Здесь небо не должно пустовать


Еще вчера, казалось бы, стабильная ситуация с авиакомпаниями, осуществляющими перевозки пассажиров на местных авиалиниях, сегодня осложнилась.

В связи с этим губернатор Владимир Печеный проводит уже не первую встречу с руководителями ведомств Правительства Магаданской области и представителями авиакомпаний. Цель таких рабочих совещаний - обеспечить на территории области гарантированное обслуживание малой авиацией всех направлений: как перевозкой пассажиров, так и рейсами спецназначения.

УХОД ОТ РИСКОВ

Руководство области уже сегодня ведет работу по обеспечению транспортной доступности в ближайшем будущем. В частности, как сообщил Владимир Печеный, сегодня ведутся переговоры с компанией - производителем самолетов Л-410, которые, возможно, придут на смену выработавшим свой ресурс Ан-28. Определены и работы по модернизации аэропортов Сеймчан и Эвенск, которая будет осуществляться в рамках федеральной программы. На эти цели выделены денежные средства в размере, соответственно, 1,7 и 1,9 млрд. рублей. Такая сумма позволит привести аэропорты к современным требованиям. Внимание также будет уделено тому, чтобы государственная собственность, а это вертолеты Ми-8 и самолеты Ан-2, находящиеся сегодня в аренде у различных предприятий, выполняющих на территории области авиационные услуги, использовалась максимально эффективно. Поэтому серьезно стоит вопрос и о том, насколько наш авиаремонтный завод готов к оказанию услуг по ремонту и техобслуживанию летательных аппаратов.

- В моих планах двигаться по пути создания региональной компании с областным государственным участием, что прежде всего позволит сохранить воздушные суда и ослабит влияние внутренних дел авиакомпаний на обслуживание авиации в регионе. Косвенно область участвует в поддержании летной годности воздушных судов через субсидии, оплаты авиакомпаниям услуг. В этом году на перевозку пассажиров, выполнение санрейсов, мониторинг и тушение лесных пожаров запланировано порядка 240 млн. рублей. И сегодня важно правильно и в комплексе решить вопросы, связанные с гарантией… Никаких рисков на нашей территории, связанных с процессами внутри компаний, быть не должно, - сказал Владимир Печеный.

В минувшем году авиаперевозки осуществлялись по 9 направлениям. Выполнено 517 рейсов (2012-й - 416), перевезено 12,1 тыс. пассажиров (2012-й - 12,4 тыс.). Полеты в Ямск, Тахтоямск, а также из Эвенска в Тополовку и Верхний Парень осуществляло ОАО «НПК «ПАНХ». На линии Магадан - Эвенск работала авиакомпания «Амон». На воздушных мостах до Омсукчана, Сеймчана, Ягодного и Сусумана находилась авиакомпания «СиЛА».

По словам и. о. министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Максима Маркова, для осуществления авиаперевозок пассажиров из областного бюджета израсходовано 130,3 млн. рублей (2012 год - 75,6 млн. рублей). По специальному тарифу, составляющему 50 % от установленного, в период с 1 апреля по 31 октября перевезено 3052 пассажира (в 2012 году - 2365, рост на 29 %).

На 2014-й в направлениях Омсукчана, Сеймчана и Сусумана запланировано выполнить 401 рейс с объемом финансирования из областного бюджета 111,15 млн. рублей. В первом квартале работы профинансированы на 17,9 млн. рублей. Для ОАО «НПК «ПАНХ» в текущем году запланировано 78 пассажирских рейсов с объемом финансирования 18,5 млн. рублей. В первом квартале финансирование составило 2,9 млн. Теперь задача состоит в том, чтобы все шло согласно планам. И пока так и есть, тем не менее ситуация в малом небе остается напряженной.

С НЕДОСТАЮЩИМ ЗВЕНОМ

В 1999 году в нашем регионе была создана компания «Поляр-Авиа», она и стала арендатором техники (Ми-8, Ан-2), базирующейся в аэропорту на 13-м км. Это позволило сохранить парк воздушных судов, поддерживать их в летной годности. Но требования меняются часто, особенно в авиации. Наступил момент, когда «Поляр-Авиа» вынуждена была отказаться от полетов и сдать технику в аренду краснодарскому филиалу ОАО «НПК «ПАНХ». По сути, ничего не изменилось: летали наши машины и экипажи - перевозили пассажиров, выполняли санрейсы и так далее. Но недавно Магаданское УФАС выявило нарушение, суть которого в том, что «ПАНХ» не может быть субарендатором, поскольку не является субъектом малого предпринимательства, а компания «Поляр-Авиа» является, но она не может выполнять полеты, поскольку не имеет сертификата эксплуатанта.

И вот, как сообщил директор «Поляр-Авиа» Виктор Ротар, 28 февраля текущего года компания получила свидетельство эксплуатанта на проведение авиационных работ.

- Но сегодня мы не можем работать и конкурировать, потому что договор на техобслуживание пришлось заключать с предприятием на Чукотке. Делать туда 8-часовые перелеты нерентабельно, в то время как под боком авиаремонтный завод гражданской авиации. Непонятно, почему нам отказано в техобслуживании. В целом компания готова к работе и сотрудничеству. Сегодня у нас имеются три Ми-8 и один Ми-8 МТВ, у которого был продлен ресурс эксплуатации. Два воздушных судна отданы ОАО «НПК «ПАНХ» для того, чтобы не срывалась программа по перевозке пассажиров, - рассказал о сложившейся ситуации Виктор Михайлович.

Получается, что «Поляр-Авиа» не сможет участвовать в аукционах на проведение авиационных работ, поскольку не имеет возможности технического обслуживания.

Владимир Козловский, председатель совета директоров ОАО «НПК «ПАНХ» (с 2009 года ЗАО «МАЗ-73ГА» входит в его состав), довел до сведения присутствующих, что в последние годы положение авиазавода было очень плачевным - задерживалась зарплата работникам, росли долги по налогам. Сейчас совет директоров пересматривает экономику предприятия. На данный момент финансовое положение начинает выправляться. Однако руководство имеет четкие позиции в отношении предоставления своих услуг.

- Мы намерены работать честно и законно, - заявил Владимир Борисович. - У нас много филиалов, в том числе и за рубежом. Требования ко всем одинаковые и основаны на обеспечении безопасности. Завод готов оказывать услуги, но на позициях цивилизованных рыночных отношений. Не должно быть так, что сегодня предприятие будет оказывать услуги, а завтра с ним по мере возможности рассчитаются. Это вопрос безопасности полетов. «Поляр-Авиа» сегодня недееспособна.

Здесь же Владимир Козловский добавил, что у авиаремонтного завода есть перспектива. Не исключено, что на его базе будет создан Дальневосточный сервисный центр.

У КОЛЫМЫ «СиЛА» В ИЗБЫТКЕ

Неплохие новости есть и у авиакомпании «СиЛА». 31 января после 8-месячной кропотливой работы по оформлению всех необходимых документов благодаря поддержке Правительства Магаданской области она получила сертификат эксплуатанта, став 128-м на территории РФ.

В настоящее время парк авиакомпании составляют четыре самолета Ан-28. Но и это количество техники для работы в Магаданской области является излишним. По словам генерального директора ООО «Сибирская легкая авиация» Андрея Богданова, в прошлом году общий налет составил 1050 часов, в этом заложено 1020. Здесь сказался тот факт, что в пассажирских перевозках перестала задействоваться площадка в Ягодном. Учитывая, что с этого направления «СиЛА» начинала работать, терять его сегодня обидно. Потенциал же авиакомпании позволяет выполнять в три раза больший объем работ. На данный момент руководство региональной авиакомпании «СиЛА» рассматривает предложения дополнительной работы, поступающие из Чукотского автономного округа, а также ищет другие варианты подработки в соседних регионах. Также в планах компании принять участие в аукционах на авиационные работы, в частности по обеспечению территории услугами санавиации. Надо сказать, что Ан-28 - самый неприхотливый самолет в части модификации. Чтобы превратить салон из пассажирского в грузовой или же для транспортировки больного, требуются считанные минуты.

Свое мнение есть в авиакомпании и по обновлению авиапарка.

- Л-410 - хороший самолет, неплохо зарекомендовал себя и в условиях Севера. Если область доверит нам их эксплуатацию, мы с радостью возьмемся, хотя душа лежит к другому - «Beechcraft King Air». Это воздушное судно обладает большей скоростью и дальностью полета, и, что немаловажно, оно более экономичное.

Руководитель «Сибирской легкой авиации» обратил внимание еще на ряд проблем, которые препятствуют сегодня более продуктивной работе региональной авиации. Например, вот уже год, как авиационный радиомаяк в Сусумане, который должен обеспечивать регулярность полетов, не прошел процедуру сертификации, хотя работы здесь от силы на четыре месяца. Сегодня, когда осуществляются рейсы в данный населенный пункт, радиомаяк включается и работает в тестовом режиме. Это повышает безопасность полетов. Но пользоваться им как средством навигации на данный момент нельзя. То есть если в Магадане и Сусумане погода позволяет совершать взлет и посадку, а на пути следования метеоусловия не отвечают требованиям безопасности, то рейс не состоится.

Так, в прошлом году в июне - июле по заявке департамента дорожного хозяйства и транспорта было запланировано выполнять пять рейсов в неделю. В итоге половину из них осуществить не удалость именно из-за плохих метеоусловий. Это негативно сказалось на объемах, снижается эффективность авиаперевозок, поскольку часть пассажиров не желает зависеть от погоды на пути следования и пересаживается в автотранспорт.

- Хотелось бы сказать еще несколько слов об аэропортах Сеймчана и Эвенска: как только они вошли в состав ФКП «Аэропорты Севера», тарифы на обслуживание воздушных судов возросли в два раза, при этом качество услуг осталось на прежнем уровне. Усложняет работу и тот факт, что авиакеросин там так и не появился, поэтому приходится завозить его самим. Хотелось бы, чтобы данные аэропорты вернулись под свое крыло, Магадану они все-таки ближе, - высказал свое пожелание Андрей Богданов.

Подводя итог встречи, Владимир Печеный еще раз подчеркнул, что сегодня главная задача - не допустить сбоев в работе местной авиации. Магаданская область - это не та территория, которая может себе позволить быть заложницей хозяйствующих субъектов.

Что касается ООО «Поляр-Авиа», то по существующему договору компания будет являться арендатором авиатехники до 1 апреля 2015 года. Сегодня она выполнила условия, необходимые для того, чтобы использовать воздушные суда. Как окажется в действительности, покажет время. А через год будут проведены новые аукционы на аренду воздушных судов, и не исключено, что появится третье лицо, которое станет выполнять авиационные работы в небе Колымы.

По полетам в Ягодное на данный момент окончательного решения еще нет. Возможно, в летний период в зависимости от пассажиропотока и жители Ягоднинского района воспользуются услугами авиации. По данным министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, тарифы на местных авиалиниях остались на уровне прошлого года. Так, полный билет до Омсукчана будет стоить 4200 рублей, Сеймчана - 3800, Сусумана - 3800, Эвенска - 7600, Ямска - 3380 и Тахтоямска - 3680.

Глеб БОЯРКИН

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"









Колымские колонки