Талая: новый имидж курорта


Приехав на Талую впервые в 2003 году, стараюсь бывать в этом удивительном месте хотя бы раз в два года. Я его люблю. Сейчас объясню, почему.
Популярный некогда курорт, особенно в 1960-70-е был развален все в те же «лихие» 90-е, вместе с огромной страной под названием СССР. Финансирования не было, и здравница постепенно пришла в запустение.


Почему «Вымираты»?

О былом величии до сих пор напоминают разрушенные одинокие детский корпус, шикарная лестница со львами в питерском стиле, да Ильич, указывающий путь торчащими пальцами из арматуры, как у Фредди Крюгера. Нет уже и знаменитого фонтана с оленем из герба Магадана. Да и сам поселок Талая оставляет удручающее впечатление: два с половиной магазина, несколько обшарпанных домов, завсегдатаи водочного отдела, а вокруг и вдалеке - развалины домов, бывшей тальской зоны …

Поэтому и появился такой статус в популярной соцсети «Одноклассники» моего знакомого, который в первый же день приезда в санаторий написал: ««Отдыхаю в Вымиратах... на Талой:-)». Другая моя знакомая даже всплакнула в первый день на прославленном в былые времена курорте, назвав его «кладбищем социализма»… И были отчасти правы … Но: если абстрагироваться от реальности и наслаждаться свежим воздухом, удивительной природой, принимать процедуры с лечебными грязью и минеральной водой, которых нет нигде в мире, воспринимаешь все по-другому.

Полулюкс и виноград

Да и изменения в жизни санатория тоже видны. Даже если сравнить с тем, что было два года назад. Починили крышу купола, ремонтируют фасад, уложили новый паркет, установили пластиковые окна. Некоторые номера отремонтировали, присвоив им степень удобства «люкс» и «полулюкс». Хотя это громко сказано, но хотя бы так! На улице появился детский игровой комплекс, качели, футбольное поле. Да и рацион кормления отдыхающих весьма улучшился - за несколько недель пребывания нам давали различные супы, второе, вкусные огурцы, компоты, выпечку виноград, яблоки, груши, бананы, дыню и даже несколько раз красную икру. С ужасом вспоминаю, что в 2003 году меню состояло только из макарон, вареной колбасы и окорочков, а по столовой и в номерах спокойно бегали тараканы…

Именно два года назад на должность главврача санатория «Талая» по приглашению руководителя департамента здравоохранения С. Зайнутдинова приехал заслуженный работник здравоохранения РФ кандидат медицинских наук Александр Косенко. До этого 20 лет успешно возглавлял Магаданский медицинский колледж. И уже четыре года жил себе на пенсии на «материке», но вызвали обратно в Магадан, поднимать Талую. О беседе с главврачом мы договорились на после обеда - как раз, когда у меня закончились лечебные процедуры, в том числе и подводный душ-массаж, (которым бессменно вот уже 46 лет заведует медсестра высшей категории Анна Арутюновна Герасименко, выпускница Дебинского медицинского училища), а у него, по его словам, «будет посвободнее».

Ни минуты покоя…

Но, придя в назначенное время, я услышала извиняющийся голос Александра Васильевича с просьбой подойти еще через полчаса, так как его задержали, и он не успел пообедать. Конечно, без вопросов, подожду! Вернувшись после получасовой прогулки по окрестностям, в результате которой я легко нашла четыре классных молодых подосиновика, я застала главврача, вернувшегося из столовой и разговаривающего по мобильному. Он снова извинился, и только я успела задать первый вопрос, как в кабинете зазвонил городской телефон. На связи - Магадан. И снова разговор прервался. Во время короткой беседы так было несколько раз, но расспросить о жизни санатория все же удалось.

- Александр Васильевич, как вы согласились взять на себя руководство таким запущенным объектом, как Талая?

- В 2003 году, когда у меня была частная фирма, мы проводили здесь ремонт. Надо было спасать этот санаторий, поскольку он стоял замороженным. В то время у меня появилась идея пустить 90 градусную горячую минеральную воду по трубам для обогрева курорта. Подключили, раскидали трубы по коридорам корпусов. Пошло тепло, и санаторий оживился. Но Дом культуры спасти не удалось, в нем была другая система отопления... И до сих пор корпуса отапливаются от источника.

- Затем к источнику подключили и поселок...

- Да, но я считаю, что это была не самая лучшая идея. Расход воды увеличился, и это сказывается на скважине.

- А почему Интернет здесь не берет? Да и не все ТВ-программы хорошо показывают?

- Ну, это не к нам вопросы, а к связистам. У нас нет такой возможности наладить Интернет-связь. Кроме того, мы окружены сопками, из-за чего телевизоры работают с помехами.

- А знаменитый долгострой сколько еще будет стоять?

- Дойдет и до него очередь, а пока в корпусах «летят» трубы, которые годами не ремонтировались.

Оценят отдыхающие

- Что вам удалось сделать за два года?

- Трудно себя оценивать (смеется). Мы купили два резервных компрессора для подачи воды из источника в санаторий. Приобрели рефрижератор. Отремонтировали запущенный спортзал, добавив площадку для тенниса, лечебно-физкультурный комплекс с массажным кабинетом, открыли небольшой кинозал. Приобрели для бассейна акватренажеры на 2 млн.600 тысяч рублей, которые уже пользуются популярностью, эта процедура платная. Перекрыли семь крыш на корпусах, две из которых полностью обновили. Внутри идет отделка современными материалами… То есть мы стараемся придать имидж этому курорту, хотя до былой славы еще далеко. Он был полностью «убит», поэтому не мог вызывать раньше положительные эмоции. Помогает областная администрация, и недавно и.о.губернатора Владимир Печеный, побывав здесь, утвердился в мысли, что Талую нужно возрождать не только как здравницу Магаданской области, но и как курорт всего Дальнего Востока и России. К нам ведь приезжают и с Чукотки, и с Камчатки, Хабаровска, Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга. Лечат суставы, нервную систему, опорно-двигательный аппарат, гинекологические заболевания. Владимир Петрович активно взялся за пробивание средств для курорта из федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Сейчас это все выходит на новый уровень.

Огонь, вода и …тальские трубы

- А как вы решаете проблему с медицинскими кадрами? И сколько получают в санатории, к примеру, врач и медсестра?

- Уровень зарплаты и комфортности проживания в сельской местности у нас еще низкий. Стараемся довести зарплату медсестры до 30 тысяч, врача до 40. (И тут я вспомнила увиденные цены на продукты в тальском магазине - в 1,5 - 2 раза выше, чем в Магадане - Авт.). Привлекаем в летний период студентов медколледжа, медиков из Магадана. Можем предоставить жилье, но сначала его, опять же, надо отремонтировать…

- На выборы пойдете?

- Конечно. Я давно знаю Владимира Печеного, его неуспокоенность, деловые качества, это трудоголик, человек слова…

И тут снова раздалась телефонная трель. Это Магаданский Роспотребнадзор, нужен какой-то акт сверки…

В раздумьях о том, сколько же главврачу и его команде нужно времени и сил, чтобы возродить этот славный санаторий, в котором, к слову, в 1960-70-е был даже свой ВИА и зубопротезный кабинет (!), я дошла до столовой и села за свой столик. Это просто удивительно: в этот мой приезд за ним собралось четыре Натальи, и у всех были диковинные на сегодня отчества - Леонидовна, Эдуардовна, Геннадьевна, Руслановна, - и один парень Василий, жаль, что не Иванович. Обсуждения тальской жизни шли весело…

А буквально перед самым моим отъездом на втором этаже главного корпуса прорвало трубу и залило первый, затем сломалось что-то в грязелечебнице. Плюс за две недели дождей размыло дорогу, и надо было думать, как и на чем вывозить отдыхающих до автобуса. И озабоченного Косенко снова можно было видеть в разных концах санатория… Дай Бог ему здоровья! И еще очень хочется, чтобы уникальный санаторий был под опекой не только области, но и государства, и приобрел бы статус федерального.


Наталья АЛЕКСЕЕВА








Колымские колонки