Педагог на современной платформе


На четвертом городском конкурсе педагогических работников «Призвание» в Магадане из восьми его участников победителем была признана учитель русского языка и литературы лицея № 1 им. Н. К. Крупской Жанна Николаевна КАПИНУС, которая представила инновационную разработку на необычную тему.

Представить коллегам опыт своей работы Жанна Николаевна как учитель русского языка и литературы не могла иначе как в стихотворной форме. «Думаю, вы согласитесь, что инновационный опыт должен быть и представлен креативно», - заявила она сразу, поскольку тему выбрала и интересную, и современную: «Автоматизированное рабочее место учителя русского языка и литературы и инструментальные компьютерные средства как фактор достижения высокого качества обучения учащихся».


Отмечая на презентации опыта новизну и оригинальность проекта, она рассказывала:
- Свою профессиональную деятельность я начинала в кабинете, оснащение которого соответствовало традиционным методам обучения. В моем распоряжении был минимум наглядности, а вместе с минимальным набором - большие надежды на собственную память и много времени на подготовку к урокам. В 2007 году на базе моего рабочего кабинета оборудовали кабинет информационно-коммуникационных технологий. Его открытие вызвано потребностью учителя в инновационных формах работы с учащимися, способствующих повышению качества обученности предмету, ведь традиционные средства обучения явно отставали от требований времени.

Ж. Н. Капинус закончила Николаевский государственный педагогический институт, учителем русского языка и литературы работает уже 13 лет. И к этой теме обратилась не случайно - хотелось найти новые способы педагогических решений стандартных ситуаций.

Основной целью инновационного проекта стало приведение методического и технологического обеспечения уроков в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Оснащение кабинета осуществлялось в соответствии с программой информатизации образовательного пространства лицея, что позволило поэтапно укреплять материальную базу, постепенно осваивать новые возможности, наращивать арсенал педагогических методик. В результате планомерной работы стандартный школьный класс был преобразован в современный кабинет информационно-коммуникационных технологий.
Конечно, это потребовало многих профессиональных компетенций: предметных, коммуникативных, аналитических. Обучение работе с информационными технологиями, участие в семинарах-практикумах, обобщение опыта работы в различных аспектах - все это позволило систематизировать накопленный опыт и материалы реализации проекта и оформить продукт инновационной деятельности.

Безусловно, решение этих проблем в одиночку не под силу ни одному учителю, поэтому к проекту были привлечены и другие специалисты.

- По типу кластера число участников проекта растет, а эффект реализации распространяется на все образовательно-воспитательное пространство лицея, - рассказала Жанна Николаевна. - Так, к освоению информационных технологий на базе моего рабочего места были привлечены все педагоги лицея, они участвовали в школьных семинарах. Кафедра гуманитарного цикла, которую я возглавляю, стояла у истоков формирования электронного портфолио в локальной сети лицея. В школьной среде получили распространение интеграция уроков гуманитарного цикла с занятиями по математике и информатике, мета­предметные уроки, в том числе благодаря участию в сетевых интернет-проектах. В моем рабочем кабинете занимаются ученики и других классов, и учителя-новаторы пользуются возможностями кабинета ИКТ на этапе построения единого информационного пространства школы.

Тут надо отметить, возникли сложности: с одной стороны, дети хорошо владеют информационными технологиями и мне не пришлось затрачивать время на обучение работе с ПК, в том числе с локальной сетью, а с другой - их трудно удивить, да и навык владения компьютером и Интернетом у них в основном был связан с играми и общением в чатах. Таким образом, определилась потребность в формировании не только грамотности, но и информационной культуры учащихся. С этой целью в структуру уроков я стала включать новые формы работы с текстом, поиском информации, отработкой тестов, а для закрепления результатов проводила внеурочные занятия и интеллектуальные конкурсы с использованием компьютера. Это позволило повысить эффективность образовательного процесса, положительную динамику качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, что подтверждается достижениями учащихся и результатами независимой оценки их предметных знаний. На протяжении трех лет мои ученики принимают участие во Всероссийском предметном конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех», Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе, научно-практической конференции и занимают призовые места. В этом году пятиклассники участвовали во Всероссийском мониторинге качества основного общего образования Института проблем образовательной политики «Эврика», его результаты стали для меня отправной точкой в оценке эффективности моей работы на новом этапе. А это значит, что главная цель проекта достигнута.

В результате ее проектной деятельности было создано несколько информационных продуктов: каталог цифровых образовательных ресурсов, электронное портфолио кафедры и учителя с разработками уроков и презентациями к ним, список востребованных в практике преподавания образовательных сайтов с авторской оценкой эффективности формирования предметных, личностных и метапредметных компетенций учащихся.
Все они получили распространение и на уровне лицея, и более масштабно - через материалы персональной страницы на школьном сайте. Таким образом, полученные в результате инновационной деятельности локальные изменения в образовательном процессе не только распространяются на образовательное пространство лицея, но и помогают учителям других школ.
"Магаданская правда"









Колымские колонки