Нагаевский миллионщик


С 1960 года Нагаевский порт стал активно оснащаться новыми погрузо-разгрузочными машинами и механизмами. Морским воротам Колымы требовалось значительное число механизаторов, способных овладеть новой техникой. С этой целью были организованы курсы крановщиков, водителей автопогрузчиков и других специалистов.

РЕЗЕРВЫ И СТИМУЛЫ

В 1960 году экипаж портального крана во главе с Е. Д. Еськовым завоевывает звание «Коллектив коммунистического труда», а в мае 1961-го были организованы 5 комплексных бригад под руководством В. К. Бокового, М. Н. Зорина, Я. И. Корсунова, В. И. Першакова, А. С. Амвросова. Уже первые месяцы работы показали эффективность нового метода. В 1962 году из 16 комплексных бригад было сформировано 12 укрупненных. А в конце 1970-х их стало 4.

Такая организация производственного процесса в значительной степени изменила служебные обязанности бригадира. В новых экономических условиях он должен был обеспечить выполнение сменного задания. Для этого правильно расставить докеров по звеньям, следить за соблюдением правил перегрузки, укладки, размещения грузов, контролировать их подготовку на складах к отправке. Особое внимание уделялось безопасности труда, степени использования времени на грузовых операциях и другим моментам.

Бригадир укрупненной комплексной бригады перед началом рабочей смены получал в диспетчерской наряд-задание, знакомился с графиком обработки судна, характером и родом грузов. Выяснял особенности технологии переработки. Затем проводил инструктаж звеньевых и такелажников. При ведении разгрузочных работ в зависимости от рода грузов и типа судна менялся состав звеньев, а также количество приданных механизмов бригаде. Опыт и знание типов судов, устройство трюмов помогали бригадиру составить план работы при проведении тех или иных стивидорских операций.
Как правило, персонал укрупненной комплексной бригады состоял из 41 человека, из них 12 могли управлять портальными кранами, 21 - автопогрузчиками, 4 - электропогрузчиками, 14 - судовыми лебедками, 4 - внутритрюмными машинами, 13 - автомашинами, 15 - кранами. За бригадой также было закреплено 11 автопогрузчиков и такелаж. Кроме этого, при необходимости члены бригады могли стать тальманами.

Все это позволяло оперативно организовать технологический процесс по разгрузке судна. Так, например, укрупненная комплексная бригада могла за три смены полностью переработать судно с навалочными грузами, металлоломом и контейнерами.

Таким образом, в описываемый период в Нагаевском морском торговом порту начали внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, увеличивающей производительность труда докеров.

Характерным для технологии переработки грузов в порту являлся так называемый транзитный вариант переработки: борт судна - автомашина - склад грузополучателя. Данный способ был наиболее прогрессивным при проведении погрузочно-разгрузочных операций.

Модернизация таких операций в порту приводила к пересмотру устаревших и заниженных норм выработки. Так, например, в эту пору успешно применялись самоотцепы для перегрузки контейнеров. При выгрузке порожних контейнеров с автомобиля на склад комплексная норма составляла 120 штук. Когда на этой операции было занято трое рабочих, норма выработки на каждого составляла 40 контейнеров, а после применения самоотцепов - 60.
Таким образом, применение самоотцепов дало возможность сократить численный состав звена, резко увеличить производительность труда.
Другим стимулом была аккордная система оплаты. По этой системе премия выплачивалась не только из фонда заработной платы, но и из фонда материального стимулирования. Причем премия в 10 % от заработка выдавалась, только если сталийное время было сокращено на 10 %. За каждый следующий процент экономии сверх этих десяти начислялась премия в размере одного процента к среднему заработку.

Такая система оплаты, соединенная с постоянными поисками новых решений в технологии и организации труда, помогала правильно использовать материальные стимулы, искать резервы для производительной и качественной работы. Так, например, 3 мая 1975 года укрупненная комплексная бригада докеров А. С. Амвросова при разгрузке пакетированных пиломатериалов с судна «Паромай» выполнила комплексные нормы выработки на 285 %, а индивидуальные - на 287 %. А 14 мая на теплоход «Первомайск» грузили заполненные контейнеры по варианту: склад - автопогрузчик - кран - трюм. К концу дня подвели итог работы. Он был такой: при погрузке 641 тонны контейнеров комплексные нормы выполнены на 189 %, а индивидуальные - на 283 %.

9 мая 1976 года из трюмов дизель-электрохода «Амгуэма» выгружали муку в мешках и консервы в стеклянной таре. На переработке муки по схеме: трюм - судовые стрелы - автопогрузчик - склад - комплексные нормы выполнены на 199,6 %, индивидуальные - на 347,7 %. Консервы выгружались по варианту: трюм - кран - погрузочный стол - автомашина. Здесь выполнение комплексных норм составило 202,8 %, индивидуальных - 288 %.
Наивысшая производительность труда на переработке стального листа была достигнута 9 октября 1976 года при работе на теплоходе «Зиновий Соловьев». При выгрузке 840 тонн стального листа выполнение комплексных норм выработки составило 252 %, а индивидуальных - 288 %. А 10 октября были намного перекрыты нормы обработки цемента на пароходе «Одесса». При выгрузке 400 тонн цемента комплексные нормы были выполнены на 188,4 %, а индивидуальные - на 208,8 %.

Нормы выработки в порту Нагаево были намного выше, чем в среднем по дальневосточному пароходству. Комплексная норма определяла, сколько грузов бригада должна выдать из трюма за смену. По индивидуальной норме судили о величине выработки каждого рабочего. Учитывая это, бригадир расставлял звенья с таким расчетом, чтобы они добивались перевыполнения сменного задания не числом, а умением. Например, раньше машинист портального крана не входил в состав укрупненной комплексной бригады. Нет для этого механизма работы - машинист отдыхает. В новых экономических условиях машинист портального крана становится равноправным членом бригады. Если по каким-то причинам при переработке грузов не нужен был портальный кран, то машинист управлял лебедкой или автопогрузчиком. В результате намного повысилась выработка на одного рабочего.

БУКСИР «ВЛАДИМИР ГУСАРОВ»

Имена бригадиров укрупненных комплексных бригад В. А. Гусарова, А. С. Амвросова, Н. П. Грамотенко, А. Г. Реки стали символом действительно творческого ударного труда. Их статус и влияние были, пожалуй, не меньше, чем у начальника цеха, подразделения, ибо именно бригады теперь определяли успех либо неуспех всего предприятия.

Владимир Гусаров был первым среди равных. «Он прожил чуть больше сорока лет, и вся сознательная часть его жизни отдана родному порту, коллективу, - отмечал журналист В. М. Фатеев. - Коммунист, человек, овладевший многими механизаторскими специальностями, бригадир. За достигнутые успехи он награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Трудовой Славы III степени, медалью «За трудовую доблесть». Среднего роста, худощавый, с внимательными, ясными глазами, всегда аккуратный, подтянутый, спокойный и по-солдатски обязательный Володя Гусаров располагал к себе немногословием и искренностью, серьезным и вдумчивым отношением к делу».

Большинство членов бригады, а их было 38, владело несколькими смежными специальностями, что позволяло использовать технику на грузовых операциях с наибольшей отдачей. По итогам выполнения социалистических обязательств в 1978 году бригаде В. А. Гусарова было присвоено звание «Имени 60-летия ВЛКСМ», в 1979-м этот коллектив завоевал первенство по Министерству морского транспорта и получил вымпел «Победитель соцсоревнования Министерства морского флота», а члены бригады награждены почетными дипломами. Несколько лет подряд этой комсомольско-молодежной бригаде присуждалось Красное знамя областного совета ветеранов труда за коммунистическое отношение к труду. Ей также было присвоено звание «Бригада коммунистического труда». В этот период в бригаде работали докеры-механизаторы: Н. А. Павлов, Н. В. Лепявский, Н. Ф. Корнилов, В. К. Русинов, И. Е. Заморока, В. М. Рыжов, И. А. Пантилеев, В. А. Тертычных, Н. П. Грамотенко, Н. С. Сериков, В. М. Серов, В. Максимов, В. Кочеров, Н. Перевалов, И. Лупанов, С. Кузаков, И. Орехов, С. Бердник и другие. В 1982 году в память о В. А. Гусарове был назван портовый буксир.

А. С. Амвросов пришел работать в Нагаевский морской торговый порт в 1955 году. С 1956-го стал возглавлять комплексную бригаду докеров-механизаторов. План по переработке грузов за 1981 год бригада выполнила 26 октября. Выполнение комплектных норм выработки составляло 132,8 %. Бригада А. С. Амвросова за счет совершенствования организации работы по обработке судов методом бригадного подряда за 11 месяцев сэкономила 403 судо-часа.

Начиная с 1973 года А. С. Амвросов ежегодно награждался знаком «Победитель социалистического соревнования». На протяжении ряда лет ему присваивается звание «Лучший по профессии». За высокий вклад он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы III степени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и другими.

«Активное участие всех членов бригады в судьбе плана и судьбе каждого человека, - отмечал В. М. Фатеев, - железная дисциплина и строжайший производственный порядок, моральная заинтересованность - все это сделало членов бригады А. С. Амвросова боевым, высококвалифицированным производственным подразделением. Об Амвросове и его бригаде написано и сказано очень много. Слава об этом коллективе давно перешагнула за пределы порта и города: это подлинный университет прогрессивных методов труда. Здесь отрабатывались и находили дальнейшее развитие все новаторские начинания - от масштаба порта до всесоюзного значения».

РУКОПОЖАТИЕ ДВУХ МОРЕЙ

В середине 1970-х годов бригада докеров, руководимая А. С. Амвросовым, заключила договор о социалистическом соревновании с укрупненной комплексной бригадой Героя Социалистического Труда А. А. Барановского из Ильичевского порта.

«В ходе соревнования наши коллективы переняли друг у друга много полезного, - отмечал А. С. Амвросов. - Соревнование с сильным соперником давало нам стимул к дальнейшему поиску неиспользованных резервов. И мы добились неплохих успехов». В 1975-м сменные комплексные нормы выработки были выполнены на 138,9 %. Повысился и процент использования рабочего времени на погрузочно-разгрузочных операциях. Коллектив добился неплохих результатов. Большие успехи в последнем году девятой пятилетки были и у ильичевцев. Комплексные нормы выработки выполнены на 146,5 %, использование рабочего времени на грузовых работах составило 97,3 %.

План девятой пятилетки бригада А. С. Амвросова выполнила 4 декабря 1974 года, бригада А. А. Барановского справилась с пятилеткой 19 марта. Значило ли это, что ильичевцы действительно раньше выполнили пятилетний план? Дело в том, что в разных портах СССР в то время существовали различные способы учета выполнения докерами пятилетнего задания. Так, например, в Ильичевске вели учет по выполнению сменных индивидуальных норм выработки, в Одессе - сменных комплексных норм выработки (КНВ), в Ленинграде - тоже по выполнению КНВ и с учетом коэффициента использования на грузовых работах.

«Если выполнение пятилетнего плана, - говорил А. С. Амвросов, - определять по способу, который применялся в Ильичевске, то окажется, что наш коллектив завершил пятилетку на полгода раньше бригады А. Барановского».

Н. П. Грамотенко работал в порту с 1964 года. Восемь лет он трудился в бригаде В. А. Гусарова. А потом и сам принял бригаду, ее хозяйство занимало почти полтора причала - пятый и часть четвертого. Докеры-механизаторы работали с любыми грузами, но основными были контейнеры - и железнодорожные, и морские двадцатифутовые. В бригаду входили: П. Семчук, А. Кузьменко, Н. Ф. Коротосов, П. В. Овчаров, В. М. Черноморец, В. Г. Авдеенко, М. М. Беспалова, А. А. Недекин, Р. В. Бакалов.

«План 10-й пятилетки выполнен в августе 1979 года, - читаем в «Справке о работе укрупненной комплексной бригады докеров-механизаторов Н. П. Грамотенко в 1980 году». - План шести месяцев завершен к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Выполнение комплексных норм выработки составило 135,7 %». Решением коллегии ММФ и ЦК профсоюзов рабочих морского и речного флота от 13 января 1981 года бригада Н. П. Грамотенко была признана победителем Всесоюзного социалистического соревнования.

Дальнейший рост производительности труда был связан с техническим перевооружением порта, поэтому поступающая на причалы техника отвечала только лучшим мировым стандартам. В это время значительно увеличился парк портальных кранов типа «Сокол», «Альбатрос», «Ганс», портовики получили 115 автопогрузчиков, 3 автоконтейнеровоза, 16 портовых тягачей. Выросло число малогабаритных трюмных бульдозеров, автокранов, автомашин и других механизмов.

Обладая хорошо механизированной базой по разгрузке океанских судов, докеры Нагаево в декабре 1976 года переработали двухмиллионную тонну груза. И в декабре 1988-го порт празднует долгожданную победу - выход предприятия на обработку 3 млн. тонн грузов.

Александр НАВАСАРДОВ,
научный сотрудник областного краеведческого музея, кандидат исторических наук.

Автор:  Александр НАВАСАРДОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки