Неоконченный сюжет для театра драмы


Второго ноября - в Магадане открытие очередного театрального сезона. Публика ждет встречи с артистами в большом и малом залах, как в хорошо знакомых, так и в новых постановках нашего храма Мельпомены. В день открытия сезона нам предлагают посмотреть концерт-ревю «По страницам любимых оперетт».

Узнаем подробнее, что нас ждет в предстоящем сезоне. Собеседниками «МП» на этот раз стали Виктор Савченко, начальник управления культуры области, и Алексей Яновский, председатель Союза театральных деятелей России, заслуженный артист России, ветеран магаданской сцены. Поговорить с директором Александром Бондаренко не удалось, он в отпуске. Его обязанности временно исполняет Алексей Бирюков, заместитель директора по хозяйственной части. Алексей Александрович предложил вопросами, связанными с началом нового сезона, интересоваться на следующей неделе. Мария Леонова, главный режиссер опереточной труппы, тоже в отпуске, на месте лишь Михаил Никитин, режиссер драмы, но он сейчас очень занят. Рассмотрим ситуацию в этой труппе. Там срочные вводы актеров сразу в три постановки - «№ 13», «Хапун», «У ковчега в 8». Огромная нагрузка для режиссера и артистов.

Эти спектакли и «Коктейль по-французски» сейчас в репертуаре драмы. Нет и речи о возрождении гоголевских «Женитьбы» и «Ночи перед Рождеством», все-таки это классика, которая необходима театру, уважающему зрителя, но сейчас не до нее: играть вообще некому. Коллектив готов принять хоть сегодня 18 артистов. Не до премьер. Вспомнился прошлогодний водевиль о поручике Ржевском, что прошел в ранге не простой, а мировой премьеры: права на него за деньги купил наш театр. О провале мы писали, не знаем, покажут ли его зрителю в этом году, пока что он в репертуаре не обозначен. Возможно, потому, что неделю назад распрощался с коллективом и уехал за пределы Магадана исполнитель главной роли Александр Тарасюк. Впрочем, не только он, уволились Илья Глебов, Азамат Нугуманов, а еще Надежда Лемешева, чуть раньше Ольга Усова, Алексей Родин.

Плохой прогноз на новый сезон давать не хочется, но то, что происходит в настоящее время в театральных коллективах страны и в нашем в первую очередь, вызывает обеспокоенность. Если в Москве, где скандалы сотрясают 8 из 88 театральных коллективов, можно найти выход из тупиковых ситуаций, ведь в столичных городах проще подобрать артистов, режиссеров, художественных руководителей, то у нас все гораздо сложнее, хотя директор театра А. С. Бондаренко обнадеживал в интервью на телевизионных каналах, что все готово к сезону. Но не все разделяют его оптимизм. Актеры обеспокоены, они считают, что для полноценного творческого процесса необходим художественный руководитель и художественный совет. А сейчас эти функции на себя возложил директор, повторюсь, находящийся за пределами Магадана. Однако накануне отъезда он в телеинтервью сообщил, что приехало четверо артистов, режиссером на новую постановку пригласили Вячеслава Добровольского, ранее работавшего в магаданском театре.

Но разве четырьмя новичками кадровая проблема решится? Ведь им предстоит вникать в обстановку и роли. Устроит ли их заработная плата да и надолго ли захотят здесь остаться? Вопросы я адресую Виктору Савченко, начальнику управления культуры области. Что он думает о будущем театра, правы ли артисты, настаивающие на том, что коллективу необходим художественный руководитель?

- Подобрать такую фигуру очень непросто, даже в столичных коллективах считают, что наличие художественного руководителя - идеальный вариант.

Такого почти не существует. Мы о художественном руководителе думаем. Если найдем такого талантливого человека, то будет очень хорошо. Но, повторюсь, это идеальное совпадение. У нас есть главные режиссеры в драме и оперетте - Михаил Никитин и Мария Леонова, оба заслуженные артисты России, справляются со своими обязанностями. Конечно, коллектив творческий, конфликты бывают. Но из-за чего они происходят, скажу. Действия директора не устраивают из-за распределения ролей: в спектакле только две главные роли, а артистов - целая труппа, сами посудите.
Что касается репертуара, не считаю, что он хромает, и четыре спектакля, как сейчас в драме, немало: в год их посещают 17 тысяч зрителей. Постановки со временем изживают себя, уходят из репертуара. Еще какие-то обстоятельства вмешиваются в этот процесс, такова жизнь. А для Магадана этого количества вкупе с опереточными спектаклями вполне хватает.

Судить о работе театра должны только профессионалы. В Магадане людей, чтобы в прессе публично высказывали свое мнение, рассуждали о работе театра, анализировали постановки, нет. К сожалению, так получилось, что человек, на которого мы возлагали надежды, получил соответствующее образование и… остался в Москве. Для анализа спектаклей нужен театральный критик!

На протяжении двух лет мы предлагали Виктору Владимировичу и его заместителю Надежде Точилкиной рассказать о работе самодеятельных творческих и профессиональных детских и взрослых коллективов, о лучших специалистах отрасли, энтузиастах библиотек и домов культуры. Обращались и в театр, чтобы они готовили материалы о постановках, новых актерах, ветеранах сцены, но таких публикаций не было, как и ответов на наши.

Разговаривая о ситуации в театре, Виктор Владимирович сослался на то, что конфликты с директорами случались в магаданском театре и прежде, и перечислил предшественников нынешнего, это Б. Гунин, Г. Перцев, А. Шукоян, Т. Коркмазов. Однако начальник управления культуры области верит: «У нашего театрального коллектива успешное будущее и есть перспективы!». Что ж, время покажет. В это же светлое будущее очень хочет верить и старейшина театра, уважаемый публикой нескольких поколений, заслуженный артист России Алексей Яновский. Уже много лет он ставит спектакли, пользующиеся вниманием театральной публики. Как режиссер А. Яновский осуществил постановки «Комедианты», «Наполеон и Жозефина», «Женщина и кларнет», «Микроскоп», «Юбилей», «Свадьба», «Русская народная почта», «Золушка», «Снегурушка», «Новогодняя феерия». Они шли на ура в переполненных залах. Не достать билетов в малый зал, где он ставит камерные спектакли, рассчитанные на прямое общение со зрителем. А сколько спектаклей он украсил своей игрой! Это «Очень простая история», «Женитьба», «Коктейль по-французски». Публика всегда с удовольствием идет в театр, зная, что в главной роли будет любимый артист.

Ему больно за то, что происходит в стенах храма, где год от года все больше и больше непрофессионалов среди артистов, о чем и не подозревают зрители. Кстати, уровень подготовки артистов, окончивших театральные вузы, чаще всего оставляет желать лучшего. Сегодня молодежь явно проигрывает ветеранам, им бы у них поучиться. Со своей стороны, А. П. Яновский готов преподать актерское мастерство, как это он уже делал.

- Мною, - делится Алексей Петрович, - запланированы два полномасштабных спектакля до нового года. Это «Амурные ведомости», с художником О. Шевченко мы два года работали над спектаклем, но в силу разных причин, связанных с директором, она наотрез отказалась от сотрудничества. Также губернаторская елка, на которой я планировал поставить спектакль «Дюймовочка», также разработанный с художником О. Шевченко. В данный момент у меня нет другого выхода, как отказаться от этих постановок. Но, может быть, директор того и добивается? Пока не нахожу логики, хотя с логикой в театре с точностью до наоборот. Я работаю здесь 36-й год, и такого еще никогда не происходило! Если год назад директор просил меня, чтобы я с ним говорил только «о гвоздях и шурупах», теперь требует, чтобы я выложил ему концепцию моей будущей постановки. Это было бы просто смешно, если бы не было так больно. По крохам собираю специалистов: художников, хореографов, но, столкнувшись с директором, они отказываются со мной сотрудничать. Придется официально отказаться от постановок.

Вопрос разделения полномочий худруков и директоров сложный. Эту проблему не может решить недавно созданная в России профессиональная гильдия по поддержке театрального менеджмента в правовой, социальной и образовательной сфере. Концепция гласит, что учредитель заключает контракты с художественным руководителем и директором, а художественный руководитель заключает контракты с труппой. Назначения не должны происходить кулуарно. В проекции к нашему театру с его проблемами и удаленностью вопрос этот стоит намного острее. По мнению руководителя российской гильдии Владимира Урина, провинциальные труппы и вовсе работают, как при феодальном строе, что лишний раз подтверждает ситуация в нашем коллективе.
Алексей Яновский возглавляет Магаданский областной союз театральных деятелей, артисты высказывают недовольство мизерными зарплатами, простоями. Он как может помогает, при этом, я повторюсь, творит на малой сцене, куда не попасть, так велик спрос на его спектакли, где всего… 30 зрительских мест. Кстати, публика возлагает надежды на то, что в этом году увидят его постановки в новом помещении зала, который должен расшириться вдвое.

Многие магаданские зрители как личную трагедию восприняли утрату бесценных снимков актеров труппы, что десятилетия украшали фойе 2-го этажа, случайно уцелели лишь фото корифеев Ветровой, Козина, Жженова, Варпаховского, Демича, не стало и музейных реликвий, что находились также 2-м этаже, туда всегда устремлялась публика полюбоваться историческими экспонатами.

Многие приходили в театр только ради того, чтобы лицезреть уникальные фотографии и костюмы! Но этого поистине бесценного художественного достояния зрители лишились. Директор театра А. С. Бондаренко каялся, что, не подумав, дал распоряжение выбросить фотопортреты актеров, в том числе О. Седлецкой, В. Мартыновой, А. Девятериковой, В. Поздина, а также В. Бунякина, Н. Бекасова и других. Возможно ли представить подобное хоть в одном столичном театре?

А. П. Яновский в сложившейся обстановке старается повлиять на творческий процесс, оказывает помощь и поддержку ветеранам, молодым актерам. Десятилетия СТД находился в одном помещении с театром, но сейчас его ликвидировали.

- Что касается СТД, - вновь вступает в разговор Алексей Петрович, - то наше отделение, наверное, единственное в России, которое не имеет собственного помещения. А получилось это потому, что, сославшись на ремонт в театре, его временно закрыли, а теперь оно и вовсе исчезло. На мои усилия добиться его возвращения директор заявил, что, дескать, «кабинет» несет угрозу для дирекции. Что он этим хотел сказать, не знаю, а дальше - больше, спросил: какой адрес СТД? Я ответил: какой и был, по адресу театра. Каждый день получаю корреспонденцию, все присылают на театр. Директор Бондаренко прилюдно заявил, что такой организации в этих стенах не существует. Если эта ситуация не разрешится, я буду вынужден обратиться к А. Калягину, председателю этой творческой организации, ведь с меня спросят, как такое произошло.

Председатель Всероссийского союза театральных деятелей Александр Калягин знает о сложившейся ситуации, ведь несколько лет назад он приезжал в Магадан, чтобы миром разрешить конфликт артистов и дирекции. В одном из недавних выступлений вновь упомянул Магадан в числе проблемных. А вот как он охарактеризовал положение в творческих коллективах страны: «Сегодня в театре, внедренном в рынок, оказывающем услуги, первой фигурой становится директор. И он решает, какого рода услуги выгоднее, именно выгоднее, оказывать. Режиссер, художественный руководитель становятся пешкой в финансовой игре директора. Власть взяли директора, поскольку в их ведении главный рычаг воздействия - деньги, которые в сегодняшней ситуации - главное. Ситуация доходит до крайности, и во многих российских театрах художественные руководители просто отсутствуют, руководят администраторы, которые считают свое единоначалие нормой».

Среди артистов всегда было принято гордо называть театр своим Домом, вкладывая в это смысл единения творческих людей в одну семью, но этот дом отчего-то становится приватизированной квартирой, где его обитатели считают себя собственниками. Лидер российских актеров за то, чтобы незамедлительно оздоровить обстановку. Это необходимо и в нашем обезглавленном без художественного руководства театре.

Марина ПРАСКОВА.








Колымские колонки