Нужно четко очертить круг семей, нуждающихся в социальном патронате


Есть основания предполагать, что еще далеко не все родители знают о недавно обнародованном новом законопроекте о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства. Суть этого законопроекта во введении в России института социального патроната. Теперь семьей в социально опасном положении будет считаться и та, где родители "создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию".

Указанный выше законопроект обсуждался на прошедшем в первой половине октября в Москве VI съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. В чем суть этого законопроекта и почему многие родители восприняли его чуть ли не в штыки? Ответить на этот вопрос, а также вкратце рассказать о работе прошедшего в Москве съезда мы попросили уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Магаданской области Николая Жукова.

- Сразу хочу сказать, что законопроект о профилактике детских правонарушений в части социального патроната в принципе ничего не меняет. Для того чтобы прийти в семью с проверкой жилищно-бытовых условий, воспитания и развития ребенка, непременно должны быть определенные объективные основания. Речь в проекте закона идет о семьях, находящихся в социально опасном положении. Это достаточно четкая юридическая категория, и она также отражена в 120-м законе. В первую очередь это семьи, в которых дети уже совершили преступления. В любую из них сотрудники правоохранительных органов, опеки, социальной службы прийти не могут, потому как никто не отменял конституционного права на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища и так далее. Другое дело, когда для проверки имеются действительно какие-то весомые, объективные основания.

Это могут быть, к примеру, зафиксированные преступления или следы насилия, обнаруженные во время медицинского осмотра ребенка. Но это вовсе не означает, что сразу придут в семью и его заберут. В каждой конкретной ситуации нужно внимательно разбираться, рассмотреть причины, последствия - все это, повторяю, и сегодня в обязанностях всех перечисленных выше органов.

Другое дело, не будет ли этот законопроект, пока не совершенный, использован не во благо детей? Вот тут я чувства противников этого законопроекта где-то даже понимаю и разделяю. Тем более примеры принятия в России несовершенных законов хоть и не часто, но достаточно широко известны. Кстати говоря, спасибо вам, журналистам, что вы поднимаете эти темы, потому что это действительно очень важно.

По данным УВД по Магаданской области, у нас на учете состоит порядка 350 детей, совершивших преступления. Я встречаюсь с их родителями. Кто-то из них просто руки опустил и не может найти общий язык с собственным ребенком, кто-то пустил все на самотек, есть у нас родители-наркоманы, родители-алкоголики… Словом, обстоятельства разные, и в этом отношении психологическая и социальная помощь, которая предлагается по данному законопроекту, будет очень актуальной.

Суд у нас имеет право лишать отцов и матерей родительских прав, так вот, чтобы не доводить до этого, проблемы в семье нужно решать, не доходя до судебных инстанций.

Об этом и многом другом шла речь на прошедшем съезде уполномоченных, на котором выступили представители различных заинтересованных структур.

Так, старший помощник председателя СК РФ Игорь Комиссаров выступил с докладом "Актуальные вопросы повышения эффективности межведомственного взаимодействия в решении задачи защиты законных прав и интересов несовершеннолетних". Он отметил, что в прошлом году возросло число изнасилований детей, на 46 % увеличилось количество преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера в отношении детей. 18 тысяч несовершеннолетних пропали без вести.

Также Игорь Комиссаров призвал не оставаться равнодушными и сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных случаях. Кроме этого, по его словам, ведомством проведен анализ ситуации с подростковыми суицидами, результаты будут представлены Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка. Представитель СК РФ также заявил, что ведомство поддерживает предложения Павла Астахова по развитию психологических служб.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Марина Зайцева рассказала о состоянии законности в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. В частности, она отметила, что зачастую помощь семье приходит слишком поздно. Кроме этого, комиссии по делам несовершеннолетних не всегда уделяют должное внимание профилактике детского пьянства и алкоголизма, хотя большое количество преступлений совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения.

Главный уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов до конца текущего года представит Президенту РФ спецдоклад с оценкой эффективности деятельности по защите прав ребенка в каждом субъекте Российской Федерации. Принято решение, что следующий съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ будет посвящен теме здравоохранения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ирина НЕФЕДОВА.








Колымские колонки