Желтое солнце «Святыни»


Сотрудниками УФСБ России по Магаданской области перекрыт канал поставки в Ингушетию колымского золота. Но проблемы с незаконным оборотом драгметалла остаются.

«Павлины, говоришь? Х-хе!»
Товарищ Сухов, к/ф «Белое солнце пустыни»

«Я рассчитывал на тебя, Саид»
- Салам!
- Уа-алейкум ас-салям!
- Саид, ты готов?
- Да, Джохар. Я все сделаю как надо. Не подведу, если на то будет воля Всевышнего.
- Я верю, что Всевышнему это угодно. И я верю в тебя. Все братья в тебя верят.
- По вере воздастся нам.
- Истинно так. Завтра тебе доставят груз и документы к нему. Что делать дальше, ты знаешь. Мы рассчитываем на тебя, Саид.
- Аллаху Акбар!

«Давно обосновался?»

В другой жизни Саида Дагаева звали Алексей Смирнов. Обычный магаданский парень, отличавшийся от сверстников разве что некоторой замкнутостью, нелюдимостью. В школе не хулиганил, по клубам не бегал, с девушками не встречался.

Возможно, дело в том, что Алексей рос без отца, а мать с годами все безнадежней вязла в пучине хронического алкоголизма.

Служить срочную Алексею довелось на Кавказе, аккурат во время проведения одной из Чеченских кампаний. Служил хорошо, с отличием. Домой привез несколько наград и… горячую веру в то, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.

Искренняя вера расцветила холодные магаданские будни Алексея ярче радуги. Жизнь уже не казалась однообразно-серой, даже участившиеся пьянки матери не ввергали в былое уныние. Все поправимо, надо только верить в милость Всевышнего.

Не имея специального образования, Алексей устроился работать в салон игровых автоматов, а после его закрытия - в крупную торговую сеть по продаже стройматериалов. Исполнительного, аккуратного, непьющего, а главное – честного молодого продавца-консультанта скоро приметили, начали продвигать на более высокие и ответственные должности, повысили зарплату.

Стало хватать денег не только на жизнь, но и на лечение матери. Пусть с переменным успехом, но все же…
Не хватало одного: общения с братьями по вере. Чем дальше, тем острее Алексей ощущал потребность найти единомышленников, а еще лучше – кого-то более опытного в религиозных вопросах, кого он смог бы назвать учителем, духовным наставником.

Неширокий круг общения Алексея состоял по большей части из коллег, не обремененных религиозным мировоззрением, поэтому он начал искать знакомств в интернете. Вечерам он допоздна просиживал за компьютером, «шерстил» социальные сети, заходил на городские форумы в поисках единоверцев.

Кто ищет, тот обрящет.

«Махмуд, зажигай!»

Виртуальное знакомство с Шамилем Алексей расценил не иначе как подарок судьбы (то есть Всевышнего, ибо ничего не происходит без его соизволения).
Не смущало Алексея то, что Шамиль – «сиделец» на колымской зоне, и даже то, что «космический» срок ему присудили за терроризм. Все это становится не важным, отходит на второй план, когда видишь в человеке не просто правоверного, но личность, которая милостью Творца преуспела во многих богословских вопросах, в том числе в толковании Корана и Сунны, и может многое объяснить, многому научить, на многое открыть глаза. Он стал почитать Шамиля духовным наставником.

Вскоре по благословению «духовника» Алексей сменил имя и фамилию, окончательно отрекаясь от славянских корней. Отныне по паспорту его звали Саид Дагаев.

Иногда Алексей-Саид выполнял необременительные поручения Шамиля, передавал на зону деньги, продукты, материально помогал его смье.
Однажды на Саида по рекомендации Шамиля вышел Джохар Казбеков. Этот парень из Сусумана, обладающий природным магнетизмом, обаял его с первых же фраз. При более тесном знакомстве он накрепко привязал к себе Саида своими горячими проповедями за чистоту веры и непоколебимой уверенностью в победе их правого дела.

Настал момент, когда Джохар раскрыл Саиду сокровенную тайну, благодаря которой у последнего появилась великая цель, жизнь обрела смысл, а окружающий мир обрел наконец совершенные, законченные формы.

«Мы заплатим золотом!»

Тайна заключалась в том, что Джохар, по его словам, собирал в области общину единоверцев. В Сусумане у него уже было достаточно братьев и сестер, милостью Аллаха озаренных истинной верой.

Но для того чтобы построить сильную организацию с четкой структурой и крепкой материальной базой, объяснил Джохар, нужны деньги. Много денег. А что в наших краях приносит больший доход, чем сделки с золотом?

Джохар показал Саиду красивый расклад: скупка «теневого» золота и его последующая продажа – чистый бизнес, одобренный Всевышним и не противоречащий мусульманским канонам. Это же не наркотики. А то, что такой оборот драгметалла государство называет незаконным… Так ведь это гражданский закон, к вере отношения не имеющий.



Вырученные деньги, внушал Джохар Саиду, идут в копилку общины. На них братья и сестры скоро обустроят базу, домашнюю мечеть, выпишут нужную литературу, будут помогать сидящим на зонах «мученикам за веру» (террористам, то есть). И, кстати, хватит на щедрое вознаграждение участвующих в операциях с золотом.

А уж когда община громко заявит о себе, к ней со всех концов области начнут стекаться последователи. Их будет все больше, община станет шириться и крепнуть, и рано или поздно ее заметят братья по вере за рубежом. Эпическую, в общем, картину нарисовал Джохар.
Служение великой цели – нет для правоверного более почетной миссии. Конечно, Саид согласился. Тем более что Джохар намекнул холостяку: заработаешь денег, станешь завидным женихом, мы тебя на настоящей ингушке женим…

«Гюльчатай, открой личико!»

Джохар родился и вырос в Магадане, очень далеко от исторической родины. Учился в обычной школе, посещал секцию бокса. Будучи оторванным от этнической культуры и воспитанным в светской среде, в первую очередь интересовался не вопросами вероисповедания, а уютным устройством в жизни и достойным положением в социуме. От природы неглупый, Джохар быстро смекнул, что добиться этого не сложно, нужно только разбогатеть.
Став самостоятельным, Джохар переехал в Сусуман, где занялся предпринимательством. Перегонка автомобилей, фирма по пассажирским перевозкам – это то, что на виду, для всех. Но был у него и нелегальный бизнес.

Одно из направлений – скупка «левого» золота с последующей отправкой на Кавказ. При этом львиную долю металла несли не хищники, намывшие золотинки по отвалам да медвежьим углам, а работники золотодобывающих предприятий. Это объективно: легче украсть то, что уже добыто из недр промышленным способом, чем самому, надрываясь и оглядываясь, ковырять эти недраю.

Для ведения столь деликатных дел нужны исполнители, не обязательно умные. Главное, чтобы были преданными. А что теснее сплачивает разношерстную толпу в нерушимый монолит, чем общая идея? И почему бы в качестве этой самой идеи не взять «опиум для народа»?
Религиозный экстаз – это очень удобно, рассудил Джохар. Люди с фанатичным огнем в глазу не задают лишних вопросов, не подвержены сомнениям. Их не терзает совесть. И они предпочтут умереть, но не подведут духовного лидера.

Разумеется, роль духовного лидера Джохар отвел себе. Долго мучиться с выбором религиозного направления тоже не стал: ислам! То есть, не совсем ислам, а набор разрозненных, самых общих, а зачастую искаженных представлений самого Джохара об исламе плюс собственное «догмотворчество».
С тем же успехом новоявленный «мессия» мог провозгласить себя кришнаитом или, скажем, джедаем. Он мог начать искать единомышленников для поклонения Сатане, будь на это спрос публики. Но публику сегодня все активнее привлекают исламские идеалы, и Джохар остановился на них. Деловой подход настоящего коммерсанта, ничего личного.

Мало-мальского авторитета в среде земляков-кавказцев – адептов традиционного ислама Джохар своими проповедями не заработал, однако это его не огорчило. В колымских поселках довольно маргиналов, безработных, опустившихся, несчастливых в семейной жизни, просто попавших в трудные и даже безвыходные ситуации.

Джохар их находил, обласкивал, обволакивал личным обаянием и несколькими цитатами из Писания – и несчастных можно было брать голыми руками.
Саид с его искренней тягой к вере, магаданской пропиской и открытым русским лицом стал в колоде Джохара козырем, как нельзя более подходящим для особых поручений, связанных с отправкой партий золота по отлаженному каналу на материк.

«Да гранаты у него не той системы»
В тот раз все прошло, как обычно. Доставленную из Сусумана тяжеленную запакованную посылку (в документах значилось, что в ней – запчасти к иномарке) Саид отнес в офис экспедиторской транспортной компании, где ее споро оформили к отправке в Москву, и отзвонился людям Джохара, что все прошло успешно.

О том, что сразу после его ухода к транспортникам заявилась группа сотрудников УФСБ по Магаданской области, Саид не знал.

Не ведал он и о том, что, вскрыв увесистый ящик и тщательно обследовав его содержимое, сотрудники обнаружили в полостях автомобильных деталей тринадцать слитков, содержащих более трех килограммов химически чистого золота.
Слитки были изъяты, японские запчасти эквивалентно по весу заменены на отечественные (от УАЗа – шутники!), посылка заново запакована и вручена экспедиторам для отправки по месту назначения.

«Ваше благородие Госпожа Чужбина»

В столице груз встречали – и доверенное лицо Джохара, и московские коллеги-чекисты, которые проследили, как нарочный (бывший житель Сусумана) передал посылку водителю рейсового автобуса, следующего по маршруту Москва – Назрань. Дальше груз «вели» представители других региональных спецслужб.

Они же брали «тепленькими» всю компанию, собравшуюся у раскуроченной посылки в конечной точке ее путешествия. Русская забористая брань перемежалась с гортанными гневными выкриками тыкающих пальцами в ржавые запчасти «горцев», добрая половина которых имела магаданскую прописку, когда в доме началось «маски-шоу».

Взяли всех. Кроме того, были изъяты потрепанные школьные тетрадки с записями, кто и сколько давал наличных для скупки этой и предыдущих партий «солнечного» металла с солнечной Колымы.

В это же время в Магадане Саиду Дагаеву было предъявлено обвинение в незаконном хранении и пересылке драгметалла в крупном размере. Саида взяли под стражу, а с Джохара Казбекова как с подозреваемого была взята подписка о невыезде.
В ходе оперативных мероприятий был проведен ряд обысков. Во время одного из них в Сусумане изъяли незаконно хранящийся героин. Есть версия, что принадлежал наркотик двоюродному брату Джохара, Рустаму – наркоману, слывущему в городе законченным отморозком, которого Джохар задействовал в самых грязных делах.

«Мне за державу обидно»

Эта история, вернее, ее глава с участием сотрудников ФСБ, уникальна тем, что впервые в летописи современных отечественных спецслужб был от начала до конца – от отправителя до получателя – отслежен и перекрыт канал поставки колымского золота в Ингушетию.

За успешно выполненную операцию, направленную на декриминализацию бюджетообразующей отрасли региональной экономики, трое сотрудников УФСБ России по Магаданской области награждены ведомственной медалью «За заслуги в обеспечении экономической безопасности», что свидетельствует о значимости проведенной нашими чекистами работы.
Что сказать... Молодцы!

«Джавдет трус, Абдула воин»

Следствие закончилось ожидаемо: Джохар «спрыгнул с темы», вышел из воды сухим. Всю вину взял на себя Саид – то ли по религиозно-идеологическим соображениям, то ли после уговоров Джохара.

Как бы там ни было, поведение «старшего брата» во время следствия совсем не вяжется со светлым образом духовного лидера, отстаивающего интересы каждого члена паствы. Скорее, он похож на мошенника, умело манипулирующего как слабостями, так и лучшими качествами людей. Для которого главная святыня – звонкая монета, желательно в твердой валюте.

Исполнитель-Саид в тюрьме, организатор-Джохар на свободе и продолжает заниматься бизнесом с привлечением на черновые работы все новых «неофитов». Может, кого-то из них судьба Саида чему-нибудь научит? Или хотя бы побудит задуматься о настоящих мотивах Джохаровой души и душ ему подобных.

И еще. Саид – материал уже списанный, «засвеченный». После выхода на свободу его вряд ли задействуют снова. Значит, обработают кого-то другого. Словом, «не будет покоя, пока жив Джавдет».

«Перестаньте, черти, клясться на крови»

Один отлаженный канал поставки колымского золота перекрыт. Но есть и другие – со схожими схемами, использующими авиатранспорт и услуги экспедиторских компаний (деятельность последних фактически не лицензируется); через морской торговый порт (кто проверяет загруженные якобы домашним скарбом контейнеры?).

Самая надежная схема вывоза (собственно, и ввоза запрещенных к свободному гражданскому обороту предметов тоже, наркотиков там или оружия) – федеральная автодорога «Колыма», имеющая на сегодняшний день один (!) стационарный пост ГИБДД на два региона – Магаданскую область и Якутию.

Вези не хочу. И ведь везут!

Причина лежит на поверхности - элементарная спекуляция. Скупили подешевле, продали подороже. Если в Сусумане грамм золота на «черном» рынке стоит 800 руб., то в Назрани – 1400. Навар с каждого грамма - 600 руб. Килограмм – это 600 тысяч, десять – 6 миллионов, ну и так далее.
Хорошие деньги, особенно для Ингушетии, в которой практически нет никакого производства, в которой не работают фабрики и заводы, в которой нет более-менее организованных сельскохозяйственных предприятий. Только бюджетная сфера, наполняемая финансами федерального центра.

«Восток – дело тонкое»

Спросите любого честного ингуша, живущего в Магаданской области: почему он мерзнет здесь вместо того, чтобы вкушать все прелести мягкого климата родины? Он наверняка ответит, что там нет работы.Плюс вездесущие поборы, плюс неспокойная криминальная обстановка. Свое дело открывать небезопасно – обложат данью.

Кто? Да те самые, бегающие по горам и бряцающие оружием. Террористы, а по сути – тривиальные бандиты, прикрывающие верой, как щитом, стойкое нежелание зарабатывать на жизнь своими руками.

Видно, плохо они Писание читали, раз не знают, что ислам – миролюбивая религия, призывающая не к оружию, а к терпимости и взаимопониманию, не к разрушению, а к созиданию.

Впрочем, как и всякая другая конфессия всемирного масштаба, с веками ислам, словно днище корабля полипами, оброс различного толка побочными ответвлениями, в том числе радикальными, откровенно воинствующими, деструктивными и даже натурально тоталитарными сектами. Их искаженными идеалами так удобно прикрывать самые неблаговидные цели…

Вот интересно, за чей счет эти «робингуды от салафизма» бездельничают и играют в войнушку? На какие средства покупают боеприпасы, амуницию, провизию, в конце концов? Одними грабежами и рэкетом сыт не будешь.

Финансирование от международных террористических группировок? Возможно, хотя официальные источники утверждают, что внешние финансовые каналы для кавказских «боевиков» в значительной степени перекрыты.

На этом фоне весьма правдоподобным выглядит мнение о том, что на содержание бандформирований идет часть денег, вырученных от проданного «теневого» золота Колымы. Пусть опосредованно, косвенно. Но идет.

Тогда получается, что наши воротилы «черного» рынка уже не просто спекулянты, а пособники, вольные или невольные, сеющих по стране хаос и бессмысленную смерть бандитов. А это заставляет посмотреть на проблему уже с совсем другого ракурса.

Саша ОСЕНЕВА.

Опираясь на действительность, автор статьи не ставила перед собой цель оскорбить чье-либо национальное или религиозное достоинство.
Имена действующих лиц изменены.

Автор:  Саша ОСЕНЕВА "Колымский тракт"









Колымские колонки