатой, условиями труда и быта практически нет. Это же подтверждается и СМИ, обращения в которые от мигрантов с такого рода жалобами прекратились. Руководители национальных диаспор информируют, что многие их земляки нередко приезжают семьями, предпринимают усилия по получению вида на жительства или российского гражданства, чтобы стать постоянными жителями Магаданской области. С национальными диаспорами активно работает ОФМС. Ряд диаспор выступает за то, чтобы им придали некоторый официальный статус в процессе привлечения трудовых мигрантов, например, в деле выдачи поручительств соотечественникам из-за рубежа. При этом можно говорить о том, что национальные диаспоры зачастую замкнуты, непубличны, не имеют ресурсов в интернете и аккаунтов в социальных сетях, не проявляют активности в сотрудничестве со СМИ и тем самым вносят свой вклад в формирование причудливых мифов о трудовой миграции. Публичная деятельность многих диаспор нередко ограничивается лишь участием в одном-двух в год праздничных событиях в Магадане.

Стоит отметить, что в процессе изучения проблемы не было получено данных о том, что в Магаданской области имеет место массовый труд нелегальных мигрантов. Очевидно, сказывается труднодоступность региона, ужесточение законодательства, высокая плотность здесь контролирующих органов, повышение их активности и всё ужесточающаяся ответственность за нарушения. С другой стороны имеют место случаи, когда иностранцы въезжают не с целью работы, а работают; продолжают работать после окончания срока разрешений; и, особенно, работают ещё до того как получены необходимые разрешения.
В предпринимательском сообществе активно подчёркивают и доказательно аргументируют необходимость привлечения иностранных работников в связи с дефицитом кадров в регионе. Бизнес поднимает такие проблемы в этой сфере:

? долгий срок оформления иностранцев на работу - с медкомиссией он достигает полутора-двух месяцев. Это создаёт парадоксальную ситуацию, когда приехавший на заработки человек фактически находится в полноценном по российским критериям отпуске. Логично, что проходящие процедуру оформления иностранцы на самом деле в этот период трудятся, по сути переводя в нелегальное поле себя и подвергая рискам больших штрафов работодателя.

? ежегодное квотирование неудобно в связи с тем, что при сезонном характере работ в нашем регионе трудно предсказать общую потребность в кадрах на следующий год и уже тем более оценить эту потребность по конкретным профессиям. Например, строительная компания может не получить на аукционах подряды, а старательская артель уйти на менее трудоёмкие участки. Более того, даже предприятия и организации с постоянным штатом не могут предсказать, кто из сотрудников уволится или уйдёт в декретный отпуск. В результате предприятия и организации стараются получить максимальные квоты, фактически завышая свои потребности. Пытаются оформить квоты на иностранцев даже те, кто в принципе не планирует их привлекать, однако не хочет “пропустить” волею судьбы оказавшего в области специалиста. Такая практика и даёт ответ на вопрос: почему квоты просят, но никогда полностью не используют. При этом квоты очень сложно скорректировать, когда год уже начался (даже если область даст “добро”, то на федеральном уровне могут зарубить), а получить разрешение на работу вне квоты практически невозможно (за исключением приезжающих “штучных” специалистов непроизводственной сферы). Удивительно, но при всех этих обстоятельствах заявки на квоты на следующий год принимаются в первом полугодии года предыдущего!

? недостаток открытости при распределении квот как на региональном, так и на федеральном уровне, при том, что сама система квотирования довольно сложная, многоступенчатая и труднопредсказуемая.

Есть проблемы и по конкретным отраслям. Так, В.В.Головань указывает, что сейчас некоторые местные предприятия, например, которые строят дороги, работают и в Магаданской области, и в соседней Якутии. Однако, иностранные работники оформляются только по месту регистрации, поэтому приходится оформлять их ещё и в Якутии.

М.Н.Котов указывает, что в области не существуют учебных заведений, которые готовят по морским специальностям, поэтому приходится для работы на морских судах привлекать иностранцев, конкретно - индонезийцев. Они садятся на наши суда в Корее и там же сходят на берег, промысел ведётся вне территориального моря без захода в российские порты, однако с 2015 г. даже эти иностранцы должны будут сдавать экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России.

Ряд предпринимателей указывают на то, что трудовые мигранты оформляются на конкретное предприятие и, когда это предприятие не имеет уже фронта работ, легально перейти временно на другое, даже такого же профиля, невозможно. В результате распространена практика, когда мигранты оформлены в одном предприятии, а по факту в какие периоды работают в другом.

Стоит заметить, что предприниматели не являются принципиальными противниками привлечения российских граждан на работу - наоборот, многие из них предпочитают именно российских специалистов, если они есть. Среди причин: сложность и длительность оформления иностранцев, серьёзные штрафы за нарушения и временность их работы на предприятиях.

Большие надежды на изменение баланса трудовых ресурсов в пользу жителей Магаданской области даёт принятая в 2013 г. программа “Кадры”, которая предполагает комплексные меры по подготовке и закреплению в регионе собственных специалистов. Причём, речь идёт о заполнении местными кадрами в первую очередь привлекательных и достойно оплачиваемых рабочих мест.


Общественное мнение

В опросе общественного мнения приняло участие 365 жителей области. Они ответили 14 вопросов:

1. На Ваш взгляд, идёт ли на пользу России массовое привлечение работников из ближнего и дальнего зарубежья? да / скорее да, чем нет / скорее нет, чем да / нет / затрудняюсь ответить

2. На Ваш взгляд, идёт ли на пользу Магаданской области массовое привлечение работников из ближнего и дальнего зарубежья? да / скорее да, чем нет / скорее нет, чем да / нет / затрудняюсь ответить

3. В каких отраслях, на Ваш взгляд, допустимо использовать работников из стран ближнего и дальнего зарубежья в Магаданской области? добыча драгоценных металлов / рыболовство / энергетика / строительство / торговля и сфера обслуживания / образование / медицина / культура / СМИ / другое / затрудняюсь ответить

4. Как необходимо строить государственную политику в отношении привлечения работников из ближнего и дальнего зарубежья? прекратить привлечение / снизить квоты / оставить как есть / увеличить квоты / допускать лишь граждан ограниченного числа стран / другое / затрудняюсь ответить

5. Привлечение работников из каких стран Вы бы приветствовали? Белоруссия / Казахстан / Узбекистан и Таджикистан / Молдавия / Украина / Азербайджан / Грузия / Армения / Китай / КНДР / Сербия и другие страны бывшей Югославии / арабские и африканские страны / никаких / другое / затрудняюсь ответить

6. Какие плюсы Вы видите в привлечении иностранной рабочей силы? решение проблемы дефицита рабочей силы / за иностранцев можно не делать социальных выплат и отчислений / мигрантов можно нанять на то время, на какое они нужны (чтобы регулировать численность занятых в зависимости от сезона, перепадов конъюнктуры и т.п.) / иностранные работники могут работать в течение более продолжительного рабочего дня, сверхурочно и т.п. / другое / никаких / затрудняюсь ответить

7. Какие минусы Вы видите в привлечении иностранной рабочей силы? низкое качество работы, выполняемых иностранными гражданами / иностранные граждане занимают места, где могли бы работать россияне / ассимиляция с местными жителями / рост преступности / вывоз российских денег за рубеж / никаких / другое / затрудняюсь ответить

8. Ваш пол мужской / женский

9. Ваш возраст

10. Ваш уровень образования среднее / среднее специальное / неоконченное высшее / высшее

11. Укажите Вашу национальность

12. Какое время Вы живете на территории Магаданской области? меньше года / 1-5 лет / 6-10 лет / более 10 лет / родился (ась) здесь

13. В какой сфере вы работаете?

14. К какой группе населения по уровню доходов Вы склонны себя сейчас относить? Значительно выше среднего уровня / Несколько выше среднего уровня / На среднем уровне / Несколько ниже среднего уровня / Значительно ниже среднего уровня / Затрудняюсь ответить

Поскольку изначально не ставилась задача провести строгий социологический опрос с соблюдением требований к выборке анкетируемых, в Магаданском институте экономике под руководством О.В.Дудника был проведён также перекрёстный анализ. Это позволило выделить преобладающие мнения в различных группах жителей области (по полу, возрасту, образованию, уровню доходов, роду занятий и длительности жизни в регионе).

Главный результат опроса: существует общественный консенсус по поводу того, что не только нельзя увеличивать квоты на въезд иностранных работников, но и даже оставлять их на нынешнем уровне. За увеличение квот и их сохранение на нынешнем уровне не высказался никто. ? опрошенных высказались за снижение квот, ? - за полный отказ от приглашения иностранных граждан. Соответственно, почти ? (62-65 %) считают, что массовое привлечение иностранцев не идёт или скорее не идёт на пользу России в целом и Магаданской области в частности. Тех кто видит пользу от массового привлечения порядка 28%, ещё 7-10 % не имеют позиции по этому вопросу.

Опрос также выявил следующее:

1. Более благосклонно опрошенные жители области относятся к привлечению иностранцев в строительство (23%), от 11 до 14 % считают допустимым работу иностранцев в торговле, сфере обслуживания, добыче драгоценных металлов и рыболовстве. Не имеет поддержки привлечение иностранцев в такие отрасли как медицина , образование, энергетика, культура, СМИ, сельское хозяйство и ЖКХ(!) - менее 6%. Можно говорить о том, что жители области достаточно чётко отделяют отрасли, где они готовы к присутствию трудовых мигрантов, от сфер, где должны трудится только российские граждане.

2. Более благосклонно опрошенные относятся к привлечению работников из Белоруссии (лидер, 23%) и Украины (18 %). Казахстан назвали 9%, Китай, Молдавию, страны Средней Азии, КНДР, Сербию и страны бывшей Югославии - 4-6 %. Остальные страны и региона мира - менее 2 %.

3. Среди плюсов привлечения иностранцев опрошенные выделяют решение проблемы дефицита рабочей силы (31%) и то, что мигрантов можно нанять на то время, сезон, когда нужны работники (27%). 19% вообще не видят никаких плюсов в привлечение иностранцев.

4. Главным минусом привлечения иностранцев на работу опрошенные считают то, что они занимают потенциальные рабочие места российских граждан - 24 % и низкое качество работы мигрантов - 22 %. Чуть ниже в качестве минусов оценивают рост преступности и вывоз российских денег за рубеж - 18-19%. Лишь 4 % не видит никаких минусов в миграции. Ассимиляции опасаются около 10 %.

5. Серьёзных отличий в позициях между опрошенными по признакам пола, возраста, образования, уровня доходов и стажа жизни в Магаданской области нет. Единственное исключение - молодёжь (до 24 лет) видит больше плюсов в трудовой миграции, чем люди постарше.


Выводы

1. Предпринимательское сообщество поддерживает привлечение иностранных работников, мотивируя это непростой ситуацией, дефицитом кадров на региональном рынке труда. Общественное мнение стоит на другой позиции: опрошенные жители области единодушно выступают как минимум за снижение квот на привлечение мигрантов, как максимум - за отказ от иностранных работников вообще. Можно говорить о том, что повышение квот на трудовых мигрантов вряд ли будет иметь поддержку жителей Магаданской области.

2. В обществе сложились устойчивые представления о том, в каких отраслях хозяйства региона допустимо использовать труд мигрантов (строительство), а куда доступ иностранцев должен быть закрыт (медицина, образование, энергетика, культура, СМИ, сельское хозяйство и ЖКХ).

3. Численность трудовых мигрантов в Магаданской области по официальным данным стремительно растёт - примерно на треть ежегодно в 2011-2013 гг. Квота на 2014 г. установлена в размере 10320 человек при численности экономически активного населения области - 99 тыс. При этом квоты на иностранных работников ниже заявленной потребности предприятий области, а сами квоты не выбираются - в прошлом году привлечено лишь 57 % от заявленной потребности и 73 % от квоты. Связано это с тем, что процедура оформления квот многоступенчатая и продолжительная, предприятия и организации стараются заявить максимально возможное число иностранных работников на следующий год, отчасти на всякий случай.

4. Трудовая миграция в Магаданскую область имеет сезонный характер, большинство иностранцев являются квалифицированными рабочими, 84 % из них привлекается в горную отрасль и строительство. Причём в строительстве иностранные работники доминируют, составляя 72,9% от занятых, в горной отрасли - их четверть.

5. Большая часть въехавших в Магаданскую область иностранцев - граждане Украины, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана, Казахстана и Киргизии - на них приходится 76 %. Примерно 15 % из 18462 иностранных граждан в 2013 г. въехали в регион не с целью работы. Многие иностранные граждане приезжают вместе с семьями, имея намерение стать жителями Магаданской области, получить вид на жительство, либо гражданство.
6. Большой потенциал привлечения работников в Магаданскую область содержит программа переселения соотечественников, их до 2017 г. должно приехать к нам вместе с членами семей 1650 человек.

7. Совокупная доля иностранных работников в 2013 г. составила 6,2 % от общего числа занятых в области. Профессии иностранных работников иные, нежели чем у официально зарегистрированных безработных. Выпускники учебных заведений области способны покрыть лишь 10 % от потребностей предприятий. В 2013 г. вдобавок к 5932 иностранцам было привлечено порядка 2 тысячи работников из других регионов России. Региональный Минтруд считает, что трудовые мигранты не оказывают серьёзного воздействия на сферу занятости в области и в целом они оказывают положительное влияние на экономику.

8. Иностранные работники действительно обходятся предприятиям дешевле российских граждан - их средняя официальная зарплата в 2,4 ниже, чем у россиян (теневую часть доходов трудовых мигрантов учесть сложно). Бюджет также от них в выигрыше - в прошлом году социальные затраты на иностранцев составили лишь 8 % налогов, которые они принесли.

9. В Магаданской области нет оснований говорить о сколь-либо масштабной нелегальной миграции, свойственной некоторым другим регионов. По косвенным данным количество случаев обмана иностранных работников с зарплатой, условиями труда и быта уменьшается. Тем не менее, работа иностранных граждан без соответствующих разрешений всё-такие имеет место.

10. Уровень преступности среди иностранных граждан в Магаданской области ниже, чем среди российских. Правоохранительные органы региона не видят особых проблем, связанных с иностранными гражданами.

11. Система привлечения иностранных работников грамоздка, содержит коррупциогенные факторы и подвергается обоснованной критике за негибкость, неоперативность и слабый учёт специфики региона. Система распределения квот на региональном и федеральном уровне подвергается критике за недостаток гласности и публичности.

12. Большие надежды на замещение иностранных специалистов собственными даёт региональная программа “Кадры”, принятая в 2013 г.

Предложения:

1. Поддержать усилия Правительства Магаданской области в подготовке собственных специалистов в рамках региональной программы “Кадры”, в том числе в применении стимулирующих мер по привлечению местных специалистов на предприятия области. Рекомендовать Правительству, Магаданской областной Думе, муниципалитетам учитывать ориентированность предприятий на подготовку и использование местных кадров при определении им различных экономических льгот.

2. Рекомендовать Правительству Магаданской области:
2.1. В связи с очевидным общественным запросом не повышать в дальнейшем на региональном уровне нынешнюю общую квоту на привлечение иностранных работников. Среди отраслей обратить внимание на строительство, в котором сейчас трудовые мигранты преобладают. Учитывать в целом негативное мнение жителей по привлечению иностранных граждан в бюджетную сферу, ЖКХ и торговлю.
2.2. Изучить вопрос привлечения соотечественников из-за рубежа с точки зрения дополнительных мер по обеспечению их жильём.
2.3. Принять меры к обеспечению гласности выделения квот на всех этапах - от направления заявок до публикации решений и их мотивировки, в том числе - завести соответствующий раздел на сайтах органов власти региона.
2.4. Рассмотреть вопрос о создании отдельного медпункта для быстрого и эффективного обследования иностранных граждан, прибывших в регион

3. Рекомендовать Правительству Магаданской области и Магаданской областной Думе в при разработке региональных нормативных актов и при выдвижении инициатив по вопросам трудовой миграции в федеральный центр добиваться дебюрократизации этой системы, снижения её инертности, а также учёта региональных особенностей ведения бизнеса.

4. Рекомендовать национальных диаспорам более активно рассказывать о своей деятельности в сфере трудовой миграции, использовать для этого современные средства коммуникации - Интернет и социальные сети.


Выражаем благодарность Л.А.Додиной, А.В.Балашёву, Т.А.Ильяшенко, Г.Н.Кузьменко, Е.Н.Казанцеву, А.В.Палиенко, П.Г.Прокопенко, В.В.Хижняку, А.В.Шаферову за организацию опроса общественного мнения и О.В.Дуднику за обработку его результатов.








Колымские колонки