Как избежать стресса на работе?


Вам постоянно приходится испытывать стресс на работе? Утром вам не хочется идти на работу, а затем вы проводите целый день в постоянном раздражении?

Устаете гораздо больше, чем можно при данной нагрузке? Причин стресса на работе может быть достаточно много. Так давайте разберемся, в чем же причина этого странного состояния - стресс.

Источник - не причина
Не путайте причины стресса и его источники. Источники - это, например, неприятные ситуации на работе, дома, в личной жизни, различные заботы и т. д., то есть что-то внешнее. Причины же стресса - это внутреннее, то внутри вас, что заставило вас прореагировать стрессовым состоянием на происходящее вовне.

Разбираться с источниками, пытаться что-то с ними поделать, смысла нет - ведь будут новые неприятные ситуации и всякие разные заботы. А вот если разобраться с внутренним, то никакие ситуации, даже самые неприятные, никакие заботы не найдут «крючка» у вас внутри, за который они бы могли зацепиться и спровоцировать стресс. И тогда вы сможете просто разбираться с тем, что происходит, осуществлять необходимые действия для решения различных проблем и вопросов, и при этом полностью избежать стресса.
То внутри, что провоцирует возникновение стресса, - это всевозможные личностные проблемы - как вполне существенные психологические проблемы (неуверенность в себе, низкая самооценка, различные фобии, тревожность, агрессивность, ревность, чрезмерный контроль и т.д.), так и отдельные страхи, сомнения, обиды, внутренние запреты, ограничивающие убеждения, выводы и решения, и прочий ментальный хлам. Все это не только создает стресс в определенных ситуациях, но и в целом мешает жить.

В чем же дело?
Постарайтесь разобраться в проблеме.
Возможно, перед вами ставят больше задач, чем вы можете выполнить, и из-за этого вы постоянно испытываете перегрузки. А может быть, наоборот, вас не загружают работой, и вы чувствуете себя беспокойно от безделья.

Возможно, ваше время не достаточно хорошо организовано. Может быть, вы не можете отказать никому, и вы постоянно загружены посторонними делами. Возможно, плохо организован сам процесс работы (например, неудобно расположена оргтехника, или она плохо работает, или есть постоянные задержки в работе из-за плохой работы смежных служб). А может, вы чувствуете, что не можете удовлетворять противоречивым требованиям руководства.
И может быть, вы обеспокоены тем, что не знаете, как вас ценит ваше руководство и чего оно ждет от вашей работы. Может, все очень просто - вы не удовлетворены своей заработной платой, ведь на таких должностях в других фирмах получают гораздо больше! Поняв причины стресса, попробуйте устранить их или попросите помощи сотрудников либо обратитесь к руководству.

Цейтнот - вечный стресс
«Когда в Японии построили первую железную дорогу, мудрецы отнеслись к этому современному явлению крайне отрицательно: «Раньше человек путешествовал целую неделю, и у него оставалось время подумать, отдохнуть. С появлением железной дороги у нас совсем не хватает времени, только сел в поезд - и уже на месте».

Давайте разберемся, а хватает ли нам времени на все запланированные дела? Не откладываем ли мы на завтра то, что можем выполнить сегодня?
Цейтнот - недостаток времени, завал в делах на работе, неумение организовать свое время и использовать его рационально.

Ваш завал на работе и в личных делах (цейтнот) имеет несколько постоянных и устойчивых признаков:

- вы можете ощущать, что вам физически не хватает времени;
- после обеда вас клонит в сон, а ночью мучает бессонница;
- сновидения беспорядочные и многочисленные, снятся кошмары;
- присутствует ощущение, что вы постоянно делаете не то что вам хочется, а то что нужно, тоже не исполняете;
- конфликты дома и на работе возникают все чаще;
- отсутствие положительных эмоций в вашей жизни;
- ощущение, что вас недооценивают на работе и дома;
- коллеги и члены семьи вызывают у вас жуткое раздражение.

Постоянная нехватка времени может сильно травмировать нервную систему, создавая дополнительные условия для стресса. Организм реагирует на стресс, вырабатывая «стрессовые гормоны» - адреналин, норадреналин, кортизол.

Эти гормоны призваны отвечать за нашу способность противостоять стрессовым ситуациям. Они заставляют организм мобилизовать все силы в нужный момент. В таких состояниях может повышаться кровяное давление, учащается сердцебиение и т. д.
Такая реакция помогла человеку выжить во враждебном мире: защитные механизмы работают на полную мощность, и мы справляемся с экстремальными ситуациями.

Проблема возникает в том случае, если человек существует в состоянии стресса уже продолжительное время. Ресурсов нашего организма хватит максимум недели на три. Если вовремя не обеспечить себе адекватный отдых, расплата не заставит себя ждать. Депрессия, усталость и обострение хронических заболеваний напомнят нам о том, что мы слишком торопимся, забывая о главном.

Философия распределения времени
Если мы вспомним времена своего детства, то наверняка всплывет такая замечательная вещь, как дневник, куда мы записывали расписание своих уроков и прочие важные для нас вещи.

Попробуйте записывать свои планы в маленький блокнот, составляя расписание на ближайшее время. Освободите свой письменный стол от ненужного хлама, а если есть возможность, то и офис, квартиру. Порядок на рабочем месте способствует дисциплине и помогает внутренне ее развивать.
При возникновении чувства полной беспомощности или фиаско подумайте о том, что любой спад влечет за особой подъем энергии. Вдохновитесь этим принципом, никто не совершенен!

Не пытайтесь охватить необъятное, старайтесь распределять рабочие задания равномерно.
Соблюдайте принцип не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, но отложите на послезавтра то, что можно не делать завтра. Принцип запутанный, но вы только вдумайтесь в него!

Используйте силу коллективного разума и не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам и родственникам.

Есть несколько общих советов, которые помогут любому поддерживать хороший тонус на работе и избегать стрессовых ситуаций:

1. Будьте сдержанны и доброжелательны, не позволяйте себе нервничать в любой ситуации;
2. Не пытайтесь быть приятными для всех;
3. Умейте достойно противостоять руководству;
4. По крайней мере, раз в час делайте минутные разминки, для того чтобы дать глазам отдохнуть от компьютера;
5. Пейте на работе поменьше крепкого кофе, курите меньше;
6. Прежде чем выплеснуть ваш гнев или раздражение, попробуйте досчитать до семи;
7. Учитесь смотреть на любую потенциально стрессовую ситуацию через призму юмора и самоиронии;
8. Используйте для психологической разгрузки все известные вам способы релаксации и медитации и т. д.;
9. Попробуйте найти даже в скучной и монотонной работе что-то положительное и интересное для вас.
Если же вы не удовлетворены своей работой, считаете, что нельзя раскрыть на ней весь свой потенциал, способности и опыт, то задумайтесь: возможно, вам следует просто ее поменять?

А как у них?
В разных странах со стрессом справляются по-своему

Англичане ведут размеренный образ жизни и стараются полноценно отдыхать. Чтобы в положенный час выпить чашку чая и полистать вечернюю газету, таксист запросто откажется от выгодного пассажира. Бизнесмен, для того чтобы уехать пораньше в пятницу на природу, пожертвует выгодной сделкой.
В Японии есть специальные кафе, в которых продают тарелки для битья. Купив такую тарелку, посетитель пишет на ней все свои проблемы и обиды, а затем вдребезги разбивает.

А в офисах некоторых американских фирм есть специальные комнаты, где сотрудники могут поспать 30-40 минут: после этого их работоспособность возрастает в несколько раз.

Всегда помните о том, как вы выглядите во время стресса, ведь портится не только осанка, но и выражение лица. Поэтому старайтесь переключать мысли на что-то хорошее, гасить в себе злобу и раздражение. И главное, не забывайте - стресс можно победить!

Как говорил выдающийся педагог и писатель Антон Семенович Макаренко: «Когда у тебя возникают неприятные ситуации, ведущие к стрессовому состоянию, взгляни вокруг и утешься: есть люди, положение которых намного тяжелее твоего…»

«ВгМ»
"Вести города М"









Колымские колонки