Развитие Дальнего Востока - это общенациональная задача страны на весь XXI век


Журналисты «Магаданской правды» встретились с представителем Правительства Магаданской области в Совете Федерации Владимиром Кулаковым. Разговор вышел интересный и познавательный. Вот некоторые темы, о которых говорили сенатор и журналисты.


О КРЫМСКОМ ВОПРОСЕ

- Владимир Федорович, начало года выдалось очень напряженным для руководства нашей страны и Совета Федерации в частности. Что вы считаете главной темой работы СФ в этот период?

- Совет Федерации очень напряженно работал в течение февраля - апреля текущего года.

Главное - это ситуация на Украине и в Крыму, которая связана с глубокими политическими изменениями, политическим кризисом, который продолжается до сих пор на Украине.

17 марта Верховный совет автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым, суверенным государством и обратился к России с предложением о принятии Республики Крым в состав нашей страны. Это решение было принято по итогам общекрымского референдума, в ходе которого все жители Крыма, включая город Севастополь, имели возможность (и воспользовались ею) свободно выразить свое мнение, как это было подтверждено многочисленными международными наблюдателями. Именно через это право - право на свободное волеизъявление, право на самоопределение - крымчане сделали свой выбор. И это в полной мере соответствует реализации права народов на самоопределение, которое закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации ООН о принципах международного права и многих других документах.

Россия немедленно откликнулась на обращение братского ей народа и пришла ему на помощь.

Как результат - Советом Федерации были одобрены два важнейших исторических нормативных правовых акта, принятых Государственной Думой, - это Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», а также Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Все процедуры, оба закона рассмотрены в открытом режиме и по каждому из них проводилось открытое голосование.

Каждый из членов Совета Федерации принял для себя внутреннее решение по своей позиции, и единогласно выразил его голосованием по отношению к этим двум важнейшим правовым законодательным актам.

Эти документы юридически оформили в полном соответствии с международным правом и законодательством России воссоединение Крыма и Российской Федерации и образование двух новых субъектов Федерации.

Эти документы четко излагают процедуру интеграции Крыма в состав России и гарантируют права крымчан во всех сферах в полном соответствии с правами и привилегиями граждан Российской Федерации, включая язык, культуру, традиции, социальную защищенность, экономическое развитие соответствующих территорий и другое.

Безусловно, в последнее время в адрес России звучат обвинения и нападки в незаконности присоединения Крыма, употребляется также термин «аннексия». Сейчас наглядно видно, как крымчане реагируют на то, что происходит, когда они получают российские паспорта. Эту радость, это подлинное счастье невозможно сыграть, невозможно отрепетировать и срежиссировать. Поэтому, когда на этом фоне бросаются терминами типа «аннексия», я считаю, что это оскорбление граждан, покушение на их неотъемлемые права на волеизъявление, которыми они в полной мере воспользовались.

11 апреля 2014 года Парламент - Государственный Совет Республики Крым единогласно принял новую Конституцию республики. Историческое событие свершилось.

О ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ

- В Крыму базируется наш Черноморский флот. Теперь эти территории в составе России. Какова судьба соглашений с Украиной касаемо наших кораблей?

- Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины».

Речь идет не о денонсации, а именно о прекращении действия. Поясню, что речь идет о четырех документах: соглашении о параметрах раздела Черноморского флота; соглашении о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины; соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота на территории Украины (все они были подписаны в Киеве в мае 1997 года), и соглашении между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины, которое было подписано в Харькове в апреле 2010 года.

Российская Федерация на протяжении всего срока базирования Черноморского флота на территории Украины добросовестно выполняла взятые на себя обязательства, в том числе финансового характера.

Поэтому на сегодня (и это очень важно) отсутствуют какие-либо основания для продолжения правоотношений по размещению объектов и персонала Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, включая обязательства российской стороны по предоставлению украинской стороне оплаты или иной компенсации за такое размещение.

На основании статей 61 и 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года Российская Федерация вправе прекратить действие упомянутых соглашений по Черноморскому флоту.

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

- Но вернемся в наш регион. Каковы сегодня планы государства в части поддержки и развития территорий Дальнего Востока?

- Важное значение для развития Дальнего Востока имело заседание рабочей группы Совета Федерации, прошедшее в г. Якутске 4 апреля т. г., по подготовке предложений по совершенствованию законодательства по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, в котором я принял непосредственное участие.

Напомню, что 12 декабря прошлого года Президент Российской Федерации в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул главную мысль о том, что развитие восточных регионов страны - Сибири и Дальнего Востока - это общенациональная задача для всей страны на весь XXI век. В рамках решения этой задачи и разрабатывается проект федерального закона по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Я хочу напомнить о том, что к началу XXI века сложилась такая ситуация, когда Азиатско-Тихоокеанский регион начал стремительно выходить на лидирующие позиции всей нашей планеты по экономическому развитию, появились мощные достижения в научно-технической области. И вот на этом фоне наметилась стагнация, отставание российского Дальнего Востока. Причем она приняла угрожающие размеры, и все это характеризовалось не только сложной экономической социальной ситуацией, но и оттоком населения. Дальний Восток начал стремительно терять людей и находится, по сути дела, в депрессивном состоянии. Возникли геополитические угрозы для единства и целостности нашей страны. Вот почему еще в 2006 году, уже почти 10 лет назад, Совет безопасности Российской Федерации рассмотрел вопрос о ситуации на Дальнем Востоке, и Президент Российской Федерации, руководитель Совета безопасности, дал поручение разработать Стратегию развития Дальнего Востока.

Стратегия развития Дальнего Востока определяет целевые стратегические задачи. Она дает описание, количественное и качественное, нового состояния Дальнего Востока, которого мы должны достичь. Государственная программа является мощным инструментом реализации основных положений стратегии. Но, для того чтобы программа заработала, необходимо законодательное решение. Вот почему после заседания Госсовета, которое состоялось в ноябре 2012 года, началась разработка проекта этого закона.

В подкрепление развития стратегии как инструмент, механизм реализации государственной программы и стратегии разрабатывается закон. Он сложный. В последнее время мало таких законов разрабатывалось в стране, которые бы носили комплексный характер. По сути, это кодекс Дальнего Востока, который опишет экономические, налоговые, бюджетные, социальные и иные особенности Дальнего Востока. Именно поэтому разработка этого закона идет достаточно сложно.

Еще в начале 2013 года после заседания Госсовета была разработана примерная структура закона, которая направлена во все субъекты Федерации, заинтересованные органы. Было получено колоссальное количество разных предложений по структуре закона. На их основании в марте нынешнего года была разработана концепция закона, которая направлена в субъекты Федерации, в научное сообщество, министерства и ведомства Российской Федерации. И готов текст проекта закона, который опубликован на сайте Совета Федерации, направлен во все субъекты Федерации, во все заинтересованные предприятия, организации, научные сообщества. Сейчас идет обсуждение.

27 марта нынешнего года состоялась традиционная очередная встреча Президента Российской Федерации с Советом палаты Федерального Собрания Совета Федерации, обсуждались вопросы текущего законодательства. Там заместитель председателя Совета Федерации В. А. Штыров докладывал о разработке нашего закона, и Президент Российской Федерации поставил задачу завершить разработку закона и направить ему текст закона.

Я далек от мысли, что этот текст является законченным и совершенным, наоборот, мы должны очень тщательно поработать над ним и, может быть, в некоторых аспектах он претерпит радикальные изменения.

Поэтому данный закон будет составной частью общего федерального законодательства.

Мы должны продолжать действовать, хотя я понимаю, что прохождение закона будет достаточно сложным. Потому что нам надо будет одновременно принимать еще, как минимум, три закона о внесении изменений в другое действующее законодательство Российской Федерации. Имеются в виду Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и иные законы. Видите, какая комплексная сложная задача.

Этот закон к концу весенней сессии 2014 года должен быть готов.

О ГОСГАРАНТИЯХ

- Владимир Федорович, а какие меры поддержки смогут ощутить на себе простые труженики Крайнего Севера?

- Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации».

Данным федеральным законом мы восстанавливаем равенство прав всех работников, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Этот закон будет способствовать закреплению населения на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера.

Также Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Одобренный федеральный закон направлен на совершенствование трудовых отношений и системы оплаты труда в государственных и муниципальных органах и учреждениях. Значительная часть изменений, которые предлагаются, направлена на приведение используемой в Трудовом кодексе, законе о северных гарантиях и компенсациях терминологии в соответствие действующему законодательству. Эти изменения носят в основном редакционный, уточняющий характер и не ухудшают положения служащих.

Второй блок изменений устраняет правовой пробел по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками, а также расходов при переезде на работу в другую местность. Для федерального уровня такой порядок и размер будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, для местного уровня и уровня субъектов Российской Федерации, соответственно, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, для других организаций - трудовыми договорами или локальными нормативными правовыми актами. С принятием этой нормы у Правительства Российской Федерации наконец появится возможность установить новые размеры командировочных расходов, которые не менялись уже более 10 лет.

Александр ТАМОВ








Колымские колонки