Консервы или пресервы? и то и другое - жесть!


Проект Cтратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 года активно обсуждается не только в Правительстве России, но и в отдаленных регионах. Оно и понятно - качественное питание является залогом здоровья, которое, как известно, не купишь ни за какие деньги. Обсуждают новый проект и магаданские рыбаки, которые постоянно сталкиваются с проблемами добычи, переработки и сбыта своей продукции. Своим мнением по этому поводу поделился президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, депутат областной Думы, член общественного совета Федерального агентства по рыболовству Михаил КОТОВ:

- Для нас, рыбаков, крайне важно знать, по какому пути завтра будет развиваться пищевая и перерабатывающая отрасль. От этого напрямую зависит благополучие рыбной отрасли в целом. В связи с этим Магаданская ассоциация рыбопромышленников направила в Росрыболовство ряд своих предложений.
Например, в новой стратегии по старинке предлагается увеличить производство рыбных консервов. Действительно, в прошлую эпоху продукты длительного хранения пользовались спросом у населения. Но это было вчера, сегодня вкусовые приоритеты заметно изменились. И это подтверждают исследовательские институты, которые занимаются данной темой.

Там пришли к выводу, что основу потребительского спроса составляют не консервы, а продукция с минимальным уровнем обработки - мороженая, охлажденная, копченая рыба, кулинарные полуфабрикаты, мороженое филе, пресервы. Наращивание консервного производства возможно, но при формировании ежегодного гарантированного госзаказа для создания национального стратегического продовольственного запаса, снабжения армии, силовых ведомств.

- Новая стратегия предусматривает введение дополнительных мощностей на территории ДВФО. Насколько это приемлемо для нашего отдаленного региона, где проблема сбыта одна из главных?

- Мы готовы увеличить объемы переработки при условии развития транспортной инфраструктуры. Сегодня крайне сложно отправить рыбную продукцию из Магадана в центральные районы страны. Доставив рыбу во Владивосток, не можем траспортировать ее дальше. А все потому, что там отсутствуют большие холодильные мощности, остро не хватает подвижных составов, которые бы могли перевозить рыбу в Сибирь и центральные районы страны.
Как президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, я не первый год обращаюсь к министру транспорта РФ с просьбой помочь решить данную проблему. Считаю, что при этом неплохо бы обратиться к положительному опыту советской эпохи, когда рыбакам компенсировалась стоимость транспортной перевозки до потребителя. Необходимо создать условия конкуренции между транспортниками, чтобы рыбопромышленники могли выбирать выгодные тарифы. У нас же на рынке фигурируют всего две транспортные компании, которые диктуют свои цены и условия.

- Говорят, что нынче на «материке» селедка в большом дефиците…

- Все это выдумки. Магаданские рыбаки сработали лучше, чем в прошлом году, увеличив на 40 % поставки сельди на российский берег. И промысел ее продолжается. Каждые пять дней судно «Си Хантер» компании «Тихрыбком» делает выгрузку в магаданском порту, доставив с начала путины больше 2 тысяч тонн сельди. Для сравнения: в прошлом году на этот период поставили чуть больше 800 тонн.

Селедка есть, но благодаря действиям железнодорожников она не попадает на столы сибиряков и жителей целого ряда центральных районов страны. Ограниченность местных рынков сбыта, транспортная удаленность от центральных районов России и сжатые сроки хранения делают бессмысленными поставки готовой рыбопродукции в остальные субъекты РФ.

- Сам собой возникает извечный вопрос: что делать?

- Как член общественного совета при Росрыболовстве, я предложил включить в проект стратегии мероприятия по рассредоточению производства готового продукта из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью в крупные российские регионы.

Для этого необходимо создать крупнооптовые организации, осуществляющие скупку мороженого сырца в дальневосточных портах и поставляющие его на всю территорию России с условием выполнения расчетов с рыбодобывающими структурами в объеме не менее 50 % от стоимости сырца. Увеличить производство рыбопродукции можно за счет совершенствования логистики в целях бесперебойной оперативной приемки на дальневосточном берегу замороженной рыбы и дальнейшей ее транспортировки внутри страны.

- Можно ли при имеющихся мощностях увеличить добычу и переработку рыбной продукции на нашей территории?

- У нас в прибрежке масса неосваиваемых объектов. Это навага, мидии, морской еж, гребешок, которые для крупных промышленных предприятий не представляют интереса. А вот для одного рыбака, который вышел в прибрежку на своей лодке, ловить, привозить на берег и перерабатывать рыбную продукцию выгодно. Уверен, если эта программа будет реализована, то через 5 лет выпуск продукции может увеличиться до 150 тысяч тонн.
Параллельно, кстати, решится и вопрос занятости населения. Если сегодня в рыбной отрасли территории занято около тысячи человек, то эта цифра со временем может быть увеличена вдвое. Чтобы осуществить этот проект, необходимо убрать административные барьеры, которые щедро расставлены на пути рыбаков.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть переработка рыбной продукции завтрашнего дня?

- Поставлять на рынок третьих стран продукцию с малой степенью обработки, как это делается сегодня, просто недопустимо. Особенно когда речь идет о живой рыбе и крабе. Переработка должна быть более глубокой и производиться прямо на судах. Сама продукция должна быть мелко фасованной и упакованной.

Правда, не всегда это находит отклик у рыбаков из-за высоких затрат. Но со временем все равно это придется делать всем, в противном случае можно потерять сферу сбыта, место на рынке.

- Вчера нам говорили, что вся рыба должна перерабатываться на российском берегу. Звучит патриотично, но как эта концепция вписывается в реалии сегодняшнего дня?

- Надо сначала определить - сколько может потребить российский рынок, а остальное отправить на экспорт. Такую задачу перед нами ставит и недавно назначенный полпред Президента России в ДВФО Юрий Трутнев. Он считает, что налаживание торговых отношений с другими странами является важной частью государственной политики. При этом не быть сырьевой страной третьего мира, а торговать продукцией с глубокой степенью переработки. Мы надеемся, что все наши предложения, которые подали в Правительство России, будут услышаны и найдут отражение в проекте Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 года, стратегии, по которой нам предстоит завтра жить и работать.

Виталий ХОЛОИМОВ.








Колымские колонки