Кого и чему учат в СВГУ


Не секрет, что за последние годы число абитуриентов, поступающих в вузы на Колыме, сократилось. Некоторые справедливо связывают этот процесс с возможностью выпускников школ выбрать по результатам ЕГЭ любое учебное заведение страны. Другие же бьют тревогу: не останется ли область без специалистов, если подобная тенденция сохранится?

Эти и другие наболевшие вопросы наших читателей корреспондент «МП» задала проректору по учебно-воспитательной работе Северо-Восточного государственного университета Роману КОРСУНУ.

- Роман Петрович, насколько обоснованы слухи о том, что в СВГУ существует недобор по некоторым специальностям?

- Государственное задание по приему абитуриентов по всем специальностям выполнено. В этом году в вуз поступили на бюджетной и коммерческой основе 370 вчерашних школьников, они обучаются по 30 образовательным программам. В недавнем прошлом эта цифра достигала 500 человек. Но сокращение числа поступающих отнюдь не повлекло за собой увольнения преподавателей, число которых, как известно, зависит от количества студентов. В СВГУ сегодня работает более 200 высококлассных специалистов, ни один из них не попал под сокращение, в основном проблему решили за счет уменьшения вакантных преподавательских ставок и перераспределения кадров.

На сегодня в вузе обучаются малокомплектные группы, такие, как будущие учителя немецкого или русского языка и литературы, их в группах по 7 человек. Но бюджетные места за счет этого распределили на другие факультеты внутри педагогического направления. То, что группы стали менее наполненными, чем в былые годы, Роман Корсун считает скорее плюсом, чем минусом, это предполагает индивидуальный подход к каждому. На тех же позициях в стенах СВГУ с нынешнего года работает магистратура, куда может поступить любой желающий, сдав экзамен, на базе высшего образования, а через два года такой специалист получит степень магистра по выбранной программе. В этом направлении преподаватели также работают с мини-группами. Сейчас в магистратуре доступны психолого-педагогические программы различных профилей, включая подготовку в области информационных технологий и менеджмента. Второе направление весьма востребовано педагогами, работающими на руководящих должностях.

- Многие ли выпускники СВГУ идут работать в школы?

- В прошлом году в школы области устроилось около 40 наших выпускников, 27 - в Магадане, и это хороший показатель. То, что на педагогические специальности нет огромного спроса, нормально, ведь и трудоустроить всех выпускников в школы невозможно, нет такой потребности. Но целесообразно ли за государственный счет перенасыщать рынок труда специалистами, которые априори окажутся не нужны?

По словам Романа Петровича, на обучение одного бюджетника в год государство тратит порядка 120 тысяч рублей. Несложно посчитать, что за 5 лет сумма равна 600 тысячам. Отдавать такие деньги в никуда, чтобы впоследствии так и не получить нужного специалиста, экономически неверно, и в последнее время у государства к этому вопросу сформировался рыночный подход. К сожалению, крупные коммерческие предприятия Колымы пока неохотно идут на то, чтобы готовить себе кадровый резерв и обучать за счет собственных средств будущих работников, такие примеры пока единичны, хотя подобная практика при нынешней тенденции к привлечению в регион иностранной рабочей силы была бы весьма кстати. Крупный бизнес должен участвовать в подготовке кадров, а не ждать готовый продукт, уверены в СВГУ.

- Роман Петрович, в последнее время мы часто говорим, что неплохо бы вернуть практику распределения выпускников вузов, столь актуальную для нашего региона...

- Вы абсолютно правы. Государство вправе получить назад средства в виде человеко-часов, отработанных молодым специалистом. С абитуриентом, поступающим в вуз, надо заключать контракт, предусматривающий, что по окончании он обязан отработать определенное временя на месте, которое ему предложат. Но решение вопроса должно произойти на федеральном уровне, а мы как субъект здесь бессильны.

- Вы говорили о 30 образовательных программах, доступных в настоящий момент. Это базовые специализации или есть новшества?

- База определенно остается. Ну а среди новшеств могу назвать развивающийся сегмент горного дела. К уже имеющейся специализации «Открытые горные работы» добавились «Подземные горные работы», «Обогащение полезных ископаемых», планируем расширение специализаций и дисциплин, связанных с изучением горных машин и оборудования. Хочу подчеркнуть, что по этим программам университет готовит исключительно специалистов, а не бакалавров. На следующий учебный год планируем открыть новую специальность «Учитель информатики и физики», в то время как сейчас готовим учителей информатики и математики. А в обозримом будущем хотим вернуться к специальности «Учитель математики и физики», по которой не обучали студентов уже много лет. Думаю, уходить от узких специализаций, как, например, «Учитель физики», правильно, ведь чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг, нужно готовить более универсальных специалистов.

Обнадежил Роман Корсун и перспективами. В этом году школы области окончили 863 ученика, в 2016 году ожидается уже 1050 выпускников. Под такие многообещающие цифры в СВГУ планируют запустить новые образовательные программы, справедливо ожидая притока абитуриентов.

Татьяна ХРИПУН.

Автор:  Татьяна ХРИПУН "Магаданская правда"









Колымские колонки