«Убитая» трасса. Спасение дорог - в реконструкции


Ожившая в регионе золотодобыча стала для колымских дорог едва ли не приговором - многократно возросший поток большегрузов, доставляющих недропользователям оборудование и технику, разбивает их буквально в прах. Где выход?

Непомерный гнет

Особенным стоном последние два года стонет трасса Тенькинская, ведущая к всемирно известной стройке Наталкинского ГОКа, - рудник имени Матросова, владеющий лицензией на разработку этого объекта, по большей части дорогу и эксплуатирует. И радоваться бы нам «Наталке», которая при выходе на полную мощность под 50 тонн чистого золота региону сулит, да глядя на состояние дорожного плотна, сердце кровью обливается.

На пути от Палатки до Усть-Омчуга вообще есть участки, где не то что дорожных одежд - земполотна не осталось, в пух и прах изничтожили его большегрузы. Нет от них спасу и мостам, и водопропускным трубам - те и другие, и без того изветшавшие от времени, тем более не выдерживают непомерной тяжести крупногабаритных авто и разрушаются на глазах.

Построенные в 40-50-е годы, дороги и искусственные сооружения рассчитаны-то максимум на 40 тонн, а по ним везут все 100 и даже 140 тонн!
И поток этих автомобильных монстров нескончаем - как сообщает начальник отдела департамента дорожного хозяйства и транспорта по Магаданской области Андрей СУДНИКОВИЧ, в 4-5 раз возросло их количество. Например, в 2011 году на провоз предельно допустимых (свыше 40 тонн) грузов департамент выдал 212 разрешений, а за одно только полугодие 2013-го - уже 331.

Налицо и разница в сборах, взимаемых за сверхнормативный груз в качестве компенсации: в 2011 году собрано около 1,6 млн рублей, а за полугодие 2013-го - почти 12 миллионов. Но эти деньги для трассы - лишь капля в море. Областному бюджету одно только ее содержание в этом году обойдется в 260 млн рублей, но и это лишь 75 процентов от реальной потребности.

Мучения надолго?

Все упование по спасению Тенькинской трассы дорожники возлагают на реконструкцию, которая одна только и может обеспечить дорогам, мостам и трубам надежную защиту от тяжеловесов. Впрочем, в состоянии реконструкции эта трасса находится с 2002 года - работы ведутся от Усть-Омчуга до Омчака.

За 10 лет этот отрезок почти весь реконструирован - из 120-ти в этом году осталось «добить» последние 20 км. И за эту часть дороги душа дорожников теперь спокойна - даже самые непомерные грузы обновленное полотно выдерживает. Оно ровнее, шире и имеет совсем иную, более прочную конструкцию - высота земляного полотна, например, в среднем выросла до 2-3 метров.

Однако вне реконструкции остается еще 180 км - от Усть-Омчуга до Палатки. Состояние этой дороги местами ужасно, но в следующем году реконструкции, увы, не будет - федеральный бюджет, если и собирается дать денег, то лишь на проектно-изыскательские работы. На капремонты же в 2013 году из областного бюджета выделено всего 15 млн руб. - эти деньги позволят привести в порядок 4 моста. В общем, мучения и автомобилистам, и дорожникам на этом участке гарантированы еще надолго.

Пока лишь то утешает, что возрастают средства на содержание дороги - еще пару лет назад они составляли менее трети от норматива, а уже к 2014-му должны дотянуть до нормы почти на 90 процентов.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "АиФ-Магадан"









Колымские колонки