Пенсионная реформа: что впереди?


В августовском выпуске «Солидарности» сообщалось, что магаданские единороссы пригласили к обсуждению профсоюзы и общественность. Партия определила пять позиций по реформированию пенсионной системы. Эти предложения сформулировал заместитель секретаря генсовета «Единой России» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.

Их основные принципы?– новая формула расчета пенсий не должна ухудшить положение пенсионеров и не допустить снижения размера пенсии. Партия уже обсуждала свои позиции и с председателем Правительства, и с Союзом пенсионеров России, и с профсоюзами. Теперь ей предстоит провести обсуждение с деловым сообществом.

Свою точку зрения сегодня высказывает председатель Профобъединения Магаданской области Николай Махонькин:

- Начавшаяся, четвертая по счету, реформа имеет две основные цели – сокращение федеральных вливаний и распил более 3 трлн. рублей, которые находятся на лицевых счетах граждан, участвовавших в накопительной программе. К сожалению, сегодня властью не обнародуются сами причины разбалансированности пенсионной системы, как и сумма реального дефицита Пенсионного фонда.

По мнению экспертов, главная причина состоит в том, что система стажевых и тарифных льгот отдельным категориям застрахованных определялась не с учетом развития пенсионной системы, а экономическими и политическими интересами государства и бизнеса, необходимостью бороться с бедностью, поддержки рождаемости, развития фермерства, стимулирования предприятий с вредными условиями труда, закрепления медицинских и педагогических кадров.

Так, индивидуальным предпринимателям страховые взносы были установлены из расчета МРОТ, что в 3 раза меньше взносов среднестатистических работников. Адвокаты и нотариусы – далеко не бедные люди – платили в Пенсионный фонд всего 26 процентов от МРОТ, что не покрывает даже минимальный уровень пенсии. По данным Пенсионного фонда России, из 4 млн. самозанятого населения страны страховые взносы уплачивают только 2,9 млн. человек. Пониженные тарифы, установленные в отраслях сельского хозяйства и ряде других, ведут к массовой бедности будущих пенсионеров.
Давно назрела проблема досрочных пенсий. В этом вопросе много неразберихи. Сегодня треть работающего населения (10,9 млн. человек) вышли на пенсию на 5-10 лет раньше. По статистике, досрочную пенсию получают значительно большее количество людей, чем самих работающих во вредных условиях. Четверть расходов Пенсионного фонда идет именно на эти пенсии, резко снижая уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, которые выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

Досрочные пенсии не имеют страховых источников, так как независимо от того, есть у работодателя вредные условия труда или нет, тариф отчислений в Пенсионный фонд до сих пор для всех был одинаков.

Бизнес занял иждивенческую позицию, работодатели не заинтересованы в улучшении условий труда. Им выгодно принять человека на рабочее место с низкой зарплатой, гарантируя ему досрочную пенсию за счет государства. Вот почему 75 процентов пенсионеров-досрочников продолжают работать, разрушая свое здоровье.

В стране процветают «серые» схемы выплаты зарплаты, доля которых доходит до 30 процентов. Размер теневого сектора экономики, по оценкам зарубежных экспертов, достигает уже 49 процентов ВВП. Из 75 млн. трудоспособного населения страховые взносы платят лишь 2/3 (48 млн. человек). По подсчетам этих же экспертов, если бы еще 15 млн. граждан платили взносы, то финансовых проблем в Пенсионном фонде не было.

Немаловажным фактором дестабилизации пенсионной системы является существующая регрессивная шкала отчислений в Пенсионный фонд. Богатые в процентном соотношении платят меньше, чем бедные и средний класс. Финансовая несбалансированность Пенсионного фонда отражается на конкретных людях. И хотя с начала последней реформы 2002 года средний размер трудовой пенсии по старости увеличился больше чем в 2,8 раза (в основном за счет валоризации 2010 года), повысилось соотношение между средней пенсией и средней зарплатой, средней пенсией и прожиточным минимумом, и формально проблема бедности среди пенсионеров решена, но достойная жизнь пенсионерам не обеспечена.

Чтобы показать реальное положение российских пенсионеров, приведу лишь некоторые данные: в России средняя пенсия составляет около 10 тыс. рублей, в Австрии – 90 тыс., в Финляндии – 53,7 тыс. рублей, в Германии – 45 тыс., во Франции – 43 тыс. И когда сегодня российские либеральные экономисты говорят, что в условиях кризиса мы должны, как в странах Европы, повысить пенсионный возраст и не индексировать пенсии, то это вызывает у людей раздражение и возмущение.

В результате реализации вышеперечисленных реформ в стране было утрачено главное – зависимость размера пенсии от трудового стажа и заработной платы работника. У нас трудящийся с 30-летним стажем при существующем коэффициенте-ограничителе может получить пенсию только около 11 тысяч рублей, а копить дополнительно ему не позволяет низкий уровень доходов. У 13 процентов граждан пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера, и им приходится доплачивать из бюджета. У более чем половины работников зарплата менее 15 тысяч рублей, поэтому и пенсию больше ущербного прожиточного минимума они заработать не могут.

Именно поэтому трудовая пенсия зачастую совпадает с уровнем социальной, которая установлена для тех, кто вообще не работал. Позиция профсоюзов в этом вопросе однозначна. Сегодня невозможно обеспечить приемлемый уровень жизни пенсионеров, не меняя саму политику в сфере оплаты труда.

Виктория МАЛЫШЕВА.








Колымские колонки