Сейчас в Ягодном боксерский бум


Колыма знала много ярких и талантливых личностей, в их числе и советский боксер Яков Высоцкий - чемпион Балтийского флота и Военно-морских сил СССР. Во Вторую мировую войну он попал в плен, прошел фашистский концлагерь, бежал, сражался в отряде патриотов Франции и был награжден орденом Почетного легиона.

Оказавшись в спецпоселении п. Ягодное, обзавелся семьей. Имя его сына Игоря Высоцкого известно всему боксерскому миру. Две победы нокаутом магаданского мастера спорта международного класса над лучшим тяжеловесом в истории любительского бокса кубинцем Теофило Стивенсоном (трижды олимпийский чемпион, обладатель Кубка Баркера, дважды чемпион мира и т. д.) сделали его легендой.

И. Я. Высоцкий был почетным гостем IV открытого Всероссийского турнира по боксу памяти героя французского Сопротивления кавалера ордена Почетного легиона Якова Антоновича Высоцкого.

- Игорь Яковлевич, о вас и вашем отце жители Магаданской области слагают интереснейшие истории, с гордостью рассказывая о том, что известные на всю страну боксеры - колымчане. Скажите, что больше всего повлияло на ваш выбор, перевесив чашу весов от юношеских интересов в сторону занятия довольно-таки тяжелым видом спорта - боксом?

- Я действительно родился и вырос на Колыме - сначала жили в п. Ягодное, потом переехали в Магадан. Дорога в мир бокса - тернистый путь, и то, что я на нем оказался, заслуга моего отца. В свою бытность я прошел все магаданские секции: борьбу, занятия со штангой, даже играл в шахматы. Но энтузиазма у меня не было, и в 13 лет отец отвел меня на бокс. Заставил меня им заниматься - ходил со мной на тренировки, по утрам заставлял делать зарядку, а я, знаете ли, так любил поспать...

Моя реакция - тоже его рук дело. Он долго учил меня уходить от ударов, проводя домашние тренировки: надевал перчатки и делал выпады, а я должен был уворачиваться. Именно эти занятия послужили тому, что я стал таким шустрым на ринге. Конечно, иногда пропускал удары, но немного и нечасто. За моим физическим развитием отец тоже следил очень внимательно - я регулярно бегал по парку, колол дрова. Мы часто ходили на охоту, рыбалку, он был разносторонней личностью и всячески пытался развить меня.

- Расскажите с позиции сына, какие характерные черты были присущи Якову Антоновичу?

- Он был очень хорошим человеком, его все любили. Помимо бокса, он еще и отлично рисовал. Работал художником сначала в Доме культуры в Ягодном, потом в Магадане - в театре, на телевидении. А как он читал стихи! Особенно любил декламировать Маяковского. И меня, надо признаться, тоже пытался привлечь к этому занятию, но чтец из меня получился бы не очень.

Ему было присуще очень много положительных черт: порядочность, благородство, отзывчивость, самоотдача - не перечесть. Особенно хорошо я это понял, когда после его смерти люди стали рассказывать мне, каким он был. Помню, на сборах в Минводах меня встретил один мужчина, спросил, кто мой отец, и рассказал такую историю. Много лет назад в Ягодном в мороз на улице оказался человек без верхней одежды, практически замерзал. Отец увидел его, снял с себя шубу и надел на незнакомца со словами: «Вот теперь можешь идти!». Колымчане вообще особенный народ, знающий цену поддержки со стороны, сплоченности, понимающий, что такое человеколюбие. Родители и меня воспитывали по-колымски. И когда я приехал поступать в Москву в институт физической культуры и остался жить в Московской области, я очень сильно ощутил различия в нравах и отношениях москвичей и колымчан. Ностальгия по Ягодному и Магадану с возрастом прошла. Работа, дом, любимая жена и соратник - все это в Москве, но все же иногда меня посещают мысли, что, если станет совсем туго, возможно, и вернусь.

- Что же вас так зацепило в этом виде единоборств, что вы посвятили ему свою жизнь?

- Каждый спортсмен должен продолжать расти. Мне повезло: у меня были хорошие тренеры, я стал выезжать на соревнования и вот именно тогда понял весь неподдельный смысл и свое место в мире бокса. Первый свой бой я проиграл, зато во втором и третьем одержал победу. Меня стали направлять на сборы. Квалификация росла. И потом уже в Магаданской области мне не было равных. Ведь это не просто отбор, ты набираешься опыта, учишься применять к себе чужую технику, что-то перенимаешь, лучше начинаешь понимать противника. Это в некотором роде творчество - понять и освоить то, что подойдет именно тебе.

Я очень долго готовился к первенству СССР среди молодежи - мне потребовалось целых 3 года, и уверенности в том, что выиграю, не было. Несмотря на то что я уже знал своих соперников, было очень трудно. В те времена выступало очень много сильных боксеров, прошедших хорошие школы и тренеров. И все, кто участвовал в сборах, говорили, что выиграть чемпионат Союза тяжелее, чем победить на международных соревнованиях. Но 1973 год принес мне победу, и я стал все-таки чемпионом СССР среди молодежи, а в 1978 году и во взрослой категории.

- Чем вы сейчас занимаетесь в профессиональном плане?

- По состоянию здоровья пришлось перестать участвовать в соревнованиях, но довольно трудно все время жить спортом, а потом отказаться в один момент. Тяга сильнейшая. И 13 лет назад мы с супругой обратились за советом к своему батюшке православной церкви архимандриту Иерониму. Он выслушал нас и предложил начать проводить занятия с детьми. По его благословению были открыты два клуба по боксу - в Мытищах и Химках, которые ребята посещают бесплатно. Впоследствии открыли еще и филиал в Туле.

Спонсорской помощи не было, все за счет личных сбережений, только в последние годы стал помогать мой друг - оплачивать ставки тренерам. Затраты несли внушительные, и пришлось продать две квартиры в Москве. На эти деньги фактически и существуем, плюс вкладываем еще и то, что зарабатываем.

- А как вы еще развиваете юных спортсменов?

- 8 лет подряд вывозили ребят в организованные нами же спортивные лагеря, пока была возможность. Это тоже требовало внушительных затрат, но игра стоила свеч. В боксе характер нужен. Многие ребята за лето уходили из клуба. А в нашем палаточном городке они и при деле, и совершенствуются в моральном и физическом плане. У них вырабатываются выносливость, выдержка, ребята учатся быть самостоятельными. После ежедневной пробежки на 10 км и регулярных тренировок они у меня осенью выдерживают три раунда как один.

Спортсмены такие же люди, как и все, но у них есть стремление добиваться своего. Мы своим ребятам говорим, что спортивный лагерь покажет, смогут ли они остаться в боксе. Если научатся переступать через себя, через боль, через не хочу, идти к своей цели стиснув зубы, может, у них и получится. Потому что ни в жизни, ни в спорте просто так, без усилий ничего не бывает. Успех - это постоянная работа над собой.

К тому же лагерь помогает лучше узнать человека, наладить контакт. Подростковый возраст - довольно сложный период. И когда родители постоянно на работе, чадо предоставлено самому себе и мается от безделья, а во дворах так распространено нецелевое использование клея, газа и других пагубно влияющих на организм токсических веществ, до беды недалеко. А ребенку нельзя просто взять и запретить что-то без объяснения причин - это вызовет только противодействие. С ним нужно говорить. Не бывает плохих детей, бывают взрослые, которые не могут доступно и понятно донести свою мысль.

- С детьми какого возраста вы работаете?

- Набор в среднем осуществляется с 8 лет, но как таковых ограничений нет. Чем раньше, тем быстрее, проще проходит обучение. Некоторые родители приводят свое шестилетнее чадо и просят взять. Берем, но только на физподготовку. Им тоже выдают перчатки, показывают удары, но в пары не ставят. Не дай бог, ребенку голову отобьют, и что тогда делать?

Я не борюсь за то, чтобы мои дети обязательно стали супербоксерами. Главное, чтобы они были людьми. Конечно, хочется, чтобы они добивались своим усердием положительных результатов, но не во вред себе.

- Каких-то значимых результатов ваши воспитанники уже достигли?

- Ребята участвовали в соревнованиях на первенство Московской области, Москвы, во всероссийских турнирах. В прошлом году двое приезжали на турнир в Ягодное, оба стали чемпионами, а один еще и получил приз за лучшую технику. В этом году не получилось - нагрузка была бы слишком велика. Буквально за несколько дней до начала этого турнира проводился областной чемпионат - двое вышли в полуфинал, двое выиграли. Следом по плану - сборы на первенство России, и перед ним ребятам нужно отдохнуть.

- Кто помогает в вашем довольно непростом деле?

- Моя жена Марина, мы женаты уже 30 лет, а венчались в церкви, что было в те времена категорически запрещено, и Марину могли даже выгнать из университета, потому что факультет журналистики, который она оканчивала, тогда был идеологическим. Кажется, что такой долгий срок совместной жизни, но пролетел как один день. Она всячески поддерживает все мои начинания. Мы всегда помогаем друг другу, вместе и в работе, и на отдыхе. Я в некотором роде пробивная сила, а она - мозговой центр. Не представляю, как бы сложилась моя жизнь, не будь ее рядом.

- Ваши впечатления от уже четвертого турнира памяти Якова Антоновича?

- Это честь для моей семьи и большое дело для Ягодного. В поселке боксерский бум. Сейчас почти все мальчишки школьного возраста посещают секцию по боксу при ГК «Майская». А значит, не слоняются по дворам и не совершают шалости из-за того, что не знают, куда себя деть.

Идея организовать турнир принадлежала экс-директору ГК «Майская» Андрею Викторовичу Балашову. Претворение ее в жизнь очень многое изменило в поселке. Бесплатные занятия, залы, оснащенные современным оборудованием, выезды в спортивные лагеря, располагающиеся на территории национального парка «Озеро Джека Лондона», требуют больших вложений. И таким родом деятельности могли заняться только «горящие» люди. Не много тех, кто так поступает. Еще меньше, кто помогает своим спортсменам расти, вывозя их на сборы и соревнования. А ребятам нужен толчок, и «Майская» оказывает им эту помощь.

Большой поклон по части организации и проведения турнира главе Ягоднинского района Федору Ивановичу Тренкеншу и руководителю райспорттуркомитета Александру Сергеевичу Ступаку. Чтобы глава района каждый день присутствовал на подобных мероприятиях - большая редкость, обычно выдерживают только официальную часть. И я думаю, что с такой поддержкой заинтересованных людей у ягоднинских боксеров может быть большое будущее, к тому же они уже сейчас на равных боксируют с представителями других регионов и стран. А турнир со временем вполне может официально стать международным, но я бы посоветовал не спешить, по сути, он уже такой и есть. Если расширяться, то начать следует с проведения мастерских соревнований.

- Спасибо за беседу. Надеемся увидеть вас снова вместе с воспитанниками на следующем турнире.

Валерия КАДЫШЕВА.








Колымские колонки