На службе Отечеству


14 июня 2012 года ФМС России отметила свое двадцатилетие. Она прошла долгий и сложный путь, неразрывно связанный с возникновением и развитием паспортного законодательства.

В различных исторических условиях менялись задачи и функции службы в системе органов внутренних дел и других органов государственного управления. При этом неизменным оставалось служение делу укрепления российской государственности и законности.
эти тонкие вопросы...

Миграционная политика в современном мире - одна из важнейших функций государства. Опыт показывает, что для ее успешной реализации требуется координация между различными органами власти не только внутри страны, но и на международном уровне. При этом в практической работе миграционных служб особенно важно учитывать как текущие внутриполитические и социально-экономические задачи, так и долгосрочные ориентиры, в том числе связанные с мировыми процессами и тенденциями.

В современной России особенно важно обращать внимание на соотношение миграционной политики с национальной. Это тонкие вопросы, при решении которых требуются предельная осторожность, взвешенность, профессиональное прогнозирование последствий предпринимаемых шагов. Одновременно миграционные отношения становятся неотъемлемой частью трудовых. Трудовая миграция - важный ресурс экономического развития. Однако пока в этой сфере преобладает рынок низкоквалифицированного, а значит, дешевого труда. В российской миграционной политике традиционно сильна правоохранительная составляющая, и история становления и развития ФМС связана именно с системой органов внутренних дел. Сегодня перед службой стоят задачи нового уровня, это внедрение новых информационных и биометрических технологий, формирование современных баз данных с широкими возможностями для аналитической обработки, расширение прямых контактов с зарубежными коллегами. Их эффективное решение позволит повысить общую результативность деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности в стране.

Содержание и качество реализации государственной миграционной политики, безусловно, включают и международный аспект, влияют на отношения России с другими государствами. Не секрет, что для некоторых стран постсоветского пространства доходы, получаемые их гражданами на заработках в России, являются настоящей экономической отдушиной. Отсюда возникает необходимость регулирования международной миграции, пресечения нелегальной трансграничной миграции, что часто требует создания соответствующих международно-правовых механизмов.

Возвращайтесь!

Одной из главных проблем на пути долгосрочного развития России является демографическая ситуация. Благоприятные тенденции сейчас налицо, но население страны пока продолжает сокращаться, в то время как для экономического благополучия такой большой территории, по экспертным оценкам, необходимо население численностью, по крайней мере, 200 млн. человек. В этих условиях свою роль должны сыграть не только меры по повышению рождаемости, снижению смертности, защите здорового образа жизни, но и государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. В ее основе лежат аргументы не только экономико-демографического характера. Сам факт появления такой программы свидетельствует о том, что нынешний уровень развития и потенциала России позволяет ей выполнить свой исторический долг перед миллионами людей, не по своей воле оказавшихся за пределами Родины. Реализация этой программы уже дает первые результаты. Интерес к ней, прежде всего в государствах ближнего зарубежья, очевиден.

Качественная миграционная политика становится одним из условий устойчивости и безопасности государства. Несмотря на то что сфера миграции относительно недавно стала одним из важнейших направлений государственной политики, миграционные процессы в стране становятся все более управляемыми, ориентированными в первую очередь на решение социально-экономических и демографических созидательных задач. В то же время в современных условиях управляемость миграционными процессами предполагает соответствующее информационно-аналитическое обеспечение уполномоченных органов управления. Это непосредственно связано с формированием и реализацией внешней и внутренней политики РФ в сфере миграции органами государственной власти. Согласно Указу Президента РФ от 21 марта 2007 года № 403 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в области миграционной политики" наибольшими полномочиями в сфере миграции обладает ФМС.

Отечественная миграционная система начала развиваться в 1990-х годах, когда под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов миграционная ситуация в созданной РФ коренным образом изменилась в сторону чрезвычайного усложнения. Выделю только наиболее значимые факторы, повлиявшие на усложнение миграционной ситуации в России. Это распад СССР и образование постсоветских независимых государств, что привели к возникновению спонтанных миграционных процессов; существенно увеличившийся миграционный обмен как с постсоветскими государствами, так и с государствами дальнего зарубежья, а также неуправляемое распределение и перераспределение собственного населения внутри страны; отсутствие обустроенной государственной границы РФ с постсоветскими государствами (более 7 тыс. км российско-казахстанской границы) и налаженного миграционного контроля. Кроме того, обострение социальных, экономических, политических, этнонациональных конфликтов внутри РФ и на ряде сопредельных с ней территорий.

В этих условиях государственно-правовую деятельность в сфере миграции осуществляла одна из служб бывшего Министерства труда СССР (с конца 1991 года - Министерство труда РФ). В январе 1992-го создан Комитет по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения РФ. 14 июня 1992 года на базе Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения РФ образована Федеральная миграционная служба, утверждено Положение о ФМС. Во второй половине 1992-го - начале 1993 года из Министерства труда и занятости РФ в ФМС передается Управление по делам трудящихся-мигрантов. В структуре ФМС создаются Управление внешней миграции и Управление иммиграционного контроля. Период 2002 - 2004 годов вполне обоснованно можно назвать концептуальным, так как именно в эти три года, по существу, заложен фундамент миграционной деятельности в России. Указом Президента России от 23 февраля 2002 г. № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" деятельность по регулированию миграционных процессов в основном передана под юрисдикцию МВД России. Территориальные органы ФМС России в субъектах РФ начали работу с 1 января 2006 года путем слияния двух подразделений органов внутренних дел: паспортно-визового и подразделений по делам миграции.

Одна из важнейших задач, поставленных Президентом РФ, - наведение порядка в сфере трудовой миграции. Сегодня ФМС принимает меры по сокращению теневого использования иностранных работников и максимальному обеспечению потребностей экономики области в трудовых ресурсах, активно участвует в создании государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. А территориальные органы ФМС России продолжают прием иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросу приобретения гражданства РФ. В центре внимания остается оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам и беженцам.

Сегодня ФМС перешла на предоставление услуг населению в электронном виде. С 1 апреля 2010 года у граждан РФ есть возможность подачи заявления о выдаче заграничного и российского паспортов в электронном виде с использованием Единого портала предоставления государственных и муниципальных услуг (функций), получения адресно-справочной информации, регистрации по месту жительства и пребывания.
активная жизненная позиция

В юбилей мы с теплотой вспоминаем руководителей, которые сформировали основной коллектив Отдела ФМС по Магаданской области, учили стоять на страже законности, быть принципиальными и требовательными, но при этом сохранять отзывчивость и душевную щедрость. Мы отдаем дань глубокого уважения нашим ветеранам, посвятившим службе свои лучшие годы.

Это Вера Николаевна Ботякова, 31 год проработавшая в паспортном отделе УВД Магаданского облисполкома, ветеран Великой Отечественной войны, с которой отдел поддерживает самые тесные взаимоотношения. Рамиль Абдулхаевич Батыршин - умный, грамотный руководитель, умеющий принимать ответственные решения в самых сложных ситуациях, тонко чувствующий человек, умеющий вовремя подсказать, поправить, поддержать и похвалить. Василий Иванович Ярцев - профессионал своего дела, труженик с большой буквы, пришедший в службу из Сусуманского района, где руководил сотрудниками районного ОВД.

Особо вспоминаем первого руководителя территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политике РФ в Магаданской области Юрия Павловича Грабаря. Отдаем должное, благодарим за совместную работу и желаем доброго здоровья и семейного благополучия нашим ветеранам, с которыми мы поддерживаем самую тесную связь.

Из работающих сегодня в областном аппарате сотрудников многие начинали служебную деятельность еще в паспортно-визовой службе: Стелла Анатольевна Приемова, Виктория Николаевна Шестакова, Елена Васильевна Дадонова, Марина Николаевна Головач, Татьяна Александровна Шаповал, Тамара Михайловна Чаус, Ирина Сергеевна Самронь, Татьяна Анатольевна Шиян, Александр Геннадьевич Рязанцев, Евгений Владимирович Кучумов, Ольга Владимировна Пчелинцева, Оксана Борисовна Онина, Наталья Владимировна Авдюхова и другие с достаточным опытом работы по решению вопросов и проблем в сфере миграции. Из бывшего отделения по делам миграции УВД по Магаданской области в отдел пришли и успешно продолжают работать: главный бухгалтер Ольга Анатольевна Гаврик и главный специалист-эксперт Игорь Николаевич Ступак. Радуют недавно пришедшие в службу сотрудники. А совместная работа показывает, что это ответственные, продвинутые в информационном плане сотрудники, которые постоянно стремятся к совершенствованию профессионального уровня, доброго отношения к людям и пониманию их проблем. Отмечу Лионеллу Владимировну Головину, Яну Александровну Соколову, Вячеслава Сергеевича Пономарцева, Марию Ивановну Азарову, Елену Васильевну Голубеву, Елену Олеговну Копытину, Ольгу Олеговну Москаленко, Саиду Каплановну Батову, Зою Викторовну Федорищеву, Ольгу Владимировну Торощину и других.

Как сегодня не отметить наш гражданский персонал, который, не считаясь с личным временем, работает наряду с аттестованными сотрудниками. Это Елена Ивановна Наумова, Наталия Тонеевна Карабайкина, Светлана Михайловна Оверко, Надежда Васильевна Шпак, Нина Николаевна Чудова, Эльвира Анатольевна Хлабыстина, Татьяна Игоревна Соколова, Анна Васильевна Кадацкая и другие. Как не вспомнить сотрудников структурных подразделений в районах области, где служат грамотные и профессиональные сотрудники, знающие абсолютно все направления служебной деятельности. В Хасынском районе - Татьяна Сергеевна Лаврентьева и Ирина Петровна Мисюра, в Ольском - Ирина Викторовна Дузинкевич, в Тенькинском - Виталий Леонидович Свинтозельский, в Среднеканском - Лилия Анатольевна Малинина, в Северо-Эвенском - Эльвира Рауфановна Жаринова, в Сусуманском - Елена Васильевна Карпова, а также недавно назначенный начальник в Омсукчанском районе Мария Александровна Дрозд.

За минувшие годы в службе сформировался высокопрофессиональный коллектив, который добросовестной службой и безупречным трудом вносит весомый вклад в реализацию государственной политики в сфере миграции.

Уверена, что и впредь специалисты службы будут примерно исполнять свой долг, настойчиво овладевать новыми знаниями и совершенствовать профессиональное мастерство, проявляя активную гражданскую и жизненную позицию в современных условиях. Желаю всем доброго здоровья, благополучия, счастья и мира на долгие годы!



Новости по теме






Колымские колонки