Жы-Шы пишы с «Ы». Чему учат в магаданских школах?


Начальная школа для детей всегда была базой будущего образования, от того, насколько грамотно работает учитель начальных классов, зависит очень многое. Но в последнее время все больше молодых преподавателей впору самих отправлять в школу доучиваться - безграмотность, особенно среди учителей «началки», процветает. Кто виноват?

«Задание не до делано»

«Жил-был», переправленное на «жЫл-был», «безАбразное поведение», «вклеЯла», «более понятнее» - только часть филологических находок юной учительницы одной из магаданских школ. Кстати, этот преподаватель начальных классов работает как раз в той школе, которую окончил.
Родители после подобных записей потихоньку «выпадают в осадок» и не знают что делать - то ли посмеяться над безграмотностью учительницы, то ли хвататься за голову. Ведь она учит их детей самым основам, что же будет, когда они с такими знаниями перейдут в среднюю школу.

«Это просто тихий ужас, - рассказывает мама ученика, чей класс ведет этот молодой специалист, - дома приходится перепроверять исправления и говорить ребенку, что он правильно написал, а учитель случайно его исправил. При этом, как корректно ни объясняешь, авторитет учителя подрывается. И это нехорошо. А повлиять на ситуацию нельзя, не скидываться же всем родителям, чтобы отправить учителя к репетитору…»

Откуда «Ы»?

Собственно, ситуация особо не удивляет. В последние годы качество школьного и вузовского образования ухудшилось, преподавать начинает то самое «потерянное» поколение, о котором много говорили в свое время.

«Студенты, которым я преподаю в последние годы гуманитарные дисциплины, не сказать, что глупые, их просто ничего не волнует, - признается один из преподавателей СВГУ (по известным причинам редакция «АиФ-Магадан» не указывает имя говорящего). - Распинаешься перед ними целую пару, думаешь, что заинтересовал, а в конце задаешь простейший вопрос и получаешь идиотский ответ. Как будто их тут и не было. Уровень начальной подготовки не просто низок, практически нулевой, хоть писать заново учи.

В то же время и мы, преподаватели, серьезно повлиять на ситуацию не можем: меньше студентов - меньше часов, соответственно, и на зарплату влияет, и на количество преподавательского состава. А студенты уже «поняли фишку», что отчислить за глупость их не могут, все равно хоть «тройку» но поставят, вот и пользуются, и просто присутствуют на занятиях.

Несомненно, есть группы, где учатся умные ребята, которых учить интересно, к примеру, отделение журналистики, русского языка и литературы, некоторые технари. Но многие, очень многие слишком ленивы, а следовательно, недалеки. И когда понимаешь, что, возможно, они в будущем будут учить моих детей, становится страшно и тоскливо».

Виновата «яма»

Конечно, под одну гребенку всех грести нельзя, есть действительно талантливые, образованные молодые преподаватели, в том числе и в начальной школе, и воспитатели в детских садах. И все же тенденцию общего снижения уровня образования отвергать не получится. За примерами далеко ходить не надо - в этом году выпускники колымских школ по некоторым предметам ЕГЭ написали хуже всех в России.
«Для нас подобные факты (связанные с преподавателем той школы) неприятны, но приходится признать, что они имеют место быть, - пояснила «АиФ-Магадан» декан педагогического факультета СВГУ Ольга КЛЫПА, - некоторые абитуриенты приходят в вуз с очень низким уровнем подготовки. Это отмечают не только наши преподаватели, но и в других российских вузах. Всему виной «демографическая яма», в которой оказалась наша страна в 90-е. Детей было мало, соответственно, к тому моменту, когда они закончили школы, снизилась планка конкурса, порой поступали и вовсе случайные люди. Но в последнее время ситуация выравнивается, в этом году мы набрали первый курс, который хвалят преподаватели, у студентов есть желание и учиться, и потом работать по специальности».

Но пока новое поколение студентов получает образование, некоторые молодые и безграмотные учителя могут стать матерыми, но по-прежнему безграмотными. И станут наставниками не только для детей, но и для молодых учителей. Какой же тогда станет наша школа через 20 лет?

Николай АНДРЕЕВ

Автор:  Николай АНДРЕЕВ "АиФ-Магадан"









Колымские колонки