Победный блицкриг Красной Армии


Владимир Федорович КУЛАКОВ родился в 1948 году. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ.

В вооруженных силах прошел путь от командира взвода до начальника Главного управления воспитательной работы. Командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта, участвовал в миротворческой миссии в Косово. Являлся первым заместителем полпреда Правительства РФ в Чеченской Республике. Генерал-полковник, доктор военных наук, награжден пятью орденами, медалями. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от администрации Магаданской области. Руководитель постоянной делегации Совета Федерации в Парламентской ассамблее ОБСЕ.

2 сентября страна отмечает 67-ю годовщину со дня окончания Второй мировой войны. Эта памятная дата установлена Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России".

Это самая масштабная война в истории человечества, продлившаяся шесть долгих лет. Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом, в ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 миллиарда человек; военные действия шли на территориях 40 из них. Боевые действия велись на территориях трех континентов. Общая численность сражавшихся армий составила 110 миллионов человек, военные расходы - 1384 миллиарда долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений: в войне погибло более 46 миллионов человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти. Наша Родина понесла самые страшные потери - по разным оценкам, более 26 миллионов погибших.

Утром 1 сентября 1939 года части вермахта пересекли границу Польши - началась самая трагичная и кровавая страница мировой истории.
Казалось, фашистская военная машина подомнет под себя полмира, но наши отцы и деды ценой мужества и колоссальных людских потерь сумели ее остановить. От заснеженных полей под Москвой до знамени Победы над Рейхстагом прошло 1418 дней и ночей, навечно вошедших в историю.
Но Вторая мировая война на европейском театре военных действий не закончилась, после капитуляции фашистской Германии на Востоке в Азии продолжала существовать реальная военная угроза со стороны милитаристской Японии, которая вела боевые действия в Китае и на островах Тихого океана против Соединенных Штатов. При этом сохранялась угроза нападения японских войск и на территорию СССР.

Правительство Японии приняло меры к ускорению подготовки вторжения в Советский Союз. В июле 1941 года в Японии и Северо-Восточном Китае (Маньчжурия) начался призыв резервистов. Вот почему, пишет в мемуарах маршал Василевский, "даже в самые трудные для нас месяцы на советско-германском фронте мы вынуждены были держать на дальневосточной границе 30 - 40 дивизий".

Однако героическое сопротивление Красной Армии фашистским захватчикам спутало карты не только германских, но и японских агрессоров. Особенно внимательно последние следили за битвой под Москвой, с падением которой они намеревались вступить в войну с СССР. Японские правящие круги предпочли тогда нанести удар сначала в южном направлении - по владениям США и Великобритании, а затем при более благоприятном стечении обстоятельств собирались выступить против Советского Союза.

Япония действительно лелеяла мечту о нападении на СССР. Весьма показательным в этом отношении было военное соглашение, подписанное Германией, Италией и Японией 18 января 1942 года. Оно предусматривало, как пишет маршал Василевский, "отторжение от Советского Союза нашего Дальнего Востока и Сибири".

Интересы безопасности советского народа требовали, чтобы СССР в определенный момент вступил в войну на Дальнем Востоке. В этом были заинтересованы народы Восточной и Юго-Восточной Азии, а также США и Великобритании, которые понимали, что исход войны на Тихом океане зависел от разгрома японских армий на Азиатском континенте. Верховный главнокомандующий союзными силами генерал Макартур в одном из своих выступлений в начале 1944 года признавал, что только морской блокадой и воздушными бомбардировками разгромить Японию невозможно. "Полная победа над ней, - указал он, - будет гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы".

Правительства Англии и США не раз обращались к СССР с просьбой вступить в войну с Японией. Обмен мнениями по этому вопросу состоялся на Московском совещании министров иностранных дел и на Тегеранской конференции в 1943 году, а также во время переговоров Черчилля и Идена в Москве в 1944 году. Из этого предварительного обмена мнениями вытекало совершенно определенно следующее: до разгрома Германии о вступлении СССР в войну против Японии не может быть и речи. Тем не менее Рузвельт и глава военной миссии США в Москве генерал-майор Дин торопили Кремль с началом подготовки к войне на Дальнем Востоке. На Крымской конференции эта проблема подвергалась уже тщательному обсуждению. 11 февраля 1945 года Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретное соглашение, предусматривавшее вступление СССР в войну на Дальнем Востоке через 2 - 3 месяца после капитуляции Германии.

Понимая, чем это чревато, правящие круги Японии, однако, не желали идти на безоговорочную капитуляцию и принятие условий прекращения войны. Более того, готовясь к отражению возможного наступления советских войск, Квантунская армия под покровом "оборонительного" плана усилила подготовку бактериологической войны. Бывший главнокомандующий Квантунской армией Отедзо Ямада на Хабаровском судебном процессе 1946 года признал: "Вступление СССР в войну против Японии и стремительное продвижение Красной Армии в глубь Маньчжурии лишили нас возможности применить бактериологическое оружие...".

Летом 1945 года Япония была еще в состоянии затянуть войну против США, Великобритании, Китая. К августу 1945 года ее вооруженные силы насчитывали около 7 млн. человек. Кроме того, имелась возможность мобилизовать дополнительно 1,5 миллиона. Союзное командование предполагало, что высадка на островах японской метрополии будет стоить США и Великобритании миллиона жизней. Оценивая соотношение вооруженных сил на Дальнем Востоке летом 1945 года, американская разведка докладывала, что для обеспечения успешного вторжения в Японию крайне желательны операции против нее советских войск, так как ни блокадой, ни бомбардировкой нельзя добиться капитуляции японцев. Более того, Черчилль считал, и американцы с этим были согласны, что без участия СССР в войне с Японией им потребуется для разгрома ее еще до полутора лет.
Острая заинтересованность США и Великобритании в том, чтобы СССР помог им в войне с Японией, оказала серьезное влияние на созыв новой конференции глав трех государств. По прибытии в Потсдам в середине июля 1945 года президент США Трумэн заявил, что одна из его главных целей на конференции - добиться вступления СССР в войну с Японией. Во время первой встречи со Сталиным 17 июля он сказал ему, что "дела у союзников в войне против Японии не таковы, чтобы требовалась активная английская помощь. Но США ожидают помощи от Советского Союза". Сталин ответил, что "Советский Союз будет готов вступить в действие к середине августа и что он сдержит свое слово".

В Вашингтоне хорошо понимали, что вступление СССР в войну против Японии будет воспринято в мире как событие огромного значения. Поэтому Трумэн стремился предпринять шаги, которые ослабили бы впечатление от происходящего.

Большие надежды президент США возлагал на атомные бомбардировки, бесчеловечные по своей сути. Были убиты и искалечены 447 тысяч мирных жителей. Применение атомных бомб не отрезвило японское командование, продолжавшее делать ставку на затягивание войны.
Таким образом, развитие событий сделало вступление СССР в войну на Дальнем Востоке неизбежным.

С конца апреля 1945 года руководство СССР начало готовить масштабную операцию против японских войск, оккупировавших северо-восточную часть Китая. Театр военных действий по фронту занимал 4000 км и в глубину 2000 км, на которых японцы выстроили мощную оборону, состоящую из хорошо оборудованных укрепрайонов. Всего Красной Армии противостояло более миллиона военнослужащих, 6260 орудий, 1155 танков, 1900 самолетов и 25 кораблей на реке Сунгари. С конца апреля 1945 года практически весь железнодорожный транспорт Востока СССР был задействован на переброску войск с западного направления на Дальний Восток и Забайкалье, в сжатые сроки было переброшено полмиллиона человек, 7150 орудий, 2119 танков.
8 августа 1945 года СССР заявил, что со следующего дня считает себя в состоянии войны с Японией. Прорвав приграничные укрепрайоны, одновременно с запада и востока начали 9 августа 1945 года наступление войска Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов. В то же время главные силы форсировали Амур и Уссури, авиация фронтов наносила частые удары по железнодорожным узлам, аэродромам и колоннам войск противника, что парализовало движение на магистралях и способствовало срыву сообщения между основными японскими группировками в Маньчжурии и Северном Китае. Японская ставка, ошеломленная внезапными ударами Красной Армии и авиации, поспешно отводила войска в глубь территории.
Мощные удары по Квантунской армии, нанесенные советскими войсками в первые же дни, поставили Японию перед катастрофой. 14 августа на совместном совещании Высшего военного совета и правительства в присутствии императора было принято решение о капитуляции. Военные действия, однако, не прекращались.

Советские войска продолжали выполнять поставленную им боевую задачу. 17 августа командующий Квантунской армией был вынужден обратиться к советскому командованию с просьбой прекратить боевые действия. Однако он не сообщил о готовности сложить оружие и сдаться в плен. Лишь на отдельных участках началась сдача в плен. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования приказала: "На тех участках фронта, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекратить".

К 25 августа советские войска полностью очистили от противника всю южную часть Сахалина. К 1 сентября они завершили разгром противника на Курильских островах. В этих районах было пленено 63840 японских солдат и офицеров. Всего же в течение почти месячных непрерывных боев советских войск враг потерял около 700 тысяч солдат и офицеров, из них 83737 человек убитыми и 594 тысячи пленными. "Окончание войны на Дальнем Востоке, - писал маршал Василевский, - спасло от гибели сотни тысяч американских и английских солдат, избавило миллионы японских граждан от неисчислимых жертв и страданий и предотвратило дальнейшее истребление и ограбление японскими оккупантами народов Восточной и Юго-Восточной Азии".
Десять дней потребовалось нашим войскам, чтобы разгромить миллионную группировку Квантунской армии и принудить ее к капитуляции. Красная Армия фактически осуществила тот самый блицкриг, о котором мечтали фашистские генералы на территории нашей страны. В течение двух недель на огромной территории наши войска наголову разгромили сильнейшую группировку противника, который до этого в течение четырех лет противостоял войскам союзников.

В Токийской бухте на борту американского линкора "Миссури" 2 сентября 1945 года состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции Японии.

Сегодня мы будем помнить, что в этот день победу во Второй мировой войне одержали прежде всего солдаты, неважно какой они были национальности и государственной принадлежности, но они сделали это вместе. Вечная им память!








Колымские колонки