Силовыми методами браконьерство не победить


Дежавю не случилось. Хотя и кабинет был тот же самый, что и полгода назад, и хозяин его особо не изменился, да и разговор с первых фраз потек в ключе продолжения предыдущей беседы. Однако озвученные новые идеи и подходы к решению проблем внесли в диалог совершенно иные ощущения.

В ноябре прошлого года начальник Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области полковник Дмитрий Юдин, рассказывая о приоритетных направлениях деятельности магаданских пограничников, подробно остановился на вопросах борьбы с незаконным промыслом водных биоресурсов. Основной акцент Дмитрий Николаевич сделал на необходимость комплексного контроля прибрежного промысла. Только такими методами, подчеркнул начальник погрануправления, можно бороться с превышением квот, когда под одни и те же документы оформляются тонны незаконно добытой сверх лимитов рыбы.

Проблем прибрежного промысла полковник Юдин коснулся и теперь. В частности, он рассказал, что ряд рыбопромышленников игнорирует норму закона, согласно которой весь улов, добытый в зоне прибрежного рыболовства, в обязательном порядке должен доставляться для переработки на берег и «работать» исключительно на развитие прибрежных регионов. В первую очередь это означает насыщение рынка доступной для населения рыбопродукцией, а также создание дополнительных рабочих мест.



Увы, но несовершенство законодательной базы позволяет найти лазейки, дабы перехитрить государство. Что же в итоге? «Еще недавно килограмм трубача на магаданском рынке стоил 180, максимум 200 рублей, - констатирует Дмитрий Николаевич, - нынешней зимой цена моллюска достигла 2 тысяч рублей. Между тем на южно-корейских рынках она была в четыре раза меньше. В числе многих причин данной ситуации мы видим и свою недоработку».
Безусловно, это не означает, что пограничники сидели сложа руки, не предпринимая никаких мер. В конце прошлого года возбуждено, а главное, выиграно в суде четыре административных дела по фактам невыгрузки на магаданский берег уловов, добытых на прибрежном промысле. В обход законодательства нарушители вывезли за рубеж 150 тонн минтая и 50 тонн трубача.

Буквально накануне нашей беседы с полковником Юдиным в суд соответствующие структуры направили материалы еще по семи аналогичным случаям, по которым магаданским пограничникам аналитическая работа позволила собрать серьезную доказательную базу. Не исключено, что по материалам рассмотрения дел в итоге сложится определенная судебная практика.

«Суть возникшей проблемы изложена нами в письмах, направленных в адрес губернатора Магаданской области Николая Дудова и полпреда по Дальневосточному федеральному округу Виктора Ишаева», ?- сообщил полковник Юдин. Однако заставить рыбаков сдавать прибрежные уловы на берег должны не только миллионные штрафы. По мнению начальника магаданского погрануправления, для решения вопроса необходима консолидация сил пограничников Магаданской области, Камчатки и Сахалина, а также совершенствование законодательства, хотя бы на региональных уровнях: «Мы предложили губернатору области Дудову определить объем водных биоресурсов, необходимых для так называемого внутреннего регионального пользования. А к полпреду обратились с просьбой рассмотреть возможность создания целевой дальневосточной программы прибрежного рыболовства, направленной на экономическое развитие территорий».

Наверняка, прочитав данный материал, кто-то лишь пожмет плечами, мол, зачем пограничникам решать проблемы субъектов федерации? Дмитрий Юдин объяснил это просто – одна из задач, стоящих перед органами безопасности, – выявление угроз, в том числе и экономических, и информирование органов государственной власти с целью принятия мер реагирования.



К тому же исключительно силовыми методами браконьерство победить невозможно. Поэтому начальник погрануправления коснулся и социальной составляющей проблемы. Отсутствие работы и шаговая доступность рыбы за минувшие двадцать лет сформировали психологию браконьера. Многие жители прибрежных поселков за два месяца нелегального промысла лосося обеспечивают себя на год. «Возникает вопрос, пойдет ли такой гражданин трудиться за 50 тысяч рублей на сезонный прибрежный завод? Естественно, нет, - констатирует Дмитрий Юдин. - Ведь с сентября по июнь работы у него не будет, а семью нужно кормить».

Кстати, касается все вышесказанное не только добычи лосося. Большое внимание уделяют магаданские пограничники и контролю промысла корюшки – рыбы, к которой почему-то принято относиться с легким пренебрежением. Между тем на колымских прилавках килограмм вяленой корюшки стоит тысячу рублей, что сопоставимо с ценами на моллюсков и крабов. А если существует спрос, возникнет и предложение, итогом которого может стать полное уничтожение популяции того или иного гидробионта.

В нынешнем году сотрудники ПУ по Магаданской области, как никогда прежде, пристально следили за промыслом корюшки. Зимой и весной в местах массового промысла выставлялись временные пограничные посты, люди несли службу в 50-градусные морозы, и в итоге браконьерская корюшка на рынках не появилась.

Не обошлось и без инцидентов, вызванных недовольством граждан, потерявших надежду на прибыль. 16 мая, всего за сутки, неподалеку от поселка Тауйск пограничники изъяли 25 нелегально выставленных сетей. Снасти были доставлены в отделение в поселке Тауйск. Вечером того же дня нетрезвый гражданин на внедорожнике буквально выдавил ворота на территории военного городка, требуя вернуть ему сети. Владельца снастей, естественно, передали сотрудникам полиции. На данный момент проводится разбирательство.

Возвращаясь к теме контроля добычи красной рыбы на прибрежном промысле в зоне ответственности ПУ по Магаданской области, Дмитрий Юдин подчеркнул, что одной из важных задач является обеспечение комфортных условий промысла для местного населения. «Человек, даже не являясь представителем коренных малочисленных народов Севера, должен иметь возможность пойти на берег и легально поймать рыбу, - убежден Дмитрий Николаевич.?- В Магаданской области сложились одни из самых давних в России традиции спортивного и любительского рыболовства. Однако в прошлом году нами были выявлены многочисленные факты, когда под легендой спортивного и любительского рыболовства велся промышленный лов. Поэтому накануне лососевой путины мы совместно с областными властями и лично губернатором области Николаем Дудовым предприняли ряд специальных мер. В частности, установили административный барьер, ограничив объёмы вылова на одну путевку и определив невысокую лицензионную стоимость горбуши, кеты и кижуча. Для обычных граждан ничего не изменилось, а для браконьеров новый порядок превратился в серьезную проблему».

В заключение нашей беседы начальник ПУ по Магаданской области полковник Дмитрий Юдин еще раз подчеркнул непреходящую значимость аналитической работы в достижении поставленных перед погрануправлением задач.

Во многом благодаря верному анализу ситуации в прошлом году удалось задержать суда «Мальцево» и «Орион». Оба траулера, имея лимиты, промышляли трубача, не внося данные об уловах в документацию. Подобная схема предполагает, что в случае проверки «неучтенка» будет вписана в квоту, а если повезет, то продукцию, еще до появления пограничников, сдадут на так называемый «черный» транспорт.

Сотрудники магаданского ПУ, проведя ряд экспертиз, заручившись поддержкой науки, сумели доказать в суде вину нарушителей. Подобных судебных прецедентов в России до сих пор не существовало. По материалам расследования дел в отношении владельцев «Мальцево» и «Ориона» была даже составлена специальная методичка. Дмитрий Юдин называет эти дела значительной победой.

Стоит отметить, что 2011 год для ПУ ФСБ России по Магаданской области оказался непростым. Но, несмотря на то, что прошел он под знаком реформирования и становления, все поставленные задачи удалось выполнить в полном объеме. Результаты, достигнутые сотрудниками погрануправления, получили высокую оценку. И в силу своего честолюбия магаданские пограничники снижать планку не намерены.

Людмила Шитова
Фото автора
Региональная пограничная газета Граница России Северо-Восток








Колымские колонки