Старатель от слова "стараться"


ГК "Майская" как золотодобывающая компания образована 20 января 2008 года, однако существует она более 40 лет и в 1977-м, будучи еще старательской артелью, вошла в состав Оротуканского ГОКа. На сегодняшний день является одним из крупнейших золотодобывающих предприятий Магаданской области и неизменным лидером в Ягоднинском районе, добывая за сезон порядка тонны золота.

Ежегодно рабочие этого предприятия вскрышные работы проводят с октября по март, а промывку золотоносных песков - в первых числах мая. В 2013 году ремонтные работы тяжелой землеройной техники начались с февраля, потянулись поставки горюче-смазочных материалов, специалисты стали прокладывать линии электропередачи к участкам золотодобычи.

"Мы сейчас делаем ставку на те участки горных работ, где есть электрификация. В этом году введена в эксплуатацию ЛЭП на нашем новом участке "Калинка", еще одна протянута к участку "Эфка". Деятельность, как и в предыдущие годы, будет осуществляться на трех карьерах - "Оротукан", "Дебин" и "Мылга", разбитых на 30 полигонов. Планируем каждый имеющийся в нашем распоряжении участок перевести от автономных источников питания к стационарным, поскольку затраты на топливо для дизельных электростанций весьма внушительные", - рассказал главный инженер ГК "Майская" Юрий Акулов.

По предоставленным ГК "Майская" данным, промывка золотоносных песков этим предприятием началась на карьере "Дебин" и уже 3 мая была произведена первая полновесная съемка, которая принесла в копилку компании 1,562 кг золотоносного концентрата. За месяц работники "Майской" перевыполнили план вдвое, добыв 110 кг золота, а на 12 июня 2013 года объем добычи превысил 200 кг, что составляет 20 % планового задания, которое в этом сезоне - 1000 кг.

Выделенная ГК "Майская" квота на иностранную рабочую силу в этом году - более 300 человек. В начале июня штатная укомплектованность составила 100 %, из этого числа более 70 % граждан прибыло из ближнего зарубежья - Украины, Молдавии, Казахстана, Белоруссии.
"Начался в этом году промывочный сезон довольно успешно, - говорит Юрий Петрович. - Были некоторые трудности в работе, связанные с половодьем, но серьезных проблем в этот период не возникло. Единственным препятствием к улучшению показателей являются внесенные изменения в законодательство, в результате которых было введено ограничение на передвижение тяжеловесных автомобилей по дорогам нашей страны. В связи с этим мы лишились возможности использовать свои автомашины, перевозящие топливо, в полной мере. Приходится заполнять цистерны на 7 т меньше, поскольку этот подход намного экономичнее в плане затрат, нежели оплачивать начисленные суммы по введенному налогу."

ГЕРОИЧЕСКИ СПАСЕННАЯ ДРАГА

Как сообщил Юрий Петрович, в этом году в распоряжении компании имеется порядка 200 единиц техники. Арсенал пополнился на 1 бульдозер "Komatsu D-475" и 5 погрузчиков "Liebherr". Вскрыша торфов осуществляется при помощи 4 малых бульдозеров "Komatsu D-65" и 30 единиц тяжелой землеройной техники. Имеются также 10 карьерных самосвалов БелАЗ и 40 погрузчиков. Автоколонна горной компании состоит из 6 большегрузных автомобилей, которые доставляют товарно-материальные ценности и топливо из Магадана. В этом году были приобретены 3 новых автозаправщика "Komatsu" и 1 дополнительная вахтовка.

Промывка золотоносных песков осуществляется за счет 22 промприборов и драги № 177, работающей в паре с шагающим экскаватором, единственной уцелевшей после 90-х годов в Ягоднинском районе.

"Во времена перестройки не было поставок горючего, запчастей, необходимых для золотодобычи материалов. Золото резко сильно упало в цене, и добывать его стало невыгодно. ГОКи стали распадаться, и драги побросали за ненадобностью, - рассказал начальник карьера "Дебин" ГК "Майская" Андрей Ганевич. - Наш агрегат был сконструирован в ЦРС и привезен по частям на Колыму еще в 60-е годы, где исправно работал на прииске "Бурхала". В 2006 - 2007 годах его выкупила ГК "Майская", которая выделила значительные средства на реконструкцию. Теперь драга плавает по долине вдоль реки Дебин и приносит ощутимую пользу - задание в 70 кг золота в прошлом году она выполнила на 18 дней раньше намеченного срока и по окончании сезона перевыполнила его на 6 кг. А бывало, что за сезон она давала до 120 кг золота".

По словам Ю. П. Акулова, сравниться по золотодобыче она может разве что с промприбором ГГМ-5, который за два предыдущих сезона намыл более 100 кг: "Мы его называем в шутку сухопутной драгой".

"Моя работа заключается в том, чтобы вовремя предугадать поломку на драге и предотвратить ее. Дело это хлопотное, но при известном старании осуществимое", - рассказал электрик-механик Сергей Митриев.

Опыт его работы по этой специальности более 11 лет, и два промывочных сезона подряд он работает в "Майской".

ОСУЩЕСТВЛЯЯ МЕЧТЫ, НЕ ПРОМОРГАТЬ БЫ СЕМЬЮ

"С коллективом мне повезло - хорошие, добрые люди. У всех есть семьи, мечты и стремления. Насколько тяжел артельский труд, объяснить невозможно - все "прелести" нужно прочувствовать на себе. Бывает, что люди не выдерживают такой нагрузки, ведь трудиться приходится по 12 часов в сутки, а то и больше, если вдруг случится какая-то поломка. А работать нужно даже в дождь, снег, ветер, невыносимую жару. Это в машине можно включить кондиционер или печку, а на полигонах постоянные гарь, копоть. Для этой работы нужен особый склад характера", - поделился Андрей Ганевич.
Мечта или цель у каждого работника "Майской" действительно есть, и они рассказывают об экономической ситуации в их стране или регионе, о том, что дома ждут дети, которым нужно дать образование, одеть, обуть, купить опять же жилье. И их благие намерения, и целеустремленность вызывают только уважение. К примеру, уроженец Украины Сергей Митриев мечтает вместе с женой о том, что благодаря работе в артели они смогут купить дом или квартиру поближе к Одессе, где растить их 10-месячного сына было бы проще и в плане садика, школы и медучреждений, и в плане трудоустройства молодых родителей впоследствии.

Водителя тяжелого погрузчика Николая Милюдина дома, в Иркутской области, ждут дочки-умницы, которым он старается помочь получить высшее образование, совершенствоваться в профессиональном плане. Он работает в "Майской" с 2002 года, говорит, что и заработки здесь хорошие, и без колымской романтики в душных городах уже тяжело.

Он любит дело, которым занимается, и ягоднинские просторы, но все же отмечает, что хоть и много сегодня трудится в артелях молодых парней, которых ждут дома жены, дети, но все же в расцвете лет нужно работать там, где у тебя будет возможность каждый день приходить домой и уделять внимание любимым.

"Это к старости можно идти в старатели, а в юности нужно быть с семьей, если хочешь ее сохранить. Можно перетерпеть год-два, ну три, а когда это длится дольше, браки часто распадаются. Люди перестают воспринимать друг друга и в моральном плане, и в физическом. К тому же, хоть слово "старатель" и произошло от "стараться", эти старания могут выйти боком", - поделился своими наблюдениями Андрей Георгиевич.

У и. о. заведующего столовой карьера "Дебин" ГК "Майская" Александра Рекачулского на счет супружеских отношений при регулярных длительных отъездах главы семьи несколько иное мнение. Свою профессию он выбрал еще в школе и получил образование по желаемому профилю. Но то ли не сиделось ему дома, то ли манили его морские просторы - отправился в плавание в качестве кока. И турне это затянулось на долгих 20 лет.

Попал он на Колыму в 2012 году - позвали работать в "Майскую". Этого события Александр ждал четыре года и, конечно же, без разговоров согласился.
"Второй сезон езжу и уже успел поработал поваром на участках "Эфка" и "Калинка". Мне нравится, хотя и непривычно было поначалу и даже тяжеловато - продукты ведь другие. Пришлось приспосабливаться. Но стараться нужно везде и во всем, иначе ничего никогда не добьешься. А в Украине дочка 11 классов окончила... Растить детей - это большая ответственность, и каждый выходит из положения как может. А жена? Скучает, конечно, и я по ней, но у нас так сложилось, что она меня всю жизнь ждет, понимает и любит таким, какой я есть, а это самое главное, и еще быть уверенным в человеке", - поделился А. Рекачулский.

По словам Андрея Ганевича, некоторые семьи, и в возрасте, и совсем молодые, парами трудоустраиваются в "Майскую" на сезонную работу. Жены по хозяйству помогают - работают поварами, прачками, горничными. У кого-то дети уже выросли, кто-то оставляет ребятишек с бабушками. "Это раньше были старательские городки, где семьями жили и все горести и радости переживали вместе. Поскольку все было на глазах, соответственно, и понимания между супругами было больше, но прииски и образованные от них поселки давно развалились, и возможность эта практически исчезла", - сказал А. Геневич.
Сегодня практически единственный вариант остался - привезти семью на Север для проживания в какой-нибудь поселок. Но не всегда это спасает, особенно когда уклад степенной жизни у человека разрушается - вокруг все новое и чужое, а родной человек, защитник и опора, пропадает месяцами в тайге...

Однако все же семьи приезжают, но стараются трудоустроиться не на промывку золотоносных песков, а в офис компании на круглогодичную работу, тогда и разлук почти не бывает, и соцпакет радует. К тому же вопроса с жильем, хоть и временным, нет, ведь, если оба супруга иногородние и работают в "Майской" на постоянной основе, компания может обеспечить их жильем, взяв на себя все обязательства по оплате коммунальных услуг.

Валерия КАДЫШЕВА.

Автор:  Валерия КАДЫШЕВА "Магаданская правда"









Колымские колонки