ОДНА АРМАНЬ - два моста


Протяженность сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Магаданской области составляет 1023,4 км. Функции по государственному регулированию и контролю в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог общего пользования возложены на департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области.

Основная деятельность в дорожной отрасли Колымы - круглогодичное содержание дорог и искусственных сооружений на них, а также ремонт, строительство и реконструкция в летний период.

Если говорить коротко, в минувшем году на автодорогах регионального и межмуниципального значения выполнен ремонт участков автодорог Магадан - Балаганное - Талон (8 - 12-й км), Герба - Омсукчан (14 - 20-й км), а также заменены старые деревянные водопропускные трубы гофрированными на тенькинской трассе, отремонтирован мостовой переход через р. Сулухучан на 27-м км автодороги Герба - Омсукчан. В рамках федеральной целевой программы завершена реконструкция участка 262 - 282-й км автодороги Палатка - Кулу - Нексикан и начата реконструкция следующих 20 км. Протяженность участка реконструкции составила 20,25 км. При его строительстве построены новые мосты через р. Атас, руч. Буденного и 14 новых железобетонных водопропускных труб. Кроме того, завершена реконструкция моста через р. Аян-Юрях, возведен мост через руч. Кугланах, начато строительство нового мостового перехода через р. Армань на 78-м км автодороги Палатка - Кулу - Нексикан.

Большой объем работ выполняется подрядными организациями в рамках содержания. В целом зимний период пройден без больших осложнений. Единственное, где пришлось и приходится по сей день работать в усиленном режиме, - автодорога Магадан - Балаганное - Талон. Дорожной технике ОГУДЭП «Магаданское» (руководитель Михаил Ратушный) работы достается немало, особенно с 4-го по 40-й км, где трасса пролегает по двум перевалам. Частая непогода на побережье, сильные ветра нередко приводят к снежным переметам, в связи с чем зачастую здесь действует ограничение для отдельных видов транспортных средств. Кстати, ОГУДЭП «Магаданское» - с морским уклоном, поскольку в ведении предприятия находится единственная в области паромная переправа в устье р. Яны. Сегодня машины преодолевают ее по льду, но уже совсем скоро наступит «мертвый» период, когда по льду ехать станет опасно и на паромах выходить еще нельзя. Поэтому на дорожников сейчас возлагается большая ответственность по обеспечению проезда: до «мертвого» сезона в поселки заречья (Тауйск, Балаганное, Талон) должно быть завезено все необходимое, чтобы дожить до начала работы паромной переправы.

Как сегодня обстоят дела в дорожной отрасли Колымы и в части финансирования, и в плане предстоящих этим летом работ, рассказывает начальник областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Татьяна Соболь. Дорожно-транспортную отрасль Колымы она возглавляет недавно, качеству автотранспортных артерий области Татьяна Соболь ставит «твердую четверку», говорит, что подрядчики справляются с поставленными задачами, хотя без замечаний не обходится, но все они устраняются оперативно.

- Татьяна Аркадьевна, трудно выделить что-то главное, поэтому начну с вопроса о предстоящих работах, северное лето короткое, а сделать, наверное, предстоит немало?

- Для начала хотелось бы отметить, что финансирование отрасли в 2013 году увеличилось. Если в прошлом году оно составило
1,9 млрд. рублей, в этом предусмотрено 2,6 млрд. Также продолжает выполняться задача по доведению финансирования работ по содержанию до 100 %-ного норматива. В прошлом году из дорожного фонда области на эти цели средства выделялись в объеме 55 %, в текущем - в объеме 75 %.
Дорожные работы, выполняющиеся в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», финансируются из федерального бюджета (по программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года») и областного (по ОЦП «Содержание и развитие автомобильных дорог Магаданской области» на 2010 - 2014 годы»).
В 2013 году на реконструкцию предусмотрено 1,605 млрд. рублей, из них 242 млн. - софинансирование из областного бюджета.

В 2012 году заключен долгосрочный контракт на строительство мостового перехода через р. Армань на 78-м км автодороги Палатка - Кулу - Нексикан стоимостью более 1 млрд. рублей. В текущем году на завершение строительства данного мостового перехода предусмотрено порядка 700 млн. рублей. Замечу, согласно контракту завершение моста запланировано на 2014 год, но в связи с завершением в 2013-м действия ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» из федерального бюджета выделены дополнительные средства в объеме 127,5 млн. рублей, что обеспечивает потребность в денежных средствах для ввода моста в эксплуатацию в 2013 году в рамках действия программы. С 2014-го будет утверждена новая федеральная целевая программа с новыми объектами. Должна сказать, подрядчик поставлен в жесткие условия. Сегодня важно до начала прохождения весеннего паводка завершить строительство опор, которое в данный момент и ведется. Этот объект будет находиться под пристальным контролем нашего департамента, надеюсь, ничто не помешает выполнить условия соглашения.

Кроме этого, выделено 546 млн. рублей на завершение работ по реконструкции участка тенькинской трассы с 282-го по 302-й км. Также сегодня подготовлена аукционная документация на строительство моста через р. Армань на автодороге Магадан - Балаганное - Талон, аукцион состоится 18 апреля. Стоимость данного проекта 971,1 млн. рублей. В 2013 году планируется освоить 346,5 млн., 40 из которых - средства областного бюджета. Таковы три главных объекта этого года.

Помимо реконструкции, в 2013 году предусмотрено 107 млн. рублей на ремонтные работы из средств областного бюджета. Планируется начать капитальный ремонт участков автодорог Герба - Омсукчан (30 млн. рублей) и Солнечный - Ола (36млн. рублей). 20,4 млн. рублей запланировано на ремонт автодороги Магадан - Балаганное - Талон, на эти деньги будет выполнен ремонт мостового перехода через р. Амунка на 117-м км, выборочный ремонт дорожной одежды, ремонт двух водопропускных труб. Еще 20 млн. рублей запланировано на ремонт автодороги Палатка - Кулу - Нексикан, где будут заменены деревянные водопропускные трубы на гофрированные.

Также в 2013 году в областном бюджете предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований Магаданской области на реализацию целевых программ по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения, по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в размере 120 млн. рублей.

- Мы уже сказали, что финансирование на содержание автодорог и искусственных сооружений на них увеличилось, а какая цифра конкретно предусмотрена в текущем году и кто занимается сегодня содержанием?

- На содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Магаданской области в этом году выделено 600 млн. рублей. Работы выполняют следующие предприятия: автодороги Магадан - Балаганное - Талон, Солнечный - Ола и Сокол - Сплавная обслуживает ОГУДЭП «Магаданское», Ларюковая - Сеймчан - ОГУДЭП «Среднеканское», на автодороге Палатка - Кулу - Нексикан работают индивидуальный предприниматель А. А. Калинин, ООО «Магаданская дорожная компания» и ДСК, автодорогу Герба - Омсукчан содержат ООО «Крат» и «Омолонская золоторудная компания», и автоподъезд к п. Талая - ООО «Фарист-авто». Многие из подрядчиков в дорожной отрасли работают не так давно, но, хочу отметить, с поставленными задачами справляются неплохо.

- Татьяна Аркадьевна, буквально за 4 года не стало специализированных дорожных предприятий с многолетней историей, которые обслуживали омсукчанское, тенькинское направления, имели дорожные дистанции, технику. Как вы считаете, они не смогли остаться на дорогах, а новые, с нуля начинающие, могут?

- Дело в том, что те предприятия действительно имели свои базы, гаражи, дистанции, большой парк техники, и все это надо было содержать: приобретать запчасти, оплачивать электроэнергию, отопление, ежегодно перечислять большие налоговые суммы. То есть затратная часть тех предприятий была много больше, чем у тех, которые работают сегодня. Опять же, предприятие - это коллектив, людям необходимо платить заработную плату, выполнять социальные гарантии. Например, сегодня ОГУДЭП «Магаданское» оплачивает работникам проезд к месту отдыха, повышение квалификации своих специалистов, оказывает финансовую помощь детям работников перед началом учебного года, выплачивает единовременное денежное пособие при рождении ребенка и так далее. А как мы помним, еще недавно на содержание автодорог выделялись очень небольшие средства. По мере возможностей дорожники выполняли свои обязательства, но при этом у предприятий с каждым годом росли долги. Коллектив сегодняшних подрядчиков работает на контрактной основе, то есть перед работниками предприятия социальных обязательств не несут. Некоторые из них работают по упрощенной схеме налогообложения. Все это дает возможность развиваться категории малого и среднего бизнеса. Более того, такие условия дают им возможность выигрывать торги на содержание или ремонт, поскольку у них есть возможность несколько снизить стоимость выполнения тех или иных работ.

- Мы сказали о новых людях, а вот новые технологии сегодня в дорожной отрасли Колымы применяются?

- Безусловно, ведь прогресс на месте не стоит. В последние годы неплохо зарекомендовала себя габионная сетка, применяемая для укрепления береговых откосов, мостовых конусов. Устаревшие железобетонные водопропускные трубы заменяются гофрированными, имеющими свою технологию укладки. Проектом по капитальному ремонту автодороги Солнечный - Ола предусмотрено применение геосетки при устройстве дорожной одежды из асфальтобетона.

Так обстоят сегодня дела на больших дорогах и малых. Сейчас дорожная отрасль Магаданской области готовится к прохождению весенних паводков. Из года в год колымский климат дает понять, насколько хрупкая наша дорожная инфраструктура. Последний пример - август 2012-го, когда в результате выпадения обильных осадков произошло разрушение дорожного полотна на тенькинской и омсукчанской трассах. Как сообщила Татьяна Соболь, в преддверии снеготаяния все подрядные организации разработали и предоставили план мероприятий по подготовке дорог и сооружений на них к пропуску весенних паводковых вод. Подготовлен и проект постановления администрации Магаданской области «О временном ограничении движения транспорта по автомобильным дорогам Магаданской области в весенний период 2013 г.». В рамках данных мероприятий до 1.05.2013 года в подрядных организациях будут созданы механизированные группы в целях оперативного реагирования на негативное влияние погоды, создан необходимый запас горюче-смазочных материалов, инструмента, аварийный запас грунта для обеспечения экстренной ликвидации повреждений гидротехнических сооружений, очищены водопропускные трубы и кюветы от снега, произведены укрепительные работы в местах возможных размывов, техническое обследование дорог и искусственных сооружений.

Глеб БОЯРКИН.








Колымские колонки