Справка без чиновника


Хождение по инстанциям отменяется. В Магадане скоро откроется областной многофункциональный центр. Какие удобства он обещает горожанам?

По закону

Страшное это дело - справки по инстанциям собирать. Семь потов сойдет, пока каждую обойдешь, очередь в каждой отстоишь, каждому чиновнику объяснишь. А ведь без них, без справок этих, в нашей жизни никак не обойтись. Вот, допустим, нуждается бедный человек в субсидии на «коммуналку», и государство (спасибо ему, родимому) готово эту субсидию предоставить. Но свое право на нее еще доказать надобно, а сделать это можно не иначе, как собрав десяток, а то и два тех самых справок. В итоге не то что субсидия долгожданная - свет не мил станет. И такая волокита у нас во всем, какой услуги ни коснись.

Но что радует, государство всерьез вознамерилось покончить с этими неудобствами и сделать услуги для простых смертных более доступными и качественными. Едва ли не первым шагом на этом пути стал Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обязывающий регионы переводить эти услуги в формат «одного окна».

Обеспечить такой формат должны многофункциональные центры, и создаются они сейчас по всей стране. Вот и в Магадане такой центр должен не позднее февраля открыться - по улице Горького, дом 14, где когда-то располагалась гостиница СВЗ. Четыре года велась реконструкция этого здания, на что из областного бюджета было потрачено более 110 млн рублей. Еще 16 млн пошло на оснащение Центра оборудованием и мебелью. А ближе к лету территорию рядом с МФЦ благоустроят: появятся здесь подъездные пути, автостоянка и т.д.

Траты положены немалые, а что в итоге? Каким образом МФЦ облегчит жизнь простых заявителей? В чем будут те удобства, качество и доступность, о которых так печется государство?

Без волокиты?

Многие представляют МФЦ наподобие собеса, где будут принимать тех исключительно граждан, кто получает какие-либо социальные пособия. Другие полагают, что здесь, под одной крышей, соберутся представители разных структур - они-то и будут нужные документы готовить и выдавать. По мнению третьих, услуги предоставлять будут сами специалисты МФЦ, дублируя, по сути, функции других ведомств. Но все эти воззрения неверные.
Как говорит директор Магаданского областного многофункционального центра Валентина Мартыненко, задача МФЦ - не оказание услуг, а взаимодействие в интересах заявителей с теми ведомствами, которые эти услуги предоставляют. При этом участие заявителей (кстати, это могут быть как физические, так и юридические лица) в процессе сбора документов должно быть минимальным - большую часть сих трудов возьмет на себя служба «одного окна», то есть сам МФЦ.

Именно МФЦ, используя электронный документооборот, а где и помощь курьеров, должен собирать те самые пресловутые справки и выдавать полученный на их основании конечный документ. Заявителю же потребуется прийти в МФЦ дважды - чтобы услугу (документ) заказать, и чтобы услугу (документ) в готовом виде получить. Или, в крайнем случае, трижды - если понадобится донести недостающую «бумажку».

Кстати, насчет «бумажек». Не стоит думать, будто МФЦ будет собирать абсолютно все необходимые справки и документы. Большую часть - да, тем более что обязан по закону, равно как и другие ведомства, независимо от того, будет МФЦ с ними взаимодействовать или нет. Еще 1 июля 2012 года федеральный закон лишил чиновников права требовать с заявителя документы, сведения о которых находятся в других ведомствах, а собирать их самим. Например, департамент САТЭК (равно как и МФЦ) для выдачи разрешения на перепланировку не должен требовать с заявителя выписку из Росреестра - заказать в Росреестре эту выписку департамент обязан самостоятельно.

Но есть перечень документов, которые, в виде исключения, закон оговаривает как обязательные для предоставления самим заявителем. Среди них документ, удостоверяющий личность, подтверждающий регистрацию по месту жительства и пребывания, водительские права, за-ключение медико-социальной экспертизы, документ об образовании, свидетельства о браке, рождении и другие. Практически все они должны быть на руках, так что по инстанциям за ними тоже ходить вряд ли понадобится.

Да и в целом ни обивать пороги инстанций, ни в очередях томиться, ни время драгоценное тратить заявителю не надо будет, если он сам этого, конечно, не пожелает - альтернатива обратиться в инстанции ведь останется. Но в любой из них график приема обычно ограничивается несколькими часами в неделю, тогда как МФЦ будет работать каждый день (кроме воскресенья) с 09.00 до 20.00 без перерыва на обед.

Столппотворения не будет?

Но не получится ли так, что народ повалит сюда валом и устроит столпотворение? Количество окон в Магаданском МФЦ норме, конечно, не соответствует - вместо положенных 50-ти их будет всего 14. Вина ничья, просто тесен наш МФЦ для нормы - не размахнешься там особо. И хотя свободное пространство для большего числа окон там все же имеется, директор Центра приняла решение пожертвововать количеством во имя качества, зоны ожидания то есть. Иначе, в самом деле, было бы не протолкнуться, не присесть как следует. Теперь же, и магаданцы скоро сами убедятся в этом, здесь будет просторно, удобно, и мягких кресел в достатке.

Ну а очереди? Валентина Леонидовна считает, что их удастся избежать. Разгрузить их позволит электронное управление очередью, к тому же наблюдать за ней будет администратор. Инвалидов он, кстати, сможет «провести» без очереди. Да не так уж это и мало, наверное, - целых 14 окон!

Надежды директор возлагает и на колл-центр МФЦ. Здесь по телефону 61-00-00 можно будет загодя узнать, какие документы необходимо взять на первичный прием. Если граждане сначала будут звонить, и только после этого приходить с документами, очередников будет явно меньше. Через колл-центр, если на то будет воля заявителя, его могут проинформировать и о результате услуги. Кто захочет, того проинформируют по электронной почте или посредством СМС.

И еще к вопросу об удобствах в МФЦ. Здесь также разместят информационные стенды, точки доступа в сеть Интернет и банковский терминал, который позволит на месте оплатить государственные пошлины и сборы. Со временем здесь обустроят также рабочие места для нотариуса и сотрудника банка.

Какие услуги?

Какие же услуги в Магаданском МФЦ можно будет заказать? Услуги МФЦ собирается предоставлять по четырем направлениям: социальному, земельно-имущественному, гражданско-правовому и регулированию предпринимательской деятельности. Пока что Соглашения о взаимодействии подписаны с одним десятком федеральных, областных и муниципальных ведомств на 45 самых востребованных и социально значимых услуг.

Большая их часть приходится на городской департамент САТЭК, который готов оказывать 16 услуг: выдавать копии архивных документов, подтверждающих право на владение землей, разрешения на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на установку рекламной продукции, на перепланировку и т.д.

На 11 услуг заключено Соглашение с федеральной миграционной службой: на выдачу и замену паспортов, на прием документов для регистрации гражданина РФ и снятия его с регистрационного учета по месту жительства и т.д.

Пока лишь на 6 услуг подписано Соглашение с областным департаментом соцподдержки: на предоставление коммунальной субсидии, социальной доплаты к пенсии, на выдачу единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и т.п.
Заключено Соглашение и с областной инспекцией по труду. МФЦ будет консультировать заявителей по вопросу режима работы и порядка обращения в это ведомство, а также принимать заявления и жалобы граждан о нарушениях трудовых прав.

Для юридических лиц будет интересно взаимодействие МФЦ с Фондом социального страхования и Роспотребнадзором, которые готовы принимать разного рода отчеты, расчеты, лицензировать деятельность, выдавать заключения.

Аналогичные Соглашения заключены также с Горжилсервисом, КУМИ и отделом ЗАГС мэрии Магадана, а с Росреестром, налоговой инспекцией, областным отделом ЗАГС и управлением торговли эти документы в стадии согласования.

К лету удаленные рабочие места МФЦ планирует организовать в Усть-Омчуге, Омсукчане и Сусумане, к концу года - в остальных районных центрах области.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "Вести города М"









Колымские колонки