Колымы начало - ее причалы


Если взять всю долгую жизнь человека, она не будет прямолинейной, здесь будут взлеты и падения, успехи и неудачи. Так и любое предприятие за свою историю переживает периоды развития и экономических спадов, даже несмотря на то, что оно является одним из важнейших не только для Магаданской области, но и для соседних регионов. Так 80 лет живет, принимая груз для колымчан, жителей Якутии и Чукотки, Магаданский морской торговый порт.

ВСЕ годы его деятельности были непростыми, начиная с момента строительства первого причала в бухте Нагаева и заканчивая сегодняшним днем. Тяжелый труд строителей, ударный - портовиков не прошел бесследно для Колымы. С морского порта началась область, и сегодня снабжение предприятий территории, поселков продуктами, топливом, стройматериалами, техникой осуществляется лишь благодаря этому старейшему предприятию. Не случайно порт называют морскими воротами Колымы.

Конечно, с портами европейской части страны или Владивостока нашему в масштабах не сравниться, но в середине 80-х слава о магаданском гремела на всей необъятной территории СССР. Известными на всю страну были имена наших портовиков. В частности, именем бригадира докеров Владимира Гусарова за трудовые заслуги был назван один из буксиров, который и по сей день работает, помогая судам при швартовых операциях, особенно в ледовых условиях.

Как уже сказано, легко портовикам не было никогда, но самым тяжелым периодом для предприятия стали 90-е годы и начало 2000-х, когда мощь Магаданского ордена «Знак Почета» морского торгового порта таяла буквально на глазах. Рекордная планка 80-х: грузооборот в 3 млн. тонн - снизилась в 6 раз. Тогдашнее руководство выбрало путь банкротства предприятия: запасные части для контейнерных погрузчиков «Валмет», портальные краны, техника - все металлоломом уходило за рубеж.

Как вспоминает нынешний председатель профкома ОАО «Магаданский морской торговый порт» Татьяна Семчук, в 90-е годы председателем профкома был Николай Бондарь, имевший за плечами Высшую партийную школу. Он и возглавил портовиков.

- Дружный коллектив, продолжительное время не получавший зарплату, стеной стал на защиту портового хозяйства. В период противостояния и забастовок осуществлялась выгрузка грузов только первой необходимости, таких, как продукты питания и уголь. В конечном итоге порт отстояли! - рассказала Татьяна Константиновна.

Н. В. Бондарь впоследствии на короткий период возглавил предприятие. Но вот на морские ворота Колымы пристальное внимание обратил губернатор Магаданской области Валентин Цветков. По его предложению в предъюбилейный год порта 13 мая 2002 года новым руководителем предприятия избирается Андрей Зинченко. Последующие 10 лет под его началом охарактеризовались если не развитием, то стабилизацией экономики морского торгового порта. Хотя началось все с неординарного решения, можно сказать, хрестоматийного случая
.
Первое, что сделал Андрей Зинченко, - пошел на снижение зарплаты работникам порта. Удивительно, но портовики, до этого пребывавшие в безденежье, согласились с этим условием. Это значит, что с первых дней своего руководства А. А. Зинченко сумел найти доверие в коллективе. В то же время был создан и утвержден коллективный договор, гарантирующий работникам порта оплату проезда к месту отдыха в центральные районы страны, включая членов их семей, всевозможные по тем временам льготы, путевки.

В 2003 году старейшему предприятию области исполнилось 70 лет. Экономическая ситуация начала выравниваться. Главным показателем деятельности Магаданского морского торгового порта является грузооборот. По словам заместителя генерального директора ОАО «Магаданский морской торговый порт» Александра Карпова, после того как в 90-х годах он снизился с 3 млн. тонн до 400 тыс., в преддверии юбилея не стремительно, но все же стал возрастать. В 2003 году порт переработал практически 700 тыс. тонн грузов.

- Рост главного производственного показателя неизбежно вел к необходимости обновления портовой техники, - рассказывает Александр Анатольевич. - К сожалению, доходная часть предприятия не позволяла провести масштабную модернизацию портового хозяйства. Тем не менее в период 2000-х годов в производственную мощь ввелись несколько вилочных погрузчиков различной грузоподъемности, ремонтировались краны и береговые сооружения, приобретены две принципиально новые машины - ричстакеры - погрузчики для переработки крупнотоннажных контейнеров. Среди портов Дальнего Востока магаданский стал первым, у которого появилась такая техника. Это уже ориентир на мировую практику. Дело в том, что в терминалах, где перерабатывается менее 100 тыс. контейнеров в год, целесообразнее задействовать именно ричстакеры (сейчас Магаданский морской торговый порт перерабатывает около 50 тыс. контейнеров в год). К тому же приобретению этой портовой техники способствовала и экономическая выгода. Они дешевле «Валметов», при этом не менее производительные и более маневренные. Надо сказать, поначалу портовики отнеслись к необычным погрузчикам с недоверием, но уже через полгода их мнение резко изменилось, появилась и сноровка. Сегодня ричстакеры можно увидеть в любом порту Дальнего Востока.

НЕ случайно портовики главную гавань территории называют миниатюрой региональной экономики. Сказать, что грузооборот увеличился, значит, ничего не сказать. Хочешь узнать, чем живет область, спроси у работников порта, через чьи руки проходит 90 процентов всех грузов. За последние 10 лет разительно стала отличаться номенклатура. Что завозилось морем в 90-е годы? Продукты, уголь, иномарки. Сегодня легковые автомобили на теплоходах в Магадан практически не завозятся. Впрочем, это небольшая потеря для порта. Во-первых, невыгодный тоннаж, во-вторых, сложная выгрузка. К каждой модели автомашины нужен свой подход при разгрузке. Поэтому партии авто по 250 - 300 единиц выгоднее перевозить судами, оснащенными аппарелью.
Сегодня, помимо грузов первой необходимости, порт отгружает на берег стройматериалы, в частности, увеличился объем поставляемого в область цемента. Еще лет 15 назад если и приходил теплоход с цементом, то докеры неизменно спускались в трюмы и там каждый мешок укладывали на поддоны. Десятки тонн материала они перегружали своими руками. Нынешний цемент благодаря большей механизации «полегчал».

Появилась в номенклатуре грузов минувшего десятилетия техника для коммунальных и ведомственных служб области. Но главное - в большом количестве порт стал перегружать в последние годы современную тяжелую землеройную технику для золотодобывающих компаний территории и соседних регионов. Ранее груз, который весил более 40 тонн - единичный случай. Сейчас же - сплошь и рядом. Практически на каждом теплоходе приходит по нескольку десятков машин весом от 50 до 70 тонн. И то, что порт успешно выполняет поставленные задачи, говорит о его современности, развитии.

В целом в последние годы наблюдается экономический подъем области, об этом красноречиво говорит и значительный рост количества судозаходов. В юбилейном году оно достигло 230. То есть за последние 10 лет увеличилось более чем в 2 раза. Значит, есть у магаданского направления своя привлекательность. Сегодня регулярные рейсы в порт Магадана совершают суда Дальневосточного, Сахалинского, Магаданского морских пароходств, а также группы компаний «Транзит-ДВ». Увеличилось и число портов погрузки. Грузы в столицу Колымы идут из двух портов Владивостока, Восточного и Находки. Это большой плюс как для Магаданского морского торгового порта, так и для грузополучателей.

Отдельно надо сказать о доставке и переработке одного из самых важных грузов для территории - каменном угле. В течение последних 10 лет как нельзя удачно выстроилась схема работы по выгрузке угля в рамках программы «Северный завоз». Твердое топливо в столицу Колымы идет с Кузбасса, много звеньев задействовано в этой тысячекилометровой цепи доставки. Несмотря на то что магаданский порт является лишь перевалочной базой, его роль в этом процессе менее значительной не становится. Ударными темпами докеры обрабатывают прибывающий в порт Магадана углевоз, перекрывая норму практически в 3 раза. Это позволяет значительно сократить график северного завоза и более уверенно вступить территории в зимний период.
11 лет каменный уголь в Магадан доставляет судно «Золотая Колыма». Не случайно портовики считают его своим. С одной стороны, оно уже стало привычным как для работников порта, так и для всех магаданцев, с другой - портом его приписки является Магадан, да и в экипаже есть колымчане. Не один год у штурвала «Золотой Колымы» бессменно стоял Александр Башкирев.

НЕМАЛОВАЖНО в новейшей истории предприятия и то, что с каждым годом портовый коллектив омолаживается. В частности, периодически происходит пополнение докерских бригад. Для этого на базе порта действует учебный комбинат. За последние годы здесь подготовлено 40 молодых докеров, и большинство из них гармонично вписалось в коллектив, а уже через 2 - 3 года показало неплохие результаты. Оценкой профессионализма является прежде всего работа на механизмах. Техника в порту сложная, «ветераны» работают на ней практически ювелирно, но и молодые не отстают и в профессионализме наступают им на пятки, осваивая контейнерные перегружатели, портальные краны, не говоря уже о погрузчиках или тягачах.
Сегодня в порту трудится около 300 человек, это и диспетчерская служба, и складская, и бригады докеров-механизаторов. Если говорить о докерах, то есть о передовой силе предприятия, в порту их три бригады и одно звено. Все они имеют узкую специализацию. Звено Н. В. Лепявского грузит металлолом, а также выполняет портовые хозяйственные работы. Бригада В. И. Бондаря занимается погрузкой-выгрузкой контейнеров и генгруза (ящики, палеты). Бригады Е. Д. Ланчакова и А. Я. Гаврыша специализируются на сыпучем грузе, угле, клинкере.

И вот в год 80-летия предприятия наступил переломный этап. В феврале 2013 года ОАО «Магаданский морской торговый порт» приобрела группа независимых инвесторов. 28 мая акционерами на должность генерального директора порта избран Андрей Горбов.

Новый руководитель поставил перед собой главные задачи - сохранить коллектив, его трудовые традиции, вывести морские ворота Колымы на принципиально новые показатели.

- Современный ритм жизни, социально-экономического развития динамичный, и порт здесь не должен отставать, - говорит он. - Уверен, что не ошибаюсь в выбранных векторах развития предприятия и все планы будут реализованы.

ПРЕЖДЕ всего это касается масштабной модернизации предприятия. Еще в начале года акционерная группа отметила, что ситуация в порту далеко не радужная: по итогам 2012 года убытки составили 37 млн. рублей. Необходимо в кратчайшие сроки переломить ее в сторону доходности. При этом новое руководство порта понимало, что без крупных инвестиций здесь не обойтись. Техническое обновление уже в ближайшей перспективе должно поднять экономику предприятия.

Летом 2013 года приобретены и введены в эксплуатацию 2 ричстакера фирмы «Калмар». Это позволило ускорить разгрузку судов и отгрузку порожних контейнеров из порта. Кроме того, проведены переговоры с немецкой компанией «Либхерр» о закупке портального крана грузоподъемностью 124 тонны. Осенью 2014 года он возвысится над гладью Нагаевской бухты. Также проведены переговоры с сервисными организациями по вопросу капитального ремонта 2 старых контейнерных перегружателей, находящихся на балансе порта. Это уже опыт коллег из порта Петропавловска-Камчатского, где в прошлом году проведены подобные работы и устаревшая техника возвращена в строй. Начато и обновление программного обеспечения.

Немаловажное значение, особенно в зимний период, в процессе швартовки судов имеет буксирный флот. Эта сторона также не осталась без внимания новых акционеров. В юбилейный для предприятия год приобретен буксир-кантовщик «Садко», правда, бэушный, поскольку новых буксиров усиленного ледового класса, которые были бы допущены к работе в Магадане, в наличии не было. Но и этот в хорошем техническом состоянии, с достаточно большим запасом срока эксплуатации. А уже в ближайшие полтора года для Магаданского морского торгового порта будут построены еще 2 буксира-кантовщика.
Таким образом, если минувшее десятилетие можно охарактеризовать как период оживания и стабилизации, то перспектива будущих лет - укрепление базы и наращивание мощностей.

Результат ждать себя не заставил. В год 80-летия более чем за 2 месяца до его окончания грузооборот морских ворот Колымы составил 1 млн. тонн. За весь 2012-й предприятие обработало 964 тыс. тонн грузов. Перспектива развития территории указывает на то, что и эта цифра не станет предельной. Магаданскому ордена «Знак Почета» морскому торговому порту - быть!

Евгений ВТОРУШИН.

Автор:  Евгений ВТОРУШИН "Магаданская правда"









Колымские колонки