Отчего дорога рыбка к обеду?


На этот раз капитан траулера "Си Хантер" Эдуард Леонидович Камынин уже мог доложить о завершении путины по вылову минтая в прибрежной зоне: квоты освоены полностью. Из трюма стоящего у причала судна началась разгрузка замороженных брикетов из последней партии в 246 тонн. И - первые выловленные в прибрежке 24 тонны сельди. Таким образом, экипаж траулера плавно перешел к путине следующей. Ну, а на причале, как уж повелось, судно встретили генеральный директор Тихрыбкома, депутат областной Думы Михаил Николаевич КОТОВ и журналисты местных СМИ.

- Как видите, экипаж вновь отработал со стопроцентным результатом, - сказал М.Н. Котов. - Были отдельные дни, когда промысловая обстановка ухудшалась. Но в целом рыбалка прошла по графику.

В этом году судно впервые выловило крупного минтая почти вдвое больше, чем это было в предыдущие летние путины. Вся эта рыба будет реализована в Магаданской области. Надеюсь, что и в следующем году рыбалка пройдет столь же успешно.

Вот только объем улова может стать меньше.

Дело в том, что поступили предложения снизить общий допустимый улов вылова рыбы в "прибрежке" на тысячу тонн. С чем это связано - мы не понимаем. Каких-то разумных доводов, аргументов нам не предоставили.

Поэтому мы были вынуждены поставить этот вопрос на обсуждение в Ассоциации добытчиков минтая и запросить в институте более подробную информацию. Думаю, аналогичный разговор состоится и на Дальневосточном научно-промысловом Совете.
Мы должны понять, почему ученые вновь предлагают снизить квоты. Доверять рекомендациям таких ученых, как наше МагаданНИРО, например, можно уже с трудом. Мы неоднократно предлагали им совместную работу.

Но в институте почему-то предпочитают сотрудничать с приморскими компаниями. Причем не с самыми лучшими. Вы, наверное, видели на днях в телерепортаже, как пограничники наложили арест на два судна, которые вели незаконную добычу трубача. Вот такие компании, в том числе, работают у нас из Приморья.

- Михаил Николаевич, сегодня уже можно подвести предварительные итоги и другой путины - по вылову лосося. В нынешнее лето она была непростой. Как она складывалась для рыбаков Тихрыбкома и Маг-Си Интернешнл?

- Официально путина на побережье и реках Тауйской губы продолжалась до 10 сентября. Может быть, вылов кижуча мог идти и дальше. Но мы и сами не видим в этом смысла. Рыболовные бригады приняли решение прекратить лов еще до окончания срока. Вылавливать за день по 30-40 рыбин просто невыгодно.

В целом квоты освоены лишь наполовину. Конечно, здесь сказались и паводки. Нормальный, полноценный промысел на реке Яна, например, шел всего 4 дня - за два месяца путины. На Тауе погода позволила рыбачить порядка 17 дней. В Северо-Эвенском районе уловы были более значительными.

В этом есть и светлая сторона - благодаря паводкам больше рыбы дойдет до нерестилищ. И, как показали облеты, а также наши собственные наблюдения, в реке Тауй и реках залива Шелихова заполнение нерестилищ было хорошим. Но в реках Ола и Яна рыбы в верховья дошло явно меньше, чем мы ожидали. Почему?

На браконьеров это не спишешь - они тоже зависели от погоды. Природа так распорядилась? Вполне возможно. Потому что у наших соседей на Камчатке, в Хабаровском крае уловы были тоже невысоки. Так или иначе, нам нужно будет определить, с чем связаны неудачи минувшей путины по вылову лосося.

Ко мне сейчас многие обращаются с вопросом: почему цены на рыбу такие высокие? Так они же связаны с теми затратами, что понесли рыбаки.

Если предприятие планировало поймать 200 тонн, а выловило всего 50, значит, и затраты будут делиться на эту четверть улова. И это уже не зависит от рыбака.

Каждый рыбопромышленник должен платить налоги, обеспечивать работу предприятия, платить зарплату рыбакам. А мы должны поднимать заработки в своих коллективах. У рыбаков есть семьи, они так же приходят на рынок и видят эти цены - на другие продукты, кроме рыбы.

Это - основная причина удорожания продукции... Есть и другие. Например, на Арманском побережье, за переправой, уже который год идет реконструкция линии электропередачи.
Зимой ЛЭП ремонтировать нельзя - работают котельные. А летом энергетики представляют нам графики отключений электричества. Остановить работу холодильных установок во время путины невозможно.

В цехах рыбопереработки приходится включать дизельные электростанции. Цена электроэнергии возрастает и - ложится на себестоимость продукции.

Мы понимаем, что ЛЭП ремонтировать нужно. Но давайте найдем какую-то золотую середину в этом конфликте интересов. Сейчас вот договорились с администрацией Ольского района, что проведем совместное совещание с энергетиками и попробуем прийти к какому-то разумному компромиссу.

Немало лишних финансовых потерь приносит нам порой и деятельность наших правоохранительных и контролирующих органов. Последний пример: пограничники возбудили административное производство на нарушение госграницы двумя нашими судами.
Речь о том, что в территориальных водах, то есть в полосе шириной 12 миль от берега, сливать льяльные воды либо отходы рыбообработки запрещено. Поэтому наши суда, когда возникает необходимость, выходят за пределы прибрежной зоны буквально на полчаса-час.

Раньше к этому относились с пониманием. Капитаны уведомляли пограничников, делали запись в судовом журнале - проблем не возникало. В этом году - штраф.

Ну, хорошо, если вы так бдительно охраняете границу территориальных вод, укажите нам на это нарушение, мы все исправим. В конце концов, накажите за первый же проступок. Нет, они наблюдали, пока суда не перейдут границу по 5-6 раз, а потом выставили соответственное количество штрафных санкций. Думаете, мало? 12 миллионов. Ну, кому нужны эти дополнительные затраты на каждый килограмм пойманной рыбы?

Получается, у нас каждый исполняет свою работу, а в результате всеобщих усилий расплачивается за это - покупатель рыбопродукции.

- Как будет продолжаться большая морская рыбалка?

- Ну, о дальнейшей работе "Си Хантера" вы слышали. Сейчас он продолжит ловить сельдь в прибрежной зоне, потом - перейдет к добыче в исключительной экономической зоне.

Наш флагман "Морской волк" сейчас работает в Беринговом море - осваивает квоты на минтай. Промысловая обстановка там не очень хорошая. Поэтому в Охотское море он вернется не к началу октября, как мы планировали, а чуть позже - в середине или к концу месяца. После этого так же подключится к сельдевой путине и освоению остатка квот минтая, что остались с весны.

Остальные суда - "Александр Шалин", "Вилига", "Талан" и "Вестерн Энтерпрайз" вышли на осеннюю рыбалку и будут осваивать квоты на краба и трубача. В общем, промысел продолжаем.


Николай ПАНОВСКИЙ // Колымский тракт








Колымские колонки