Эффективность свободного пространства


Для создания благоприятных условий социально-экономического развития Магаданской области в 1999 году Федеральным законом № 104 от 31.05.1999 г. «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» был установлен особый правовой режим хозяйственной деятельности.

Механизмом для решения задач стали льготные налоговый и таможенный режимы. Это обеспечило решение важных проблем территории, сократило высокие транспортные, энергетические издержки, обусловленные отдаленностью региона от промышленных центров и суровым климатом. Условия хозяйствования в регионе, характеризующемся малозаселенностью, большими расстояниями и слабо развитой инфраструктурой, требуют повышенных затрат. С точки зрения налогообложения наши предприятия ведут деятельность в тех же условиях, что и предприятия в центральных районах страны. Производить аналогичную продукцию в регионах с теплым климатом и более развитой транспортной сетью предпочтительнее. В условиях рыночной экономики работают законы конкуренции, что приводит к улучшению экономических условий. Этот факт подтверждается статистикой: доля убыточных предприятий Дальнего Востока превышает показатель в других регионах России.

Благодаря режиму экономзоны в 2013 году у нас только 8 % от общего числа участников зоны убыточны. Таким образом, свободное экономическое пространство дало возможность путем предоставления налоговых и таможенных льгот хозяйствующим субъектам компенсировать транспортные и энергетические затраты.

Удалось сдержать рост цен на товары и услуги: индекс потребительских цен для населения снизился со 149 в 1999 году до 109 % в нынешнем. У нас не только сохранялись рабочие места, но и открывались новые. Все это повлияло на снижение числа безработных с 18 тыс. человек в 1999 году до 3,5 в 2012-м. Пик безработицы отмечался в 2001 году - 11,7 %, в 2012-м он упал до 1,5 %. За этот период построены Колымский аффинажный и завод по производству взрывчатых эмульсионных веществ, созданы новые участки производств, например на Магаданском механическом заводе, в агропромышленном комплексе.

В настоящий момент в режиме ОЭЗ действует около 100 субъектов малого и микропредпринимательства. Участники имеют социальные гарантии. Из средств внебюджетного фонда зоны 2,4 млрд. рублей направлено на программы и мероприятия в такие сферы, как здравоохранение, образование, культура и спорт, решение социальных проблем. В настоящее время участниками ОЭЗ обеспечивается 25 % областного объема инвестиций в основной капитал.

Для примера рассмотрим эффективность свободного экономического пространства на примере освоения Южно-Омолонского железорудного узла в Северо-Эвенском районе, самом дотационном в области.

Суммарные прогнозные ресурсы железорудного узла оцениваются в 1990 млн. т руды и 756 млн. т железа, проектом предусмотрена не только добыча, но и переработка сырья. Для организации добычи необходимо сооружение морского порта, ТЭЦ, ЛЭП для энергоснабжения добывающих, горно-обогатительного и перерабатывающего предприятий и железной дороги для обеспечения углем ТЭЦ, завоза грузов, строительства предприятий и вывоза готовой продукции.

Поскольку данные объекты не включены в федеральные программы до 2025 года, специальные налоговый и таможенный режимы ОЭЗ могут удешевить проект на стадии как строительства, так и эксплуатации.

Предпроектная оценка суммарных инвестиций с учетом затрат на строительство основных производственных объектов ГОКа и горно-металлургического комбината составила 111,7 млрд. руб., из них доля инфраструктурных объектов - 43 %. Льготы по таможенным платежам на завозимое оборудование и расходные материалы, а также освобождение от федеральной части уплачиваемых налогов обеспечат снижение объема инвестиций на 19,6 млрд. руб., это 18 %, что соответствует стоимости сооружения ТЭЦ и морского порта, в сумме составляющей 20,5 млрд. руб.
19,6 млрд. руб. окупятся дополнительными ежегодными налогами в региональный и муниципальный бюджет в объеме 5,1 млрд. руб. за 4 года.
На региональном уровне реализация проекта обеспечит снижение дотационности бюджета Магаданской области с 56 до 30 % (без учета налогов энергетической и транспортной инфраструктуры).

Это увеличит численность занятых в экономике региона на 5,7 тыс. чел. за счет промышленных объектов, а с учетом численности в обслуживающих отраслях - 34 тыс. чел. В результате численность населения Северо-Эвенского района увеличится в 14 раз, а Магаданской области - на 22 %.
Начнется освоение и таких ресурсов в районе, как уголь, золото. Этот эффект будет носить долгосрочный характер, так как период реализации проекта составляет не менее 40 лет.

Считаю, что совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность экономической зоны в Магаданской области, а именно продление действия режима ОЭЗ и после 2014 года и его распространение на всю территорию Магаданской области, позволит ускорить приход инвесторов в регион, а реализация первоочередных проектов обеспечит масштабный экономический рост, приток населения в регион и бездотационный бюджет.








Колымские колонки