Реформирование «сверху» без обратной связи с рыбаками принесет отрасли новые проблемы


В течение последних нескольких недель в различных СМИ все чаще стали упоминать рыбную отрасль. Проблемы рыбаков обсуждают на различных встречах, совещаниях, заседаниях комиссий, дают поручения соответствующим службам Правительства о разработке программ развития рыбного хозяйства. Чего ожидать от этой активности рыбакам и есть ли какие-то результаты, конкретные решения, вынесенные по итогам обсуждений вопросов, стоящих перед отраслью?

Об этом, а также о текущих заботах рыбаков нашему корреспонденту рассказал президент Магаданской Ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО "Тихрыбком", депутат Магаданской областной Думы М.Н. КОТОВ.

- Михаил Николаевич, до лососевой путины осталось совсем немного времени. К чему готовятся рыбаки, есть ли сегодня окончательный прогноз по объемам вылова рыбы?

- Мы ожидали, что, как обычно происходит по нечетным годам, горбуши к рекам подойдет значительное количество. Но, по прогнозу МагаданНИРО, объем вылова лосося определен на уровне всего в шесть с половиной тысяч тонн. Это вполовину меньше, чем в предыдущие путины нечетных лет.

Конечно, нас это не радует. И, к сожалению, достоверность такого прогноза вызывает сомнения. В прошлое лето научные работники Института работали, если не ошибаюсь, всего на двух рыбопромысловых участках. Не проводились облеты нерестилищ, не изучался подробно скат молоди. Откуда взялись такие цифры?

В прошлую путину на Камчатке прогноз подхода рыбы не подтвердился. Люди выставились, набрали бригады, а лосося подошло меньше, чем ожидали. Теперь камчатские рыбаки пытаются взыскать убытки с ученых, с Агентства по рыболовству через суд. Может быть, это повлияло на осторожность в прогнозировании возможного вылова?

Мы имеем заверения от Росрыболовства, что в случае большего подхода рыбы вылов по дополнительным обоснованиям будет оформляться оперативно. Но все равно хотелось бы иметь больше ясности, где и как будем работать.

Если в реках Северо-Эвенского района ситуация более-менее благополучная, то мы уже можем планировать там работу пары судов по приемке уловов со ставных неводов. А в реках Тауйской губы мы даже невода выставлять не собираемся. Слишком рискованно идти на такие затраты. Будет рыба - постараемся выловить ее в реках.

Хотя, опять же, если распределить столь небольшое количество по отдельным рыбопромысловым участкам, чем сейчас занимается рабочая группа комиссии по анадромным видам рыб, то получится, что в каких-то реках можно будет поймать всего 20-30 тонн. Стоит ли в эти места выставлять рыболовные бригады?

Ловить мы, разумеется, в любом случае будем. Мы же не можем оставить наши рыбоперерабатывающие заводы без сырья. Но что получим в итоге, сказать пока сложно.

- Как идет морская рыбалка, довольны ли вы сегодняшними результатами?

- Весенние путины на добыче краба и трубача продолжаются очень даже неплохо. И размерный ряд, и наполнение мяса краба, и уловы нас вполне устраивают. На сегодня мы опережаем прошлогодний уровень добычи уже процентов на 30. А вот цены на продукцию судов на те же 30 процентов ниже прошлогодних.

Падение цен началось с минтая. И ряд компаний сейчас даже пытается продать свои доли вылова этой рыбы, поскольку промысел становится нерентабельным.

Но если о причинах падения цены на минтай еще высказываются разные точки зрения, то резкое "удешевление" краба и трубача имеет вполне очевидное объяснение. Дело в том, что в минувшем и нынешнем годах на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона вновь хлынули массовые поставки браконьерской продукции.

Почему это допустили наши контролирующие органы? Казалось, морская инспекция погранохраны в предыдущие годы работала все лучше и лучше, доля браконьерских поставок неуклонно снижалась. И вот - опять такой всплеск теневой активности.

Мне не известно, как проводится контроль за выловом на приморских или сахалинских судах. Но зато мы видим, как работают пограничники с нашими экипажами.

С начала года суда нашей группы компаний проверяли уже десятки раз. "Александр Шалин", например, подвергался проверкам даже дважды за одну неделю. И каждый раз при этих изматывающих экипаж процедурах выискивается хоть что-то, что можно вписать в акт проверки в качестве нарушения.

И все бы - ничего, переживем мы и такие напасти. Но почему толковые проверки не проводят на судах, о которых все заранее знают, что они ведут незаконный промысел? Так удобнее - являться к законопослушным рыбакам, мешать им работать?

А ожидания инспекторов, которые должны наблюдать за перегрузом в море, во что нам выливаются? Суда неделями простаивают. Но никто эти убытки не считает.

Мы попытались в прошлом году подать иск за ущерб, нанесенный неправильными действиями пограничников по отношению к судну "Александр Шалин". Не получилось. Законы у нас защищают силовые структуры, а рыбаков - как-то не очень.

- В последние дни внимание к рыбной отрасли заметно возросло. В публикациях проходят и какие-то обнадеживающие новости.

Вот, например, представитель Министерства транспорта совершенно однозначно высказался за отмену требования обязательной установки аппаратуры спутникового мониторинга на маломерных судах.

Председатель ВАРПЭ А. Фомин и заместитель министра сельского хозяйства И. Манылов встретились и договорились о дальнейшем сотрудничестве. Какие последствия вы ожидаете от этих событий?

- Хорошо, что в Минтрансе определились, прислушались к рыбакам. Только пока это лишь разговоры. Решения-то нет. Нет приказа, нет указаний Морскому регистру, нет инструкций для капитанов портов о регистрации маломерного флота. В итоге астраханские рыбаки не смогли выйти на путину.

Мы тоже не знаем сейчас, как будем добывать морскую капусту. Заказывать техническую документацию, устанавливать аппаратуру ГМССБ на судно, которое будет работать один месяц в году, не имеет никакого смысла.

А капуста нужна, причем не китайская, неизвестно где добытая и непонятно как высушенная, а наша - магаданская ламинария Гурьяновой. Она добывается в экологически чистом море, она содержит вещества, необходимые для сохранения здоровья северян. Кто будет ее добывать?

В то же время, мы до сих пор не можем добиться от Минтранса хоть какой-то реакции по другому, не менее важному вопросу. Я имею в виду требование, что с 2016 года все капитаны рыболовных судов обязательно должны иметь дипломы о высшем образовании.

Это же ни в какие рамки не лезет! На всем Дальнем Востоке работают только 32 капитана с такими дипломами. Их обучают в единственном на регион учебном заведении - бывшем Дальрыбвтузе. Выпускают в год группы по 30 человек. Из них в море идут работать 1-2 выпускника. Есть еще три подобных вуза в стране.

Но сколько лет должно пройти, прежде чем при такой эффективности они смогут заполнить все вакансии на тысячах рыболовных судов? При этом еще не факт, что новые кадры будут качественнее прежних. Рыбак - это не только профессия, это - призвание. Нет в тебе этой жилки - никакой диплом не поможет.

Так какой мудрый руководитель принимал это решение? У него что, карандаша с листком бумаги не было, чтобы просчитать, что потом произойдет в рыбной отрасли?
Насчет встречи председателя ВАРПЭ с заместителем министра могу сказать, что мы ожидали подобных контактов. То, что диалог начался, это нормально. Правда, насколько мне известно, И. Манылов в прошлом никогда не был связан с рыбной отраслью.

Скажите, сколько времени пройдет, чтобы человек вник в специфику нового для него дела? Мне хочется думать, что это произойдет быстро.

Но все же лучше было обсуждать наши проблемы с человеком, который знает, что из себя представляет рыбное хозяйство. Мы же должны говорить на одном языке, иначе никакого понимания не будет.

- Кстати о понимании. На днях вице-премьер Д. Рогозин заявил, что отныне разрешение на ремонт судов за границей он будет выдавать лично, в режиме ручного управления. Как-то даже теряешься в догадках - это откуда на рыбаков сия милость свалилась?

- Нас уже не первый год пытаются загнать на отечественные судоремонтные заводы, вернее, в те места, в которых от них еще что-то осталось. Помнится, я еще лет 10-15 назад разговаривал с разными премьерами и спрашивал: почему мы превратили два корейских города - Пусан и Ульсан - в цветущие сады? Почему мы вынуждены там ремонтировать свои суда?

Теперь Китаю так же помогаем развиваться. Там посмотрели на эту ситуацию и решили: а мы чем хуже? И действительно, выполняют там сейчас ремонты качественно, сроки выдерживают, цены - умеренные. Потому и идем к ним.

А в этом году мы решились отремонтировать два наших СРТМк во Владивостоке. Получилось втрое дороже. Качество - никакое, специалистов нет. В конце концов мы кое-как выдернули оба судна оттуда. Теперь оформляем предъявление претензий заводу.

А за границей ремонтировать флот стало проблематично. Теперь любой, даже мелкий ремонт попадает под растаможку. Думаю, компании помельче просто не потянут такие затраты - счет ведь идет на сотни тысяч долларов. Да и нам, наверное, придется экономить на ремонте.

Понятно, что в целом по Дальнему Востоку это сразу скажется на безопасности мореплавания. Флот старый, он требует больших затрат на ремонт, экономия тут неуместна.

В общем, мы вновь имеем дело с неким силовым методом, когда проблема решается не с начала, а с завершающей фазы и за счет тех, кого она больше всего тяготит.

В ином случае мы бы видели вначале реконструкцию или новое строительство современных судостроительных заводов, укомплектование их кадрами, стабильные конкурентные цены на услуги. А потом мы и сами потянулись бы на отечественные предприятия. Не нужно никого ломать через колено.

Министр сельского хозяйства недавно объявил, что на развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года будет потрачено 183 миллиарда рублей. Программа еще только формируется. И мы не знаем, что конкретно предполагается сделать на эти огромные средства.

Тут ведь не сумма важна - пусть она будет меньше. Но зато на эти деньги предпримут разумные шаги по оздоровлению отрасли. Хотелось бы надеяться, что так и будет.


Николай ПАНОВСКИЙ // Колымский тракт








Колымские колонки