Нас ждут большие и интересные дела


Новым начальником Департамента образования администрации Магаданской области недавно назначена Анжела Шурхно. Познакомить своих читателей с этой интересной женщиной мы решили в беседе за чашкой чая в «Магаданской правде».

- Известно, Анжела Владимировна, что большую часть своей жизни вы провели в Омсукчанском районе. Так насколько справедлива пословица: «Где родился, там и пригодился»?

- В данном случае - где вырос… А родилась я в Украине в 1971 году, но в 1979-м родители приехали в п. Дукат. Там окончила школу, поступила на исторический факультет в Магаданский пединститут, вернулась и 14 лет отработала в школе…

- Там остались любимые учителя? И почему была выбрана именно история?

- Все любимые. В том, что я выбрала историю, определенную роль сыграл мой преподаватель Владимир Владимирович Глазков, который сегодня возглавляет управление образования Омсукчанского района. Именно он мне ее и посоветовал, исходя, наверное, из способностей. Окончив Дукатскую среднюю школу, уехала поступать по направлению на исторический факультет Магаданского педагогического института, потом перевелась в Хабаровский госуниверситет. За полгода сдала экстерном сессии с третьего по пятый курс, затем на «отлично» госэкзамены и вернулась домой. В родной дукатской школе не только учила любимой истории учеников, но и продолжала учиться сама. Создала авторскую программу факультативного курса «Личность и история», добилась высшей квалификационной категории, стала призером областного конкурса «Педагог года-2000», получила в 2006 году грант Президента РФ «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

- А потом была научная работа, и я знаю, что вы написали диссертацию, причем на очень сложную тему

- В 2007 году наша семья переехала в Магадан, я преподавала в филиале Санкт-Петербургской академии управления и экономики, была признана лучшей по итогам научно-исследовательской и учебной работы, переведена на должность доцента кафедры социального управления и гуманитарных наук. Те три года были наполнены научной работой, в том числе над учебно-методическим пособием «История государственного управления в России», участием в международных конференциях. Подготовлены 10 публикаций, из них три международные, статьи в сборнике Академии наук, вышла в свет авторская программа.

Окончила аспирантуру Смоленского госуниверситета, сдала кандидатский минимум, прошла предзащиту диссертации и допущена к ее защите. Но для того чтобы пройти защиту, нужно было выезжать туда минимум на четыре месяца, а я в то время работала уже первым заместителем главы районной администрации и таким временем не располагала. На будущее, поскольку первый этап уже пройден, не исключено завершение.

Тема очень сложная, абсолютно не разработана ни у нас, в России, ни за рубежом. Но ею заинтересовались. Хотя она и спорная, но с жизнью согласуется: «Формирование духовно-нравственной компетентности старших школьников на основе идей педагогической феноменологии». Но, на мой взгляд, то, что отражено в диссертационной работе, должно давать стимул для реализации какого-то проекта. На самом деле это все теория, а если ее подвести под практику, то, конечно, она будет видеться нам в гораздо упрощенном виде. Мы растим личность. Уникальную. И говорим о том, что ее необходимо развивать. А делать это можно и с помощью индивидуального обучения, работая на одаренного ребенка, и групповыми формами. И мне хотелось на примере дукатской школы и Английской гимназии г. Магадана показать, что школа-социум действительно способна реализовать все задатки личности.

- Но был еще период в вашей жизни, когда пришлось вернуться в Омсукчан и заняться совсем новым делом. Чего удалось добиться?

- В 2007 году наша семья переехала в Магадан, как казалось, уже окончательно, но после выборов меня пригласили в команду Олега Егоркина, и 3 ноября 2010 года была назначена на должность заместителя главы администрации Омсукчанского района по социальным вопросам. За 3 года, курируя социальную сферу, удалось создать условия для реализации качественного образования в районе. Понимая, насколько сложно требовать результата, когда условия не созданы, приводили в достойный вид детские учреждения и школы, их в районе всего три, - это вопросы безопасности, укрепление материально-технической базы, капитальные и текущие ремонты, покупка игрового оборудования, приведение условий обучения в соответствие с санитарными нормами, - все было сделано. Также решали кадровые вопросы, обновился руководящий состав в школах и детсадах. Создали систему взаимодействия образовательных учреждений с другими сфера- ми - здравоохранением, культурой, спортом. Такова была программа-минимум, которую мы выполнили в районе, затем уже предстояло наполнить содержанием, начали разрабатывать механизм работы с одаренными детьми, проводить больше мероприятий, привлекая средства бюджета.

- А нынче какие главные задачи стоят перед образованием?

- В связи с изменениями в законодательстве, в частности введением нового Закона об образовании, дел предстоит немало: разработка нормативно-правовой базы, проектов норм материального обеспечения и многое другое. Ну и, конечно, те перемены, которые сегодня идут в образовании, - введение новых стандартов, подготовка к переходу с 1 января 2014 года дошкольного образования на уровень субъектов в части финансирования расходов на заработную плату. Соответственно, все эти расходы несет областной бюджет. А содержание зданий, оплата коммунальных услуг, капитальный ремонт будут в ведении муниципалитетов. Этот большой проект направлен на создание условий для реализации нового ФГОС в дошкольном образовании. К этой главной задаче сегодня готовимся.

А пока знакомлюсь с системой, направлениями полномочий департамента, коллективом. Тут надо отметить, что его кадровый потенциал очень надежный. Люди достаточно опытные, проработавшие здесь более 20 лет, - это заместители, начальники отделов, курирующие каждый свое направление, и молодые специалисты, их у нас довольно много.

Кроме того, продолжаем реализацию комплекса мер, направленных на решение задач образования, - это совершенствование финансово-экономических отношений, обеспечивающих непрерывный рост заработной платы, приведение материально-технической базы в соответствие с требованиями ФГОС, санитарными нормами, активизация усилий по привлечению новых педагогических кадров и сохранению имеющихся.

- Как вы думаете: повышение заработной платы - это гарантия качества работы учителя?

- Конечно, рост зарплаты, материальное стимулирование - очень здорово, это та опора, на которой стоит не только педагог, но и любой работающий человек. Но оно не гарантирует качества обучения. Для него, как мне кажется, нужны еще дополнительные стимулы, и прежде всего тот, что заложен в самой системе, в каждом педагоге, помимо повышения зарплаты, нужен его внутренний настрой, желание работать, опыт, призвание - это главное. Ведь это та профессия, где можно с уверенностью сказать, что, помимо знания, еще нужно и предназначение. Поэтому качество зависит от уровня и умения педагога совершенствоваться, реализовать свои способности, возможности. И тут очень большую роль играет самообразование. Педагог, который надеется только на то, что ему принесут готовый стандарт или он будет ориентирован только на конкретные показатели, мало чего добьется. Создание новой современной школы невозможно без изменения сознания, мышления самого учителя. Это хорошо понимают педагоги, постоянно совершенствующие профессиональное мастерство, успешно осваивающие новые стандарты, пополняющие багаж теоретических знаний и практического опыта.

- Согласитесь, что нам в этом плане очень мешает отдаленность, а ведь хотелось бы учителю поехать в другие регионы что-то новое почерпнуть или даже за рубеж, как выезжают в других областях.

- Безусловно. С одной стороны, мы сегодня несколько ограничены в широком круге профессионального общения, обмена опытом, но с другой - в области работает Институт повышения квалификации педагогических кадров, различные центры, проводится немало форумов, разрабатываются авторские программы, различные методики, которые способствуют обогащению, распространению опыта, стимулированию творчества учителя. Делается все, чтобы его заинтересовать, причем по всем направлениям. Наши педагоги, руководители учреждений, специалисты департамента учатся здесь и выезжают на курсы повышения квалификации в другие города - Якутск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток, это запланировано, и деньги на это выделяются. Конечно, я понимаю, что было бы здорово почерпнуть еще и зарубежный опыт, но пока таких возможностей нет.

- И все-таки согласитесь, что все в школе зависит от учителя. Как говорят, личность воспитывает личность.

- Учительский труд тяжелейший - все дети разные, и к каждому надо найти свой подход, а еще и адаптироваться к новым веяниям. Все течет, все меняется, поэтому учитель тоже должен меняться. Наибольшая сложность его профессии, по моему мнению, заключается в виртуозном профессиональном мастерстве, результат которого виден не сразу, а спустя годы. От учителей, по сути, зависит будущее государства. Вот почему так важны внимание, забота и уважение к ним со стороны власти, общественности, родителей, создание достойных и комфортных условий труда, оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, методическими пособиями, литературой, то есть всем тем, что необходимо для качественного и успешного образовательного процесса, самообразования, совершенствования учителем мастерства и профессионализма, поскольку одними нормативными актами заставить педагога творчески и качественно работать невозможно, сначала нужно создать ему условия для творческого и качественного труда, обеспечить достойную оплату.

Сегодня в общем образовании работают 1180 учителей. Приятно, что в школы сейчас приходят выпускники вузов. Около сотни молодых специалистов - это достаточно весомый вклад для нашей системы. У нас пришли не только из СВГУ, но и много приглашенных из других регионов, система стимулирования сегодня привлекает и тех, кто получил образование, но не работал. И руководители учреждений, куда они пришли, и наставники прилагают усилия, чтобы они закрепились и остались. Решаются вопросы предоставления жилья, социальных выплат, есть система стимулирования, поддержки. И все же на сегодня в школах 35 вакансий. И система замещения, которая всегда существовала, очень распространена.

Конечно, хотелось бы больше молодых специалистов, очень много говорится о том, что надо вернуть в вузовскую подготовку целевой набор, распределение, но, безусловно, я здесь соглашусь, что четко прописанные права граждан здесь конституционно нарушаются, это действительно так. С другой стороны, уже внесены изменения в Закон об образовании, в новом законе, в частности, четко прописано положение о том, как будет заключаться целевой договор между студентом, обучающей стороной и работодателем, предусмотрены более жесткие санкции за невыполнение условий договора. Уже более тесное взаимодействие между этими тремя сторонами.

- Что для вас сегодня самое болевое, что более всего огорчает?

- Все-таки качество обучения. Сегодня очень трудно огорчаться, поскольку так много нововведений, многие из них стоят еще на ступени апробации, мы сейчас в настолько интересной системе работаем, что она постоянно меняется, иногда эти изменения уж слишком мобильны, тем не менее говорить об огорчениях нельзя. Скорее, волнует извечный вопрос приоритета обучения и воспитания. По сути дела, человек опытный, знающий основы педагогики, прекрасно понимает, что эти два процесса идут рука об руку. Что из них впереди - такой вопрос не должен стоять. Но в приоритете сегодня одно - мы нацелены в большинстве случаев на обучающие результаты. Это по большому счету так. И, конечно, засилье бумаг, очень много сегодня вынуждены делать отчетов, справок, документооборот в системе очень большой. А пока здесь работа настолько интересная и живая, что мало что расстраивает.

- Каковы ближайшие перспективы, каких подвижек ждете?

- В ближайшее время, если говорить о перспективах, ожидаем исполнения всех тех программ, которые сегодня приняты, прежде всего очень необходима целевая программа «Кадры Магаданской области». Сейчас ведем подготовительную работу по ее реализации, подключаем заинтересованные стороны. Но все учреждения нацелены на то, чтобы вводить новые востребованные специальности, укреплять материальную базу и модернизировать учреждения. Закон подвиг нас к этому, а практика подсказывает новые пути: создание сетевой системы, образовательного округа, в каком виде это будет, вопрос очень серьезный. Чтобы система стала живой, действенной, и разрабатываем сам механизм, в каком пространстве реализовывать. Тут нужен серьезный диалог и координация усилий всех.

- Спасибо вам, Анжела Владимировна, за подробную беседу. Удачи вам во всех делах и начинаниях!

Вера ДИДЕНКО.








Колымские колонки