Бухта Нагаева: жемчужина Магадана или свалка?


Часть проблем одного из красивейших мест побережья начнут решать уже в этом году. Но только часть

Нагаево - одно из самых любимых мест отдыха горожан. Причин этому много: и легкая доступность, и песчаный пляж, и красивые виды. Но при этом из года в год бухта остается неухоженной и грязной. В ее воды город сливает свои отходы, ее берега усеяны техногенным мусором. Но, возможно, уже в этом году лицо Магадана, обращенное к морю, изменится.

Благоустроенная и чистая

В этом году начнутся работу по приведению в должный вид «морского фасада» Магадана. По словам начальника отдела организации строительства городского департамента САТЭК Максима Маркова, представители московской фирмы-подрядчика «Геоком», которая занимается укреплением береговых откосов и подпорных стенок, еще в прошлом году посетили город, оценили предложенный объем работ и составили предпроектное обследование. По техзаданию, подготовленному специалистами САТЭК, предполагается укрепление всей береговой линии - от смотровой площадки и до Марчекана. Кроме того, предполагается и установка на берегу различных малых форм, необходимых для комфортного отдыха, устройство подъездных путей, съездов и сходов.

- Летом мы ожидаем представления на согласование проектов, - сказал Максим Марков. - А аукцион на поставку необходимых материалов объявлен уже сейчас.

Полностью готов и согласован план по изменению внешнего вида отсыпки. Ожидается, что там будут кафе, двухуровневая смотровая площадка, сцена для организации мероприятий, зона отдыха с зонтиками, мангалами, парковка для автомобилей.

Кроме того, областная администрация объявила о том, что к концу этого года сброс неочищенных канализационных стоков в бухту Нагаева будет прекращен. Не один год в рамках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» ведется строительство сооружений биологической очистки сточных вод. Проект не из дешевых - его стоимость 1,5 млрд руб. Пусковой комплекс объекта должны ввести в эксплуатацию осенью, полностью завершить работы - до конца 2013 года. Согласно проекту, сначала сточные воды будут проходить механическую очистку от крупного мусора и взвесей. Далее их ждет биологическая очистка в специальных емкостях с бактериями, которые питаются органическими веществами. Одновременно до конца 2013 года в микрорайоне Нагаево планируется завершить строительство коллектора и насосной станции, которые направят стоки из микрорайона на строящиеся сейчас очистные сооружения и позволят прекратить их сброс в бухту Нагаева.

Экология все равно страдает

Но исполнительный директор Магаданского центра окружающей среды Ольга Москвина считает, что сделанного не достаточно:

- То, что в бухту много лет сливали биологические отходы, это, конечно, плохо, но страшнее то, что там находятся затопленные суда, тот же «Феликс Кон», и почти все с остатками топлива, - сказала Ольга Москвина. - Сейчас они в более-менее сохранном состоянии, но по мере их разрушения все это начнет поступать в воду. Если биологические отходы все-таки достаточно быстро разлагаются, то последствия загрязнения нефтепродуктами останутся с нами надолго.

И такое мнение не лишено основания. В прошлом году Департамент природных ресурсов региона проводил исследования проб воды, в том числе и в бухте Нагаева, и по многим опасным показателям здесь есть превышение предельно допустимых концентраций (ПДК), иногда и в десятки раз. Исследованием было установлено, что, к примеру, содержание свинца в бухтах Нагаева и Гертнера в районе Новой Веселой составляет до 125 ПДК. При этом содержание свинца в питающих водотоках значительно ниже этой величины. Очевидно, имеется неустановленный источник, генерирующий поступление металла в воды бухт. Содержание цинка в бухте Нагаева 4-7 ПДК, меди - 3 ПДК, марганца - 7 ПДК, железа - 3-4 ПДК. Зато загрязненность бухты нефтепродуктами в прошлом году снизилась и составила меньше предельно допустимой концентрации.

Стоит добавить, что в реках, впадающих в бухту, практически во всех случаях показатели несколько ниже, чем в морской воде.

Кладбище затонувших кораблей

Единственный способ борьбы с таким загрязнением - очищение морского дна. С такой инициативой, по словам руководителя отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Росприроднадзора по ДФО Виктора Васильева, его ведомство уже выходило к федеральным властям.
- По большому счету, еще с 1995 года этот вопрос у нас на контроле, - рассказал «КП» Виктор Васильев. - Существует инвентаризация, составленная на основании опубликованных сведений о наличии судов, затопленных вдоль побережья, в том числе и в бухте Нагаева: начиная с военных кораблей и подводных лодок и заканчивая магаданрыбпромовскими «утопленниками». Совместно с транспортной прокуратурой мы несколько лет назад пытались найти хозяев этого металлолома, но их сейчас уже нет - подводные лодки давно списаны, Магаданрыбпром обанкротился. Это существенно затрудняет работу. Законодательная база при наличии хозяина затонувшего судна позволяет принять административные и судебные меры для понуждения к поднятию судна. Но применять их не к кому.

Для того чтобы начать поднимать техногенный мусор со дна бухты Нагаева, сделать нужно еще очень многое. Начиная с инвентаризации, поскольку существующая на сегодня - достаточно приблизительна. Для полной картины необходимо провести водолазное обследование с детализацией каждого затонувшего судна. Необходим и технический проект по поднятию «утопленников». А этот вопрос очень непростой - эти корабли пролежали в воде не один десяток лет. И все они содержат неизвлекаемые остатки ГСМ, которые при любых операциях по подъему могут нам устроить локальную экологическую катастрофу. Но технологии поднятия на сегодня есть. Главный вопрос, как всегда, один - деньги.

По словам Виктора Васильева, в прошлом году была принята федеральная программа «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы». Есть в ней и раздел, куда вошла ликвидация прошлого экологического ущерба. Но, к сожалению, наш регион в эту программу не попал. Зато повезло Камчатке, а конкретно - Авачинской бухте. Но у нас затонувших кораблей порядка двух десятков, а там - около сотни судов.

В Магадане 9 лет назад одно из частных предприятий задумало заняться очищением Нагаевской акватории. Но, посчитав, в какую сумму выльется начинание, от идеи отказались. И, по мнению Виктора Васильева, такие действия у нас рентабельными не будут никогда. Единственная надежда на государственную программу и федеральное финансирование. Согласны с этим и в администрации региона. Совместно с Департаментом природных ресурсов местное отделение Росприроднадзора продолжает направлять предложения о включении нашего побережья в программу ликвидации прошлого экологического ущерба, не теряя надежды, что в следующих редакциях документа уже будет значиться и Магаданская область.

Любовь КРИВОНОС.

Автор:  Любовь КРИВОНОС "КП в Магадане"









Колымские колонки