Жилье вне очереди


Одной из острых проблем граждан в наше время является предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Однако законодательство обращает внимание на несколько необходимых условий предоставления жилого помещения.

Во-первых, гражданин должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и быть малоимущим. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Основаниями для такого признания служат: отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища; состояние здоровья проживающих.

Во-вторых, гражданин должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан о принятии на учет, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Дата постановки на учет определяется датой принятия решения органом местного самоуправления.
Тем не менее Жилищный кодекс РФ все же устанавливает особую категорию граждан, правовое положение которой по смыслу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является более «льготным». Это предоставление гражданам жилых помещений вне очереди. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Имеются в виду те аварийные дома, которые подлежат только сносу. Аварийные и непригодные жилые помещения должны получить этот статус по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством.

Вторая категория граждан, имеющих право получить жилье вне очереди, это: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Их право конкретизировано в ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.

Детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Наконец, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жильем обеспечиваются граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний. «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378. Следует также отметить, что эта категория граждан, кроме права на льготное обеспечение жильем, имеет право на дополнительную площадь. В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, т. е. чем раньше гражданин был поставлен на учет, тем раньше ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В настоящее время понятие очередности затрагивает как граждан, претендующих на социальное жилье по общим основаниям, так и тех, кто имеет право получить жилье во внеочередном порядке, что является неправомерным.

С этим вопросом разобрался Верховный суд РФ. Он постановил, что внеочередники должны получать жилье вне очереди, а сам статус гражданина в таком качестве исключает возможность включения его в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди, как указал Верховный суд РФ, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников и времени принятия их на учет. Эта категория нуждающихся должна обеспечиваться жилыми помещениями по мере возникновения у нее права на получение помощи государства в жилищной сфере. Однако на практике мы видим совсем иную ситуацию. Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить всех нуждающихся жильем ввиду отсутствия финансирования, свободных жилых помещений и т. д. Складывается ситуация, что гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, немедленно после обращения оно предоставиться не может, и поэтому органы власти автоматически включают таких лиц в 2 списка: общий и список внеочередников. То же самое происходит и со сроком предоставления жилья вне очереди. По мнению Верховного суда РФ, ни в какой очереди такие граждане стоять не должны, поэтому говорить о времени предоставления жилого помещения не стоит, тем более в действующем законодательстве оно не определено. Следовательно, нуждающиеся в получении жилья вне очереди должны получать его после обращения данных граждан в орган местного самоуправления в разумный срок в целях реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очередности по списку внеочередников.

Если вы относитесь к льготной категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, и органы местного самоуправления ставят вас в очередь «внеочередников», имеете право обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства, что тем самым даст возможность получить жилое помещение вне очереди в более или менее приемлемый срок.

Анна ПЛЯШЕЧНИК, главный специалист Государственного юридического бюро по Магаданской области.

Автор:  Анна ПЛЯШЕЧНИК "Магаданская правда"




Новости по теме






Колымские колонки