Школьный робот


Уже несколько лет в СВГУ существует кружок робототехники, где студенты самостоятельно конструируют и программируют настоящих роботов, способных выполнять сложные задачи.

Недавно, 26 марта, в рамках «студенческой научной весны - 2014» прошли соревнования по робототехнике, с участием школьников. В актовом зале 27-й школы сошлись ученики и студенты, решив выяснить, чей робот самый обученный и насколько быстро решает задачи. Хотя битвой эти соревнования назвать нельзя, они прошли в формате товарищеской встречи, в результате которой, кстати, студенты школьникам уступили. Единственная из трех команд, представлявших студентов, «Вдохновение» заняла 3-е место, а 1-е и 2-е завоевали команды 27-й школы.

Однако главным посылом товарищеской встречи был не состязательный момент, а популяризация робототехники в школах.

Будущее уже наступило

Современные роботы уже во многом заменяют людей. Их применяют и на сборке в производстве, и на конвейерах, уже созданы модели домашних роботов, которые могут, например, самостоятельно пылесосить дома полы. Их применение сегодня настолько разнообразно, что, пожалуй, легче назвать области, где роботов применять нельзя, причем список будет не так уж и велик. По всему миру, в том числе и в России создаются университеты и кафедры по роботостроению, программированию, роботизированному производству.

«Но знакомство с робототехникой, основой технологического будущего, можно и нужно начать уже в школе», - уверен доцент кафедры информатики СВГУ, кандидат физико-математических наук Анатолий Шмелев, курирующий в университете робототехнический кружок. Он рассказал «ВгМ» об успехах своих студентов на всероссийских соревнованиях по робототехнике и почему школам нужно приобретать роботов.

- Кружок робототехники в СВГУ существует уже несколько лет, а где вы взяли первых роботов?

- На самом деле, это президентская программа по развитию робототехники в вузах и школах, университет вступил в нее 4 года назад. В рамках этой программы мы приобрели 3 комплекта роботов компании «Lego», один подарил спонсор. Кроме того, недавно мы приобрели 3 больших робота, профессиональных, но пока их не освоили.

Подключились студенты, те, кому это было интересно, стали заниматься. В итоге мы уже провели 3 фестиваля по робототехнике, а прошлом году приехали студенты из Петропавловска-Камчатского, которых мы этой идеей «заразили». В этом году уже они приглашают нас принять участие в соревнованиях, от нас поедут 3 студента в конце апреля.

Что касается товарищеской встречи, прошедшей в 2-й школе, мы и планировали выйти на учеников. Вот только у школьных директоров Магадана непонятная реакция, им жалко потратить деньги на этих роботов, хотя они не так дорого стоят - от 15 тысяч рублей. Главное - детям это интересно, а чтобы обучить, мы пришлем своих студентов, они всему научат. Так было с 27-й школой, согласившейся создать кружок робототехники у себя. Мы же надеемся, что в будущем в Магадане пройдут соревнования среди только школьников.

- А как проходят соревнования, чему можно такого робота научить?

- Скорее, правильно говорить запрограммировать - да насколько хватит фантазии. То же самое и с соревнованиями, придумать можно все что угодно. Например, на первых соревнованиях было задание написать программу для робота так, чтобы он танцевал под музыку, которую слышит. И они танцевали, даже что-то вроде вальса выходило. На спецтрассах для роботов задания также разные, начиная от преодоления преград, движения только по линиям определенного цвета, самостоятельного выталкивания кеглей из круга до… в общем, до чего угодно.

- Программа по развитию робототехники появилась не так давно. Насколько, Магадан отстал от, например, центральной России?

- Наоборот, наши студенты пару лет назад победили на всероссийских соревнованиях, проходивших в г. Коврове. Кстати, в том числе там были команды из Украины и Белоруссии и других стран СНГ. В общем, участвовало куча команд в 3 конкурсах. В одном команда наших студентов не участвовала, во втором заняла второе место, а в третьем - первое. А ведь они участвовали впервые, команду из Магадана никто не знал. Приехали тут, никому не известные, заняли первые места, собрали грамоты - благодарности и уехали домой.

С большими роботами тоже проводят соревнования, но с ними мы еще не разобрались, у них гораздо больше подвижных блоков и программирование сложнее.

Кстати, жители Камчатки, которых мы заинтересовали роботами, купили сначала 8 простых наборов, а потом пошли дальше и приобрели еще 2 сложных больших роботов, каждый из которых стоит по 850 тысяч рублей.

Поэтому мы ратуем за то, чтобы в магаданских школах появились кружки по роботостроению, ведь здесь нужно и руками поработать, и головой, и освоить программирование, есть и соревновательный момент. Может быть, для кого-то это увлечение станет базой для будущей профессии.

- Но получается, что в Магадане пока лишь одна школа открыла у себя такой кружок, другие школы не интересуются?

- Пока да, но мы надеемся популяризировать робототехнику. Для меня всегда остается пример школ в селе Мильково на Камчатке. Мы приехали туда по программе майкрософтского обучения, взяли с собой и роботов на всякий случай. Как оказалось, не зря. Нам удалось собрать детей, кто не уехал в отпуск и за месяц наши студенты обучили их конструированию и программированию. Потом мы провели соревнования, после которых дети обратились к директорам школ с просьбой приобрести роботов. Те пошли навстречу, купили. И это-то в селе, а у нас в Магадане школы не хотят их приобретать для своих же учеников. Хотя, повторю, стоят они совсем немного и, в принципе, созданы для детского обучения.

Но есть надежда, что после прошедшей товарищеской встречи что-то сдвинется с места. Ведь школьная робототехника нужна для того, чтобы не просто изучать информатику на компьютере, а видеть применение, ведь роботы - это будущее, уже наступившее будущее.

Это и некая реклама технических специальностей, сколько же можно плодить экономистов и юристов. Все говорят, в том числе и президент, что стране нужны технари, в первую очередь в промышленности. Но если мы не будем воспитывать из ребят технарей со школы, то так и останемся на задворках технологического мира.

Владимир ДОПЕ

Автор:  Владимир ДОПЕ "Вести города М"









Колымские колонки