Концерт для русской души с оркестром


Без преувеличения, колымчане с нетерпением ожидали открытия очередного, 58-го по счету филармонического сезона. И не разочаровались - бессменный директор магаданской областной филармонии Владимир Куперштейн и на этот раз припрятал в рукаве столько сюрпризов, что, пожалуй, большего и желать нельзя.

Хотя сам Владимир Куперштейн о своей роли отзывается более чем скромно.
- Мы просто стараемся планомерно и хорошо делать свою работу, - говорит Владимир Зиновьевич, - одна из целей - достойно провести 58-й сезон. Завершится он 31 мая, и до того времени нашу северную столицу посетят такие звезды высокого искусства, что страшно и подумать, не то что сказать!
Сомнений это не вызывает хотя бы потому, что начало сезону было положено поистине феерическое. Автор этих строк, смешавшись с публикой в зале МЦК вечером 19 октября, буквально застыла в воздухе в сантиметре от кресла, едва Магаданский Русский оркестр исполнил свои первые мотивы.


Мне не хотелось бросаться к сцене и фотографировать. Не хотелось записывать названия произведений, мне было все равно, что надо мной висит вечный редакционный долг. Волшебная музыка не давала расслабиться и опуститься на сиденье. Я прищуривалась, стараясь получше разглядеть, как контрабас хмурит брови, а звуки домр плывут в унисон. А бандонеон… Развернутыми мехами он просто сжимал мое ощущение перевернутого мира. Все земное ушло. Какая-то тугая струнка держала в напряжении и, удивительно… безмятежности. Я знаю точно: в следующий раз приду обязательно, стоит появиться афишам с этими именами и названиями…

А на афишах между тем значилось: "Концерт "Кругосветное путешествие", играет Магаданский Русский оркестр. Главный дирижер - Константин Есипов. Солисты: лауреаты международных и всероссийских конкурсов Александр Митенев (бандонеон) и Олег Пискунов (балалайка)".

Приезжие известные музыканты и в этот раз не затмили наш оркестр, а послужили прекрасным дополнением к нему, и на моей памяти это уже не впервые. Почему? Артисты Магаданского Русского оркестра умеют выражать редкое: красоту и сложность внутреннего мира человека. Весь концерт оркестр слушал себя, пропускал все через себя, показывая, что умеет смотреть внутрь себя. Слушаешь и веришь, что наш оркестр - талант, что с ним говорит мировая душа. Вот так надо работать - себе в удовольствие и людям на пользу, а не кривляться, воображая себя звездой, господа артисты!
Магаданский Русский оркестр - это мощная, динамичная, развивающаяся творческая система, способная к постоянному обучению. Умение Есипова-дирижера чередовать атмосферы и настроения исходит из недюжинного чувства и знания музыки. Он как никто может выжать из артиста, полностью его растормошив и раскрепостив, все лучшие силы.

Имя 31-летнего Александра МИТЕНЕВА (Санкт-Петербург - Роттердам) хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он - первый исполнитель в России, играющий на бандонеоне - духовом музыкальном инструменте разновидности гармоники. Прежде, пока учился в музыкальной школе им. М. М. Ипполитова-Иванова, Сашу нередко называли звездным мальчиком: его игра на аккордеоне покоряла. Митенев - неоднократный лауреат различных конкурсов, стипендиат фонда Д. С. Лихачева "Звезда Прометея". Совершенно логично, что, говоря его словами, "был замечен в Петербурге и принят в класс выдающегося музыканта, заслуженного артиста России Николая Александровича Кравцова, изобретателя уникальной клавиатуры своего имени". Свое имя теперь есть и у Александра. Он - единственный в России бандонеонист. Сейчас, когда вы читаете эти строки, Митенев дает концерт уже на другом полушарии земного шара, на Тринидадских островах, в г. Порт-оф-Спейн. Обладатель исключительного музыкального слуха, вдобавок страстно увлекшийся путешествиями, он исколесил полмира, изучая музыкальную культуру разных стран. Побывав в Аргентине и Латинской Америке и полюбив страстную музыку танго, он решил освоить бандонеон, называемый еще дикой аргентинской гармошкой.
- Александр, вы привезли в Магадан экзотический инструмент, расскажите о нем: чем он так тронул вашу душу, что вы решили связать с ним свою жизнь?

- Бандонеон - это немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой. Он извлекает из сердца слушателя самые сильные эмоции, будь то страсть или отчаяние, надежда или разочарование. Этот вид гармоники передает перепады настроения, заставляя впадать то в задумчивость, то в ностальгию. Семь лет назад я начал заниматься этой музыкой и через некоторое время стал обладателем бандонеона "Major Pearl" одного из лучших мастеров современности Уэ Хартенауэра. Этот бандонеон, изготовленный для моего учителя Виктора Виджены (солиста всемирно известной группы "Gotan Project"), был им мне уступлен после моей победы на международном конкурсе в немецком городе Клингенталь. Я думаю, что мой бандонеон - лучший инструмент всех времен! А своим пронзительно-щемящим звучанием аргентинское танго обязано именно бандонеону.

- Любовь к музыке вам передали родители?

- Отчасти да. Мой папа - музыкант, гроза Петроградского района (улыбается), у него была своя группа, в которой он играл на кларнете, альте и саксофоне, всю жизнь участвовал в парадах на Дворцовой площади. Помню, я потребовал купить мне щенка и только на этих условиях согласился поступить в музыкальную школу. (Смеется.) Это произошло довольно поздно, в 8 лет. В итоге окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств по классам аккордеона и оркестрового дирижирования и Королевскую академию музыки в Роттердаме. Родители заставляли меня учиться, я не сразу распробовал музыку.

- Как вам магаданская публика?

- Перед концертом у нас с директором вашей филармонии как раз состоялся любопытный разговор о том, попаду ли я своей музыкой в душу колымского слушателя. И, судя по овациям зала, мне удалось это сделать даже быстрее, чем ожидал. Нехорошо, наверное, ругать столичную публику, но в регионах слушатель и зритель намного тоньше, восприимчивее, чище. В провинции музыкантов ждут, и мы это чувствуем. Я, например, принципиально не соглашаюсь выступать на корпоративах: не приемлю зарабатывать деньги, как сейчас говорят, любым способом.
- За три дня своего пребывания вы много гуляли по Магадану…

- Да, я впервые в Магадане, но заочно знаком с вашим краем по "Колымским рассказам" Варлама Шаламова. Простите за каламбур, но я как раз прибыл в Магадан из Вологды через Москву, то есть путем Шаламова. За день до концерта побывал в вашем краеведческом музее, и меня глубоко потрясла экспозиция, посвященная 80-летию Дальстроя. Считаю, что в России нет такой семьи, которую бы не затронула эта тема. Моего прадедушку, к примеру, расстреляли без суда и следствия по чекистскому произволу. Он был обычный черносошный крестьянин, вся его вина заключалась лишь в том, что он не одобрял политику коллективизации.

- А как, с профессиональной точки зрения, вы оцениваете зал и сцену МЦК, на которой пришлось выступать?
- Зал приятен изнутри, но акустика оставляет желать лучшего. Я желаю Магадану нового концертного зала - от всей души!

Глядя на 22-летнего студента V курса Российской академии музыки им. Гнесиных Олега ПИСКУНОВА, не верится, что этот молодой, позитивный и смешливый паренек - любимый и лучший ученик прославленного Андрея Горбачева и сам уже без пяти минут звезда мирового масштаба. Простое русское лицо, русые волосы, открытая улыбка. Так, наверное, и должен выглядеть настоящий балалаечник. Олег учится на факультете народных инструментов, постоянно гастролирует по всему миру и является артистом ансамбля "Россия" им. Л. Зыкиной, куда его пригласили, кстати, в 20 лет(!).

- Олег, раскройте секрет: что нужно сделать, чтобы стать любимым учеником Горбачева?
- Почему вы решили, что я им стал? (Смеется.) У Андрея Филипповича все ученики любимые.
- Сколько вам было лет, когда проявился ваш дар?

- Шесть. В моей семье никто никогда не имел отношения к музыке. Отец - военный, и однажды в их солдатский клуб в Тверской области приехал ансамбль военных инструментов, я увидел там большую балалайку и сказал: "Я буду на ней играть!". Родители привели меня в музыкальную школу, где меня обвели вокруг пальца: "Мы тебе большую балалайку не дадим, бери маленькую!". С тех пор так и играю на ней. Балалайка - моя страсть, моя любовь. Больше всего мне по душе медленные произведения - обработки русских народных песен: "Кольцо души девицы", "Мчится тройка почтовая", "Опавшие листья". Я стараюсь на балалайке до слушателя донести вокал, если можно так выразиться.

- Еще на афише я обратила внимание на ваши руки: скажите, у балалаечника они какими-то особыми должны быть, да?
- Нет, что вы! (Смеется.) Здесь главное - упорный труд, холодная голова и горячее сердце. Пальцы я тренирую, конечно, играю различные упражнения, отрабатываю пьесы. Все свое свободное время посвящаю именно этому.

- Балалайка, на которой вы сегодня играли перед магаданской публикой, - дорогостоящий инструмент с историей?
- Это авторская работа мастера Валерия Прилипко, сделана 2 года назад. В мире есть и балалайки конца XIX века мастера Налимова, мне доводилось играть на них. Они разбросаны сейчас по всему миру. К сожалению, не существует фондов русских народных инструментов, но есть коллективы, в которых они хранятся и не распродаются за рубеж. Я играл на них и чувствовал разницу: те инструменты более камерные, и с оркестром на них не поиграешь. Такой инструмент, если на нем пару месяцев не поиграешь, становится "глухим".

- В феврале этого года вы взяли главный приз на конкурсе "Дон-Гран-При" в Ростове-на-Дону, в прошлом году в Москве заняли I место на конкурсе мэтра балалайки Павла Нечипоренко. О чем мечтаете сегодня?

- У меня одна мечта - прославлять наше русское народное искусство по всему миру. Надо больше работать, и тогда все придет - и залы, и слава. А играешь ты в Карнеги-холл или в деревне у дедушки - совершенно неважно, ответственность одинаковая.

Едва в минувший вторник в МЦК отгремел концерт "Классика в джазе и джазовая классика", как Колыма готовится встретить очередной "звездный десант" - знаменитых актеров театра
и кино. Впрочем, обо всем по порядку…

Во вторник на сцене блистали Валерий Гроховский (фортепиано), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас) и Александр Иванов (ударные). Программа концерта заворожила зрителей: звучали джазовые обработки музыки И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, а также оригинальные интерпретации Дж. Гершвина,
К. Портера, Дж. Керна, Т. Монка и др.

А в следующие пятницу и субботу не пропустите спектакль "Жестокий урок",
в основу которого положен реальный психологический эксперимент, получивший широкий международный резонанс (ограничение по возрасту

до 18 лет). В главных ролях перед колымчанами предстанут известные актеры Олег Фомин, звезда "Глухаря" Владимир Фекленко, Линда Нигматулина, Лилия Разакова.

Дарья ГАВРИЛОВА.

Автор:  Дарья ГАВРИЛОВА. "Магаданская правда"









Колымские колонки