Престижная профессия - уверенное будущее


В нашей области в статусе автономного уже несколько лет успешно работают два профессиональных училища - ПУ-12 и ПУ-7.

Учитывая положительный опыт их деятельности, в сентябре такой статус присвоен профессиональному училищу № 3. А с начала нынешнего года в статус автономного переведен профессиональный лицей № 1 г. Магадана. Как развивается сегодня старейшее учебное заведение области и какие планы намечены на будущее? Об этом рассказал его директор Андрей СУЩИК.

- Андрей Феодосьевич, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» упразднено начальное профессиональное образование и его функции переданы среднему. И теперь все училища и лицеи стали выше по статусу. А как по качеству обучения?

- Это действительно так. Вы помните, шло очень много дискуссий по этому поводу, ведь долго существовавшее начальное профессиональное образование стало достаточно мощной структурой со своей системой социальной поддержки учащихся, что зачастую играло ключевую роль при решении молодого человека в выборе профессии. За последние годы были вложены значительные средства в укрепление материально-технической базы лицеев и училищ, и сегодня такую работу мы, безусловно, продолжаем, чтобы обеспечить область квалифицированными рабочими кадрами.

В нашем лицее 324 обучающихся по пяти профессиям (автомеханик, слесарь по ремонту строительных машин, электромонтажник-наладчик, электромеханик по торговому и холодильному оборудованию, лаборант-эколог). Сейчас такие специалисты пользуются спросом по всей области. А лаборанты-экологи, на которых учатся и юноши, и 65 девушек, наиболее востребованы на горных предприятиях и в организациях, осуществляющих мониторинг окружающей среды. И работодатели присматриваются к будущим специалистам уже в период учебы и прохождения производственной практики.

Курсовая подготовка ведется постоянно, в данный момент 8 человек обучаются по профессии лаборанта химического анализа.

- Но вас по-прежнему упрекают в несоответствии структуры профессионального образования потребностям рынка труда. По данным мониторинга кадровой потребности предприятий, на протяжении ряда лет около 80 % вакансий рынка труда составляли рабочие профессии.

- Все это, безусловно, нами учитывается. Работает ряд целевых программ, например, «Развитие образования Магаданской области на период 2014 - 2020 годов», в которой одним из пунктов прописано создание двухуровневого образовательного учреждения. То есть мы должны быть готовы осваивать программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Уже когда версталась программа, мы нацелились на первую не профессию, а специальность «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Для нас это новое направление подготовки, оно будет опираться на учебную базу профессии лаборанта-эколога, а выпускать начнем техников-экологов. Они получат также одну из рабочих квалификаций, но в то же время по уровню образования будут на ступень выше. Лаборант-эколог может иметь разряд не выше четвертого. Чтобы получить пятый, необходимо среднее специальное образование, и мы такую возможность предоставим. А значит, у молодых специалистов будет перспектива профессионального роста. Для этого мы уже начали готовить лабораторию водоподготовки и водоочистки, выделили помещение, сделали капитальный ремонт.

В перспективе будем менять еще одну профессию - электромонтажника-наладчика на электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. И на ее базе с 2018 года запланировали ввести новую специальность «Электроснабжение», которая будет опираться на уже созданную базу, но предстоит еще оснастить ряд лабораторий. Для нас это реально.

- То есть вы постепенно будете развеивать мифы о том, что в наших профессиональных лицеях и училищах недостаточно готовят кадры, востребованные для региона?

- Мы, может, их готовим и достаточно, но не каждый наш выпускник, получив определенную квалификацию, идет по ней работать. Это тоже факт. Встречаешь бывшего выпускника, а он сегодня, положим, в торговле. Почему? И платят лучше, и условия труда комфортнее. Таков его выбор, для него это было решающим. Поэтому нельзя утверждать, что мы не готовы обучать. Да мы готовы, только какой выбор наши выпускники потом сделают? Палкой ведь не загонишь в профессию. Значит, надо анализировать, почему они не идут, и создавать соответствующие условия. А у нас порой легче из ближнего зарубежья привезти специалистов, чем готовить их на местах.

Как остальные трудоустраиваются? Есть такая цифра: около 60 % наших выпускников трудоустраивается, но она несколько усредненная, потому что отследить судьбу каждого сложно в силу ряда причин, а большинство юношей сразу после учебы идет служить в армию.

- Но есть и еще одна проблема: некому учить. Насколько укомплектован штат профессионального лицея?

- Недавно мы готовили программу развития и подсчитали: в лицее коэффициент совмещения сегодня равен 1,96, то есть каждый педагог работает без малого на две ставки. Всего их 27 человек, нагрузка большая у всех. А если на одну ставку, то получишь минимум. В этом плане мы, конечно, проигрываем общеобразовательным организациям, ведь была поставлена задача в первую очередь им поднять заработную плату, довести до средней в экономике, а нам - до средней по образованию, что далеко не одно и то же. А для учреждений профессионального образования эта задача будет решаться до 2018 года.

Уровень квалификации у преподавателей лицея высокий, и средний возраст тоже: у педагогов - 44 года, у мастеров - 50 лет. За последнее время, а я работаю здесь уже более 20 лет, не помню, чтобы к нам приходили молодые специалисты. Но нынче коллектив пополнился за счет одного, кстати, бывшего нашего выпускника. Совсем недавно я встречался по вопросам подбора кадров с руководством и студентами СВГУ, поинтересовался их планами, позвал к себе. В частности, у нас в этом году намечается вакансия, и уже надо искать того, кто ее займет. Выпускники университета с интересом выслушали мой рассказ о нашем лицее, специфике работы, мы поговорили о возможностях оплаты.

Студентов, надеюсь, мне удалось заинтересовать. Даже если после университета они пойдут в армию, то за ними останется гарантированное рабочее место. А год пройдет быстро.

О необходимости модернизации профессионального образования сегодня говорят много. И один из путей - оптимизация сети учреждений. Как подтверждает практика, автономия несколько упрощает решение вопросов освоения финансовых средств как бюджетных, так и внебюджетных. За последние два года автономными учреждениями заработано около 40 млн. рублей, причем более 85 % направлено на укрепление материально-технической базы. Так на деле находит подтверждение тезис о том, что в режиме автономии легче работать: больше как ответственности, так и возможностей.
"Магаданская правда"









Колымские колонки