Ищите нефть на нижних этажах


С 1 июля специализированное научно-исследовательское судно «Академик Ферсман» по заказу компании «Роснефть» начало сейсморазведку на Примагаданском шельфе, а точнее, продолжило, потому что этому предшествовала целая эпоха разведочных работ, которая началась еще в 50-х годах прошлого века.

Мало кто знает, что один из ее участников по сей день живет и работает в Магадане. Это ведущий научный сотрудник СВКНИИ им. Н. А. Шило ДВО РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры горного дела Политехнического института СВГУ Б. М. СЕДОВ.
Это человек, который всю свою сознательную жизнь занимается поисками нефти и газа на Севере России. Сначала это была Западная Сибирь, а с 1959 года - Крайний Северо-Восток. На международной научно-практической конференции «На перекрестке Северо-Востока», прошедшей недавно в Северо-Восточном государственном университете, его доклад «Где находятся нефтегазовые месторождения на севере Охотоморского шельфа?» получил высокую оценку ее участников.

С СУШИ НА ШЕЛЬФ

В сентябре Борису Михайловичу исполняется 80 лет. Несмотря на свой почтенный возраст, даст фору многим молодым. Он находится в хорошей физической форме, участвует во всероссийских и международных конференциях, пишет научные статьи. Ему есть что вспомнить и рассказать.

- СССР стал первым государством, которое начало добывать нефть на шельфе, - начал он. - Первым было азербайджанское месторождение «Нефтяные камни» в Каспийском море. Поначалу там отсыпали острова, на которых устанавливали буровые вышки. Затем, когда стали уходить глубже в море, их монтировали на сваях. Но крупномасштабное освоение шельфа началось в 70-х годах, когда большинство известных месторождений нефти на суше перестало удовлетворять потребности промышленно развитых стран и находилось на грани эксплуатационных возможностей. Толчком в освоении шельфа стало Северное море, расположенное между Норвегией и Англией. Здесь появились первые глубоководные платформы для бурения кустов скважин. Это огромные многоэтажные конструкции весом десятки тысяч тонн и стоимостью более миллиарда долларов каждая. Для сравнения: чтобы отработать «Кубаку», потребовалось 200 миллионов долларов. Приблизительно столько, а порой и значительно больше, стоит бурение одной скважины на шельфе. Но вложенные средства в разведку и добычу нефти окупаются с лихвой. До тех пор пока не открыты альтернативные источники энергии, она была и остается основой мировой экономики. Сегодня Россия вышла на уровень добычи нефти свыше 500 миллионов тонн в год.
- Как проходили поиски нефти в Магаданской области и каков результат? - спросил я ученого.

- После открытия нефтяных месторождений в Западной Сибири государство обратило свой взор на Дальний Восток. Нефть стали активно искать на Камчатке, Чукотке, в Якутии. Сам я начинал работать в Северо-Восточном геологическом управлении после окончания в 1959 году Ленинградского горного института. Помню, тогда все силы управления были сосредоточены на поисках месторождений золота, в том числе погребенных и глубокозалегающих россыпей. Бурили более миллиона метров разведочных скважин в год. Первым регионом для поиска нефти была выбрана Чукотка, которая входила тогда в состав Магаданской области. После проведения геолого-геофизических работ, когда были подготовлены структуры, перспективные на обнаружение месторождений нефти и газа, скважину пробурили, но нефть не нашли. После этого на Чукотке было пробурено еще
35 глубоких скважин, но открыли лишь небольшое газовое месторождение, которое долго оставалось невостребованным.

ВЗРЫВАЛИ, ЧТОБЫ... УВИДЕТЬ

- А как шла разведка на нашем, Примагаданском шельфе?

- Буровым работам, как и на Чукотке, предшествовала сейсморазведка, которая выполнялась методом отраженных волн с использованием аналоговой аппаратуры и ограниченным комплексом программ обработки. При этом применялись взрывчатые вещества, которые, безусловно, наносили урон экологии. С получением трестом «Дальморнефтегеофизика» обрабатывающего комплекса «Cyber» резко повышается качество материалов сейсморазведки. Одновременно с совершенствованием методики этих работ и по мере увеличения изученных площадей появляются первые обобщающие работы по Северо-Охотоморскому прогибу, региональной геоструктуре, располагающейся на шельфе Охотского моря вдоль его северного побережья. По результатам этого этапа был подготовлен ряд локальных структур, рекомендованных к заверке глубоким бурением. Поворотным пунктом в освоении шельфа стало второе совещание по развитию производительных сил Магаданской области, которое состоялось в 1978 году. В нем участвовали сахалинцы из «Дальморнефтегеофизики», которые впервые представили результаты своих морских работ. Профиль, который они продемонстрировали, проходил вдоль северного побережья Охотского моря, начинаясь от Камчатки и заканчиваясь Сахалином. На нем было выделено несколько уникальных структур, в которых могут находиться углеводороды. Через два года на шельфе начались буровые работы.

СУХАЯ СКВАЖИНА

- Объясните, как выбирается место для разведочного бурения, на основе каких данных?

- Как правило, нефть залегает в антиклинальной структуре. Чтобы понять, что это такое, согните лист бумаги, чтобы выпуклая часть была наверху. Вот в таком приподнятом месте и может находиться нефть или газ, которые подпираются более тяжелой водой. Роль крыши выполняет слой глины. Поиски и разведка Примагаданского шельфа начались в 1980 году, после постройки в Финляндии судна «Академик Мирчинк». Это специальный корабль, на котором смонтирована плавучая буровая установка. Первая скважина глубиной почти 4 км была пробурена в 180 км к югу от Магадана. К сожалению, она оказалась сухой. Эта структура была настолько привлекательной по своим геологическим параметрам, а также было велико желание как можно быстрее открыть нефть, что на следующий год в 6 км от нее была пробурена вторая скважина. К сожалению, и она оказалась без нефти и газа. При поисковых работах нельзя топтаться на одной структуре, надо уходить на значительные расстояния, что позволит опоисковать большую площадь. «Академик Мирчинк» летом бурил на шельфе Охотского моря, а зимой уходил во Вьетнам, где работал в рамках советско-вьетнамской программы геологоразведочных работ. Третья скважина была заложена на структуре к югу от полуострова Хмитьевского. После 2010 года на Камчатском шельфе последовало бурение еще двух скважин. И все они оказались пустыми. К слову, Хмитьевская осталась недобуренной.

БУРИТЬ НАДО ГЛУБЖЕ

- Каков научный прогноз? Где необходимо бурить, чтобы найти нефть и газ на Примагаданском шельфе?

Прежде чем ответить на этот вопрос, Борис Михайлович показал мне карту шельфа, где нанесены выявленные сейсморазведкой структуры. Они образуют несколько структурных этажей с общей мощностью отложений до 12 - 15 км.

- Все пробуренные скважины были нацелены на открытие месторождений в верхней толще, что имеет место на шельфе Сахалина. Учитывая региональную выдержанность литологического состава отложений верхнего структурного этажа, имеющего неблагоприятные для залежей углеводородов условия, поиски нефтегазовых месторождений необходимо перенести на нижние структурные этажи. Проще говоря, бурить глубже. Здесь, на Примагаданском шельфе, масса антиклинарных структур, поскольку структуры нижних этажей не рассматривались в качестве первоочередных, да к тому же учитывая их более глубокое залегание, они до начала бурения требуют доисследования и детализации сейсморазведкой, которая благодаря новым технологиям за последние годы достигла существенных успехов в определении непосредственно вещественного состава осадочных толщ, включая такие параметры, как пористость. И лишь после проведения этих работ следует приступать к бурению.

- Одно дело добывать нефть на теплом Каспийском море, и совсем другое - в наших северных условиях. С какими трудностями придется столкнуться нефтяникам?

- У американцев на севере, вблизи нефтяного гиганта Прадо-Бей, есть прибрежные на шельфе, но там глубина моря не более
6 м. При их разработке на лед насыпают подушку из песка и гальки, под которой лед опускается на дно. После этого ставят буровую и бурят на этом основании. При разведке нефти на канадском шельфе плавучую буровую обслуживало до 12 ледоколов, которые крушили наступающие льды. Но при многолетних паковых льдах, мощность которых может достигать 8 - 11 м, плавучую буровую установку приходилось уводить с места бурения и вновь возвращаться для продолжения разведки. К счастью, на Примагаданском шельфе нет паковых льдов. Тем не менее зимой образуется лед толщиной до
1,5 м. Вмораживать платформы в лед нельзя, так они могут ее сдвинуть и раздавить. Так что придется вокруг платформ ледоколами создавать участок чистой воды. На соседнем Сахалине таких проблем нет, так как там не бывает сплошных льдов.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

- Одно дело разведка и поиск нефти, другое - добыча, транспортировка. Как, на ваш взгляд, это будет осуществляться в наших северных условиях?

- Американцы после открытия и разведки нефти на Северной Аляске только через 7 лет приступили к ее добыче. Задержка определялась выбором способа ее транспортировки, а затем и временем строительства трансаляскинского нефтепровода от Прадо-Бея до морского порта Валдиз. К слову, они пытались решить проблему транспортировки нефти, построив танкер «Манхетен» с двойным корпусом, который способен взять за раз 800 тысяч тонн. Рассматривался и вариант использования подводных лодок для перевозки нефти. Следует помнить и о необходимости создания соответствующей инфраструктуры. В этом плане полезно изучить опыт Сахалина. Посудите сами: там найдена большая нефть, но добывается сегодня ежегодно пока около 1,5 миллиона тонн. Причина в недостаточно развитой инфраструктуре. Если же говорить о нашей территории, то я уверен, что открытие нефти на Магаданском шельфе состоится. Возможно, это произойдет не так скоро, как нам хотелось бы, ведь это зависит не только от наших знаний, но еще и от упорства, без которого невозможно достижение поставленной цели. В геологии надо верить в свою счастливую звезду. И я в нее верю.
Как сказал в одном из своих выступлений Владимир Печеный, освоение шельфа вызовет кумулятивный эффект на нашей территории. Это когда к вложенному рублю в добычу и разведку прибавится еще 7 рублей за счет вовлечения флота, авиации, строительства инфраструктуры, сервиса. Это станет настоящим прорывом в экономике Магаданской области. Прорывом, которого прежде не видела Колыма.

Виктор ТРОПЫНИН.

Автор:  Виктор ТРОПЫНИН "Магаданская правда"









Колымские колонки