«Павлик» идет на прорыв


Строительство горно-обогатительного комбината на одном из самых крупных золоторудных месторождений Яно-Колымской провинции вышло на финишную прямую

На стройке - сухой закон

- Ну и чего он плачется? - начальник отдела капитального строительства золоторудной компании «Павлик» Юрий Гарькавец продемонстрировал аккуратные бетонные тумбы фундамента будущего гаража для обслуживания карьерных самосвалов. - Посмотрите, весь бетон уже отлит. А дальше - элементарная сборка металлоконструкций.

Сомнения по поводу условий для обслуживания машин в только что состоявшемся диалоге высказал инженер-механик ООО «Восточная техника» - дилера фирмы «Катерпиллер» Сергей Маршавин. Его бригада доставила первые карьерные самосвалы на строительную площадку ГОКа «Павлик» еще весной. Понятно, что вначале пришлось померзнуть. Но, справедливости ради, все же отметим, что волновали инженера больше не собственные ощущения, а состояние электроники в сложных машинах.

Семь штук карьерных самосвалов, полностью готовых к работе, уже выстроились на укатанной площадке. Ремонтники возились у восьмого. Красивые, спроектированные с точным соблюдением пропорций машины смотрелись как игрушки. Масштаб ощущался только при приближении вплотную, когда колеса вдруг оказывались выше человеческого роста.

Размеры же стройки в целом просто завораживали. С высокой площадки, на которой временно расположили жилые модули строителей, открывалась вся панорама территории будущего ГОКа.

- Вот там у нас уже готовы фундаменты под мельницы фабрики, - указал Ю. В. Гарькавец. - Чуть левее - реммастерские. Вы, кстати, обратили внимание, когда мимо проезжали? Сегодня там поставили первые шесть стальных колонн, так что день у нас получается знаменательный…
На идеально выровненной площади четко различались контуры любого объекта. Но и вблизи впечатление чистоты, строгого порядка не пропадало. Здесь не было лишних предметов, нигде ничего не валялось, все аккуратно уложено на своих местах. И на всей стройке - ни одной фигуры, вид которой говорил бы: шляется туда-сюда. Все были заняты делом.

Вот так работает генеральный подрядчик строительства ГОКа ЗРК «Павлик» компания ООО «Велесстрой».

Руководителя проекта Ирфана Субашича мы застали на строительной площадке вахтового поселка, расположенной среди, скажем так, остатков поселка им. Гастелло. По договоренности с администрацией района ЗРК «Павлик» взяла на себя обязательство подключить два оставшихся жилых дома к своей будущей котельной. Все это не означает возрождения населенного пункта как такового. Но и существовать рядом со столь крупным предприятием местным жителям будет гораздо легче. По крайней мере, машины с товарами для местного магазинчика уже стали курсировать в несколько раз чаще, чем случалось еще в начале прошлого года. Правда, руководство ЗРК это не совсем радует. На стройке - сухой закон.

На место будущего расположения ГОКа коллектив «Велесстроя» прибыл в июле. Остаток теплого времени ушел на огромные объемы земляных работ, подготовку площадки. А в зиму «въехали» с бетонированием по графику. Пришлось возводить сараи, навесы, прогревать бетон электродами…
И сейчас строителям проще не стало. Срок сдачи объекта остался прежним, прописанным еще в лицензионном соглашении - декабрь 2013 года. А потому генподрядчик вынужден наращивать темп работ. Ради этого на стройке готовятся смонтировать дополнительные конструкции модульных жилых домиков и увеличить численность персонала с 650 до 1100 человек. Но даже при таком увеличении количества работников, реально ли в декабре завершить строительство предприятия с годовым объемом переработки руды в 3 миллиона тонн?

- Если нас не подведут поставщики, если мы вовремя доставим сюда металлоконструкции и оборудование, если не случится заминок на строительстве, то - да, вполне реально, - сказал заместитель генерального директора ЗРК «Павлик» по строительству Сергей Гаршин. - В любом случае мы настроены на завершение в декабре…

Ретроспектива

Тут, наверное, уместно будет напомнить читателю, что представляет собой золоторудное месторождение «Павлик». Историю его существования, или, как кратко обозначил наш собеседник, ретроспективу, представил исполнительный директор ЗРК «Павлик» Виктор Троицкий.
- Впервые этот рудный объект был выявлен в 1942 году при производстве поисковых работ, - сказал он. - Геологоразведочные работы на нем продолжались до 1951 года. Дальше был подведен подсчет запасов - 53 тонны руды для подземной добычи. И на протяжении долгих лет это месторождение было в госрезерве.

В 70-е годы при ужесточении кондиций, то есть повышении уровня рентабельности среднего содержания золота в руде, объект был переведен в забалансовые запасы и просуществовал так до 1995 года. И вот, когда месторождение было наконец залицензировано, началась другая хронология. С 1995 по 2007 год «Павлик» поменял трех владельцев, пока не был выкуплен нашей инвестиционной компанией «Арлан».
Несмотря на отсутствие в лицензионном соглашении пункта о доразведке, мы сразу предполагали, что делать ее необходимо. И первый же год, в течение которого мы собрали и обобщили всю имеющуюся информацию о месторождении, подтвердил это.
Был написан новый проект, и с апреля 2008 года мы начали бурить. Всего в общей сложности до конца минувшего года было пробурено порядка 65 километров скважин.

17 мая нынешнего года состоялась очередная защита запасов в ГКЗ, и на месторождении было утверждено 154 тонны золота по категориям С1 и С2.
Есть еще перспективная площадь. Мы выделили ее разведку в отдельный локальный проект. По прогнозной оценке, в этих рудных телах содержится еще порядка 62 тонн золота. Ну а всего «Павлик», по моему мнению, может содержать от 200 до 250 тонн металла.
Среднее содержание - 2,61 грамма металла на тонну руды. Это процентов на 20 выше, чем у наших соседей на Наталкинском месторождении. Мощность фабрики рассчитана на переработку 3 миллионов тонн руды в год. Соответственно, в среднем ГОК будет выдавать около 7 тонн золота ежегодно. Кстати, природа распорядилась так, что если не в первую, то во вторую очередь точно фабрика будет перерабатывать руду с наиболее высоким содержанием. Значит, окупится проект за довольно короткий срок.

Новый алгоритм работы трассы

…Дорога от стройплощадки до ложа будущего хвостохранилища вилась между рукотворными и не очень подъемами и спусками, огибала подошву сопки. Впереди и за нами многочисленные и деловитые, как муравьи, сновали оранжевые «КамАЗы».
Край сооружения первой ступени верхней дамбы хвостохранилища уже угадывался. Ближе к середине тела будущей дамбы на нулевой отметке экскаватор начинал рыть траншею. Маркшейдер рейкой промерял глубину.

- Будем делать зуб, - сказал начальник хвостового хозяйства Владимир Чернов. - Это такая траншея полутораметровой глубины, которая забивается суглинком. Так мы предотвратим фильтрацию воды под дамбой. Хотя вода с пульпы сюда и не дойдет. Намоем пляж и будем контролировать урез воды на расстоянии не ближе 40 метров от насыпи. А за нижним бьефом еще пророем траншею. Вода, которая может просочиться из хвостохранилища, будет перехватываться и насосами закачиваться обратно в хвосты.

В. В. Чернов был уверен в безопасности хранения отходов переработки руды. И даже подозрительная близость грунтовых вод его не смущала - все рассчитано. Но, с точки зрения главного инженера ЗРК «Павлик» Владимира Беркутова, обильные грунтовые воды могут изрядно осложнить работу горняков.

- В этом плане меня утешает, что начало работ на карьере у нас приходится на осень - холодное время года, вода не будет мешать, - пояснил он. - С другой стороны, совсем не радует, что запуск фабрики у нас по графику падает на январь. Это будет гораздо сложнее, чем запустить среди зимы систему отопления. Но ситуация небезнадежна - будем запускать. А дальше наладочные работы. Они могут пройти быстро, скажем, за полтора месяца, а могут растянуться и до полугода. Поэтому я не могу сказать с полной определенностью, когда наша фабрика выйдет на проектную мощность. Хотя уверен, что с тем минимальным объемом добычи золота, который у нас запланирован на первый год работы, мы справимся.

Стройка еще только выходит на финишную прямую. А обстановка в Тенькинском районе уже начинает меняться к лучшему.

- Вы знаете, что в поселках квартиры уже подорожали? - так неожиданно начал разговор генеральный директор ЗРК «Павлик» Василий Макаров. - А трасса, посмотрите, как заработала! Если говорить только о «Павлике» (у нас еще четыре подобных объекта на территории области), то должен заметить, что первоначальная проектная мощность ГОКа золоторудной компании для нас не является предельной. Дело в том, что еще на первом этапе проектирования мы столкнулись со сложностями в обеспечении надежного энергоснабжения рудника. Пришлось даже вкладывать средства в реконструкцию ЛЭП Усть-Омчуг - Омчак. Теперь мы имеем твердые гарантии энергетиков, что заявленные 25 мегаватт электроэнергии получим. А вот когда подойдет энергия с Усть-Среднеканской ГЭС, это будут уже совсем другие расчеты. Эти вопросы мы уже неоднократно обсуждали с исполняющим обязанности губернатора В. П. Печеным. И я рад, что администрация области не меньше нашего заинтересована в скорейшем разрешении проблемы. Думаю, такое единомыслие приведет к положительному результату.

…На обратном пути нам довелось наблюдать такую картину. Под холодным проливным дождем двое невезучих водителей с помощью подъемного крана доставали из кювета свой слегка помятый грузовик «MAN». Процедура растянулась на час. К этому времени по обе стороны перегороженной трассы скопились колонны разнообразных машин. Наконец кран отъехал на обочину, освободив проезд. Как будто по команде регулировщика, машины одна за другой начали осторожно проходить через узкое место и, вырвавшись на простор, резко прибавляли скорость. Все спешили влиться в новый алгоритм работы тенькинской трассы.

Николай ПАНОВСКИЙ.

Автор:  Николай ПАНОВСКИЙ "Магаданская правда"









Колымские колонки