Программный характер бюджета


Конец года - это жаркая пора для парламентариев всей страны. Как правило, именно на это время приходится принятие бюджетов различных уровней. О главном финансовом плане России и его влиянии на жителей Колымы мы поговорили с представителем Магаданской областной Думы в Совете Федерации Сергеем ИВАНОВЫМ.

- Сергей Павлович, насколько реалистичен бюджет на 2014 год, принятый Советом Федерации и утвержденный Президентом России?

- Бюджет на предстоящий 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов напряженный. Расходы в нем жестко увязаны с доходами. Важно, что в бюджете сохраняется наибольший удельный вес расходов на финансирование социальной политики и национальной обороны. Учитывая то, насколько внимательно подошли все участники бюджетного процесса к подготовке главного финплана страны, есть основания полагать, что закон будет выполнен в полном объеме. Расходные и доходные обязательства неоднократно выверялись на заседаниях комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации. И даже когда мы вынесли положительное заключение на проект бюджета, сделали это с одной важной оговоркой. Правительству следует в обязательном порядке предусмотреть дополнительные средства (мы оцениваем их в сумму около 60 миллиардов рублей) на поддержку регионов страны. Без этого майские указы Президента страны, касающиеся повышения заработных плат работников бюджетной сферы, рискуют быть невыполненными. В остальном все программные мероприятия на предстоящий год и последующие два подкреплены источниками финансирования.

- Часто говорится, что бюджет носит программный характер. Что отличает его от предыдущих документов?

- Переход на программный характер формирования бюджета - это то, что настойчиво предлагал наш комитет в последние годы. Речь здесь идет о том, что расходные статьи не носят абстрактного характера. Здесь не может быть ситуации, когда какое-либо ведомство просто получает ассигнования на свое содержание. Каждая копейка должна быть подкреплена принятыми программами ее расходования. Эти программы должны быть защищены. Сейчас федеральный центр настраивает регионы на то, чтобы аналогичный подход применялся и на более низких уровнях власти. Переход на программный характер расходов дает возможность не просто тратить средства, но и контролировать этот процесс, управлять финансовыми потоками. Тем более это актуально сейчас, когда федеральный центр постепенно сокращает объемы финансовой поддержки регионов.

- Кстати, а насколько обоснован этот процесс? Не секрет, что из-за сокращения госфинподдрежки многие дотационные субъекты РФ попали в долговую яму. Не рискует ли оказаться в аналогичной ситуации Магаданская область?

- Да, действительно, в последние годы мы наблюдаем сокращение уровня федеральной поддержки регионов. С одной стороны, это, наверное, правильно. Это вынуждает руководителей на местах изыскивать дополнительные источники доходов, отказываться от ненужных расходов, создавать условия для развития налоговой базы. Наша Магаданская область в этом смысле является хорошим примером. Областные власти разумно подходят к процессу заимствований. Колыма в рейтинге должников не фигурирует. Принятый Магаданской областной Думой в первом чтении бюджет на 2014 год дефицитный, напряженный, но в нем четко просматривается экономика. За каждой доходной статьей стоят поступления от предприятий: больших, средних и малых, создающих рабочие места, формирующих валовой региональный продукт. Ведется работа по поиску дополнительных источников доходов.

Например, на последнем заседании решено повысить ставки транспортного налога. Это правильно, учитывая насколько в последнее время увеличилось на Колыме число автомобилей. С другой стороны, и федеральный центр не должен сильно тянуть на себя одеяло. И проверки Счетной палаты показывают, что нынешнее распределение налоговых поступлений между федеральным центром и регионами нуждается в пересмотре. Сейчас эта пропорция примерно 60 на 40 в пользу Москвы, а для того чтобы субъекты РФ не испытывали острого дефицита в ресурсах, должно быть хотя бы 50 на 50. Ведь расходных обязательств, связанных с социальной сферой, на местах становится все больше и больше. Мы в палате регионов считаем и будем продолжать отстаивать нашу позицию в федеральных органах исполнительной власти, что краям и областям нужна большая финансовая свобода.
Разумеется, мы намерены поддержать идею продления и расширения до всей Магаданской области режима Особой экономической зоны, которую высказал во время недавнего визита в Магадан министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Величина налогов, которые платит наш регион, невелика по сравнению с другими более крупными регионами РФ. Тогда как освобождение от уплаты налогов, создание дополнительных льгот в рамках режима магаданской ОЭЗ могли бы дать дополнительный импульс к развитию всего региона и снизить долю участия федерального бюджета в различных инфраструктурных проектах.

- Кстати, о проектах. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона - это важная составляющая федерального бюджета, для нас во всяком случае. Насколько защищены в этой программе на 2014 год позиции Магаданской области?

- Каждый год нашему комитету по бюджету и финансовым рынкам еще задолго до первого чтения в Государственной Думе приходится вносить корректировки в проект федерального бюджета. В этом году ситуация особенно сложна, но даже несмотря на это, мы, как палата регионов, не можем допустить недофинансирования важных социальных статей. Для меня, как представителя Магаданской области, важнейшей социальной статьей является программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. В этом документе наш регион фигурирует во многих направлениях. Однако главные - это мероприятия, направленные на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Программа рассчитана до 2018 года. Это утверждено Правительством РФ. Однако в условиях дефицитного бюджета каждый год приходится отстаивать финансирование программных мероприятий.
Нашу озабоченность вызывает то, что из последней редакции программы исключены мероприятия по финансированию строительства ЛЭП Усть-Омчуг - Омчак и подстанции «Омчак». Кроме того, заметно сокращены инвестиции на строительство ВЛ 220 кВт Оротукан - Палатка - Центральная. Под это завязаны серьезные экономические проекты, и примерный дефицит средств оценивается в 8,2 млрд. рублей. Магаданская область - это регион, все системы которого замкнуты сами на себе. Мы не берем в расчет морское сообщение с «Большой землей», которое, кстати, носит сезонный характер, и автодорогу невысокого качества, соединяющую Магадан с Якутском.

Сейчас с вводом в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС на Колыме столкнулись с переизбытком производства электроэнергии. Не всегда возможно довести электричество до потребителей даже в рамках своего региона. Из-за этого тормозится развитие Яно-Колымской золоторудной провинции. Кроме того, выход на соседнюю Якутию с возможностью продажи электричества дал бы Колыме большой рынок сбыта, а восточным районам Республики Саха новые возможности для развития экономики. Поэтому, считаю, что программные мероприятия по развитию инфраструктуры на Колыме нужно наращивать, так как эффект от таких государственных вложений может проявиться не мгновенно, а спустя несколько лет. Тем более сложно ждать быстрого результата сейчас в условиях общемирового экономического спада. Одним из эффективных решений нам видится придание программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья с 2014 до 2018 года» статуса федерального закона, который был бы обязателен к исполнению для всех участников процесса. Сейчас программу утверждает правительство, и иногда в документ с боем приходится возвращать важные для Колымы статьи.

- Насколько мировой кризис повлиял на бюджетные проектировки?

- Основу экономики нашего региона составляет горнодобывающая промышленность, которая, к сожалению, очень зависима от мировых цен на драгметаллы. При планировании доходов цены на золото и серебро закладывались невысокие. Хотя, уверен, что мы уже преодолели точку падения и в будущем драгметаллы будут расти в цене. Кстати, 10 лет назад золото в мире добывали и при цене в 300 долларов за тройскую унцию, и даже тогда это приносило прибыль золотодобытчикам. Сейчас металл стоит 1250 долларов, а серебро около 20. Выход из этой ситуации видится в диверсификации экономики Магаданской области. В недалеком будущем большое влияние на формирование казны будут оказывать процессы, идущие на Магаданском нефтегазоносном шельфе или в Ороекской металлогенической зоне. При этом хорошим индикатором здоровья региональной экономики является развитие малого и среднего бизнеса, который призван оказывать сопровождение бизнесу большому в виде транспортных и иных услуг. В 2013 году поступления от упрощенного налога превысили проектировки, которые закладывались в 2012-м. Более 500 миллионов поступило в областную казну от малых предприятий, что говорит о том, что и у большого бизнеса дела идут в гору. В 2011 году в областной бюджет поступило менее 300 миллионов рублей по этой статье, в 2012-м уже 390, в 2013 году пока 515 миллионов. В целом от года к году на Колыме растет доля собственных доходов, что делает регион все менее зависимым от федерального центра.

Андрей НИКОЛАЕВ.








Колымские колонки