Новеллы в процедуре усыновления


Усыновление является приоритетной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Семейным кодексом РФ предусмотрены условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления.
С 1 сентября 2012 года вступают в силу изменения, внесенные в ст. 127 Семейного кодекса РФ, касающиеся установления обязанности прохождения специальной подготовки в целях обеспечения психолого-педагогической и правовой готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Исключение составляют близкие родственники ребенка, а также лица, которые являются или были усыновителями и в отношении которых усыновление не отменялось.

С учетом данного требования гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением среди прочих документов копии свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка. Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Данное требование не распространяется на близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством усыновителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Ранее же в нормативных правовых актах упоминалась только «судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан». Кроме того, в связи с внесением изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок передачи детей на усыновление (удочерение), стало возможным использование информационных технологий.

Так, заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства, либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Документы, подтверждающие наличие у заявителей необходимых доходов, подготовки, жилищных условий, отсутствие судимости и т.д., запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного электронного взаимодействия, процедура которого подробно регламентирована.

Н.Н. ЕГОРОВА, старший
помощник прокурора города Магадана.
"Вечерний Магадан"









Колымские колонки