Особая энергетика


Елена Гоголева - о ценностях Магадана и территории

«Нам нужно бережно собирать информацию о людях, живших здесь. Мы дали огромное количество известных личностей. Поэтому надо добавлять здесь живущим чувство гордости», - призывает педагог, поэт, философ Елена ГОГОЛЕВА.

Люди всего мира

- Магадану в этом году исполняется 75 лет, возраст для города небольшой. Как вы считаете, успела ли за это время сформироваться региональная идентичность, самосознание?

- Наверное, все-таки да. По-прежнему в нас остались высокая переимчивость, открытость абсолютно любым технологическим и интеллектуальным новациям.

Вторая особенность, хотя сегодня слабее, чем в городе моего детства, - это абсолютное отсутствие каких-то межнациональных противостояний.
Третья черта - динамичность. Магаданец, по моему глубокому убеждению, более глобален в мышлении, поэтому передвигается по миру легко, свободно.
Кроме того, магаданцы быстрее говорят, что свидетельствует о высокой скорости мышления.

Все это рождает некое снисходительное отношение к столичному жителю - это тоже магаданская черта. Причем, не злое подтрунивание, а достаточно добродушное.

А результат наших особенностей - некоторые привычки, присущие только нам. Я много рыскала, но нет примеров, чтобы хоть какой-то город СССР или России собирался 31 августа у Большого театра в течение более полувека.

- Чем же можно объяснить особенности, присущие нам?

- Прежде всего - типом сложившегося здесь населения. Оно по определению смешанное, многонациональное. А это значит, что наша мультикультуральность была изначально свойственна региону. Та категория людей, которая пришла сюда по этапу, была незаурядной. Это какой генетический фонд пришел! Не менее незаурядны и те, кто приехал сюда добровольно.

Мы унаследовали эту черту - можем начинать с нуля и иметь успех. Практически все, кто уезжает отсюда, за исключением небольшого процента, добиваются больших высот.

Стереть налет провинции

- Давайте поговорим о молодежи, на ваш взгляд, изменилась она за последние 10 лет?

- Думаю, есть плюсы, но есть и минусы. Они не знают простых вещей, способны сказать потрясающую ересь, например, назвать Евтушенко - поэтом серебряного века. Но они реалисты, четко знают, что деньги надо зарабатывать. Мне кажется, что России сегодня нужны прагматики.

Они не стали нравственно хуже и хотят того же, что хотели в свое время все молодые люди, - любви, семейных отношений, воспитывать детей, вместе ездить в отпуск. Мне могут возразить, сказать, что у них свободнее сексуальные отношения. Но это примета века, однако я вижу, что никто из них не хочет принадлежать к золотой молодежи, когда человек утром не помнит, в какой постели он был и сколько постелей сменил. Я бы сказала так, некоторые регуляторы нравственности ослабли, но сказать, что они безнравственны, никак нельзя. Кстати, сегодня среди них больше верующих, чем раньше.

У них очень чувствуется линия, что надо зарабатывать, надо быть умелым в ремесле.

- В свое время вы говорили, что отсюда нужно на время уехать, чтобы выбить из себя провинциальность…

- Немного не так. Я убеждена, что любой человек, который живет в провинции, должен три года прожить в культурно-историческом центре. В нас сидит тяжелый комплекс провинциализма. Молодые люди не умеют ценить здесь хорошее, но прекрасно видят, чего у нас не хватает: уровня комфорта городской жизни, клубной жизни, архитектуры, культуры, искусства.

Мне кажется важным для молодежи повариться в насыщенном культурно-историческом бульоне. Ведь в Магадане глазу бедно, архитектура у нас не бедна.

У меня есть стихи про это:

Архитектура местная груба,
Приземисто то блочна, то кирпична,
Но, впрочем, в центре, в меру эклектично,
Как смокинг среди бязевых рубах,
Есть сталинской ампирности мотивчик.


Молодой человек должен хоть раз побыть в приличном театре, филармонии, погулять в национальных парках. И он себя в этом смысле проверит. Если человек совсем «не наш», то будет искать то, что по-настоящему его. Если он «наш», то обязательно вернется, достаточно обогащенный и опытный.
Я сторонница того, чтобы льготный авиабилет был у северянина молодого не до 23-х лет, а хотя бы до 25-ти. Не нужно рано закрывать ему путь на «материк».

В поисках бренда

- А на «материке»-то люди по прежнему думают, что у нас тут лагеря, медведи и золото под ногами. Или отношение к нам изменилось?

- Нет, боюсь, даже тупее стало. Я помню, что и в студенческие годы рассказывала о медведях, рукомойнике у дерева и все верили. Это некая экзотика для них: рыба, золото, дикая природа вокруг. Да, говорю, крупные куски золота, мы, конечно, поднимаем, а мелкие - пусть лежат. И все верят! Это мифы, в которых, например, москвичи костенеют. Уж сколько раз здесь был Жириновский, ему каждый раз говорили, что здесь лагерей не осталось, кроме двух колоний, нет - он всякий раз предлагает кого-то ссылать в Магадан.

Поэтому надо смириться с этой столичной глупостью. О нас знают и помнят многие, это наш бренд, его нужно использовать как фундамент и наклеивать сверху другие этажи. Потому что только лишь лагерный символ, конечно, безобразие.

- Что же, по-вашему, могло стать символом Магадана и Колымы, помимо лагерного прошлого?

- У нас до сих пор нет энциклопедии «Наши люди в культуре страны и мира». В этом смысле у нас потрясающее разнообразие. Причем некий родник бьет в человеке, который прожил здесь и 3 года, и 10 лет.

Мне рассказывали, как плакал Шевчук, когда приехал в Магадан, - известный рок-музыкант, я видела сама слезы Арбениной. Что-то есть в этой атмосфере, в этой территории, что прошибает насовсем. Шевчук зашел в свой дом и 40 минут не выходил. Что-то делал он в этих стенах, о чем-то плакал… Это какая-то энергетическая линия, энергетическая субстанция, которая есть в этом регионе, - она не описана, не изучена.

Мы дали огромное количество известных личностей. Уже трех оперных певиц дали - кто это знает, где мы это описываем? Вот, недавно узнали об Антоне Беляеве, но есть и другие, например, Рада Рай - тоже колымчанка.

У нас можно привести примеры выдающихся врачей, выдающихся представителей промышленности - руководителей крупных гигантов. Значительное количество наших людей находятся на центральном телевидении, в газетах. Когда я говорю, что Союзом журналистов России до сих пор руководит магаданец, люди вздрагивают - но это так. Что-то есть у нас в закваске такое, что до последнего они будут своими. Поэтому надо добавлять здесь живущим чувство гордости, рассказывая об уникальных земляках не только в праздники, а постоянно

Андрей ГРИШИН








Колымские колонки