ШКОЛА: работа над ошибками


Изменения, которые происходят сегодня в школе, вызывают живой интерес у разных людей: педагогов, учеников, родителей. Но по поводу ее информационной открытости появляются большие сомнения. А еще больше вопросов возникает, когда речь заходит о качестве обучения. Об этом - в материалах очередной тематической страницы «Образование».

Когда на первом в этом году заседании коллегии Департамента образования администрации Магаданской области подвели итоги работы в 2012 году, оказалось, что в реализации комплекса мер по модернизации этой сферы удалось добиться значимых результатов. Но еще больше предстоит сделать.

И УЧЕБНИКИ, И ОБОРУДОВАНИЕ

Важным результатом модернизации общего образования, как отметила в отчетном докладе и. о. начальника департамента образования Татьяна Храмцова, стало создание условий, обеспечивающих его доступность и качество в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом проблем малокомплектных школ.

Для школ приобретено оборудование на общую сумму 51,8 млн. рублей: 216 комплектов учебно-лабораторного, 297 компьютерного и 193 единицы спортивного.

В школах области почти 70 % классов имеют компьютеры. Растет показатель обеспеченности: если в 2011 году на один компьютер приходилось 9 человек, то в 2012-м - 8, а в некоторых районах, например в Среднеканском, - 4.
В четырех общеобразовательных школах уже провели капитальные ремонты спортивных залов, еще в пяти они запланированы на этот год. Это позволит не только улучшить санитарно-бытовые условия и охрану здоровья детей, но и увеличить до 60 %
число школ, в которых созданы все условия для занятий физкультурой.

Сегодня в области количество школ, оснащенных новым оборудованием, увеличилось до 83 %, а доля школьников, которым предоставлены современные условия обучения, выросла на 13 % - от 74 % в 2011 году до 87 % в прошлом. На 22 % увеличилась оснащенность предметных кабинетов интерактивными учебными пособиями. Кроме того, идет обновление спортивных залов, и сейчас половина из них соответствует современным требованиям.

Решается и еще одна важная задача - обеспечения бесплатными учебниками: сейчас их получают все дети из семей льготных категорий и ученики сельских школ трех районов, а 50 % учащихся начальной школы их выдали в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Теперь предстоит приобрести учебники для 3 - 4-х классов, что позволит завершить в этом году обновление библиотечного фонда начальной школы.

В Магаданской области в 62 муниципальных общеобразовательных учреждениях обучаются 16453 ребенка. Из них 19 % занимаются во вторую смену в 16 школах Магадана и Ольского района. А это значит, что территории требуются расширение и реконструкция старых школьных зданий и строительство новых.

А между тем до 20 человек повысилась средняя наполняемость классов и возрастает потребность школ в дополнительных помещениях. Но пока задача стоит довольно прозаичная: чтобы в 95 % школ было водоснабжение, канализация, туалеты, соответствующие санитарным правилам и нормам.
В 2012 году 59,44 % школ осуществляли интеграцию (сетевое взаимодействие) с системой дополнительного образования. И сохраняется потребность в педагогических кадрах, в том числе по организации внеурочной деятельности.

МОЛОДЫХ СТАЛО БОЛЬШЕ

Реализация комплексного проекта модернизации системы общего образования положительно сказалась на привлечении в школу молодых специалистов, и здесь есть продвижение: если в 2011 году доля педагогов до 30 лет составляла 10,4 %, то в 2012-м - 11,45 %.
В образовательных учреждениях Магаданской области в 2011 году работали 246 педагогов до 35 лет, из них 175 учителей (16,2 % от их общего числа), в 2012-м - 267 педагогов, из них 198 учителей (18,6 %).

Привлечению молодых специалистов в систему образования способствуют различные меры: выплата единовременного пособия в 11944 рубля при заключении трудового договора; ежемесячная доплата в размере 299 рублей окончившим учреждения высшего или среднего профессионального образования на первые 3 года работы. Работающим в районах области предусмотрены выплаты в течение трех лет по 150 тыс. рублей ежегодно для окончивших учреждения среднего профессионального образования и 200 тысяч - для выпускников вузов.

Ведется целенаправленная работа по предоставлению жилья молодым педагогам. В 2012 году принята областная целевая программа «Об ипотечном кредитовании молодых учителей общеобразовательных школ», 5 человек уже получили свидетельства на участие в ней.
Все эти меры, а также расширение практики взаимодействия с ведущим вузом территории - Северо-Восточным государственным университетом - позволили в прошлом году привлечь к работе в школы области 44 выпускника, имеющих педагогическое образование, тогда как в 2011-м их было всего 25.

СКОЛЬКО СТОИТ УЧЕНИК?

Наиболее значимым результатом повышения эффективности финансово-экономических механизмов управления образованием продолжает оставаться использование нормативного финансирования на основе подушевого принципа. Финансирование образовательного учреждения, реализующего ФГОС, в части оплаты труда и учебных расходов осуществляется в расчете на одного обучающегося. В связи с переходом на нормативный метод основным расчетным показателем для определения объема субвенций органам местного самоуправления является региональный норматив, за год он увеличился на 19,6 %. Если в 2011 году средний норматив финансового обеспечения общеобразовательных учреждений на реализацию ФГОС общего образования составлял 51553,93 рубля, то в 2012-м - 70971,5 рубля за счет роста заработной платы. Всего же в прошлом году средний норматив стал больше на 37,7 %.

ЗАРПЛАТОЙ ДОВОЛЬНЫ НЕ ВСЕ

И тут самое время поговорить о наболевшем - о зарплате. Как сообщила в отчетном докладе и. о. начальника департамента образования Татьяна Храмцова, наша область справилась с основной задачей: заработная плата учителей доведена до уровня средней по экономике региона (за 2011 год - 41933,7 рубля). По итогам IV квартала 2012 года она составила 55826 рублей.
По данным опроса за два последних года, учителя в целом выражают удовлетворенность своей работой и перспективами профессионального роста. Более 35 % педагогов довольны своей заработной платой.

А КАК БЫТЬ С КАЧЕСТВОМ?

Прекрасно, что, работая на износ, на полторы-две ставки (а иначе у многих не бывает), учителя наконец-то стали получать за свой труд приличную зарплату. Но, как утверждают сами педагоги, это еще не гарантия хорошего уровня образования. Мотивацией высокого качества работы для учителя всегда оставалась его любовь к профессии, ее престижность и значимость. Этот вопрос, к сожалению, не прозвучал на итоговом заседании коллегии, а вернуться к нему придется, ведь цифры успеваемости за прошлый год, мягко говоря, впечатляющие.

В области реализуется несколько моделей оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования: от мониторинговых исследований в 3-х классах пилотных школ, обучающихся по ФГОС, в 4-х и 5-х классах и до государственной аттестации девятиклассников и ЕГЭ для выпускников.

В 2012 году выявлены и положительные, и отрицательные тенденции. Успеваемость, уровень подготовки в последние 3 года остаются стабильными и составляют в среднем 99 %. От общего числа выпускников 6 % награждаются золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». На «4» и «5» успевают в каждой ступени обучения. Самый высокий показатель качества знаний учащихся в начальной школе - 43 %, в основной школе таких учащихся 38 %, в старшей - 36 % (на 1 % больше по сравнению с предыдущим годом). Выше областного показатель качества в г. Магадане, Сусуманском, Омсукчанском, Хасынском районах (более 44 %).

Успешно прошли государственную аттестацию и получили аттестаты об основном общем образовании 98 % выпускников 9-х классов, из них 2 % - 39 выпускников из 1414 - с отличием.

Вместе с тем средний тестовый балл по ЕГЭ - показатель качества выполнения работ - снизился почти по всем предметам: по 11 из 12. Во всех районах, за исключением Ольского, Сусуманского, Ягоднинского, увеличился процент неудовлетворительных отметок по двум обязательным предметам.
Наименее успешными по итогам ЕГЭ оказались результаты по таким предметам, как география, история, химия, физика, информатика, биология, где доля получивших неудовлетворительные результаты составила от 20 до 30 % от числа участников ЕГЭ.

Еще один факт, свидетельствующий о проблемах в уровне подготовленности учащихся, - количество работ, где экзаменующиеся не приступали к заданиям блока С, который предполагает оценку уровня свободного мышления, а не заданного алгоритмами типовых задач и компетентности обучающихся по предмету.

По числу выпускников, не приступивших к выполнению заданий с развернутым ответом (часть С) по математике, наши занимают последнее место в рейтинговой таблице не только по Дальнему Востоку, но и по России. По русскому языку Магаданская область из 83 субъектов на 70-м месте.
К наиболее успешным предметным результатам можно отнести итоги по литературе, русскому и английскому языкам, где доля неудовлетворительных баллов меньше, чем в среднем по России, и составила от 4,9 до 7,9 %.

Низкие результаты ЕГЭ показали учащиеся Среднеканского и Северо-Эвенского районов по математике, а по русскому языку - Северо-Эвенского.
Так что задача повышения требований к качеству подготовки выпускников в области остается актуальной. Хотя в целом ежегодный мониторинг, проводимый методом анкетирования родителей школьников области, показывает: качество преподавания оценивают по пятибалльной шкале на «4» - 43,9 %, на «5» - 41,2 %, удовлетворены получаемым объемом знаний 80 % респондентов.

На днях в департаменте состоялась защита проектов комплекса мер по модернизации общего образования. Руководители органов управления образованием города Магадана и всех районов области, кроме Северо-Эвенского, представили анализ работы в прошлом году и определили задачи на нынешний. Среди них сохранение всех ранее принятых социальных гарантий, а также заработной платы педагогов на уровне средней в регионе; повышение квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров; развитие сети общеобразовательных учреждений и осуществление мер, направленных на энергосбережение, оснащение школ оборудованием, капитальный и текущий ремонты, обеспечение безопасных условий образовательного процесса и других.

Вера ДИДЕНКО.

Автор:  Вера ДИДЕНКО "Магаданская правда"









Колымские колонки