Новое

Каждый студент - это отдельный космос


20 июня в Магаданском государственном колледже искусств начался прием заявлений от абитуриентов, жаждущих посвятить себя служению прекрасной музе Мельпомене.

Интересный факт - задолго до начала приема уже возник настоящий ажиотаж вокруг режиссерского отделения. В этом году небывалое количество желающих упорно обивает пороги "режиссерского этажа" в надежде стать здесь студентами. Конкурс высок, мест немного. Стоит ли мучить себя и окружающих, пытаясь вопреки всему попасть в мир искусства? Кто точно определит наличие таланта? Как поступить "на режиссера" и нужна ли эта профессия в Магадане? Чем живет колледж искусств сегодня? На эти и другие вопросы "Магаданской правде" ответил заведующий режиссерским отделением колледжа искусств педагог-преподаватель Виктор Пичугов.

Виктор Иванович - неординарный человек. Верность правде жизни, высокие критерии требовательности к драматургии и актеру, атмосфера напряженного творчества, которая царит у него на занятиях, - вот что отличает Пичугова от остальных. А еще в нем, несомненно, сквозит явная тоска по утраченной духовной высоте искусства. Его щедрый и свободный творческий дар, душевное здоровье многих раздражают, но что уж тут поделать? Отдав больше трех десятков лет магаданскому училищу искусств, он сам по себе является примером серьезной достойной творческой жизни. И дело тут не только в прирожденном таланте. Виктор Пичугов - это мощная, динамичная, развивающаяся творческая система, способная к постоянному обучению. Его композиционное мастерство и понимание роли света в пространстве основаны на пристальном изучении живописи. Его умение чередовать атмосферу и настроения исходит из недюжинного чувства и знания музыки. Он как никто может выжать из артиста все, полностью его растормошив и раскрепостив, все лучшие силы. И эта игривость, прихотливость духовного света сказываются на всем поведении Виктора Ивановича, что, в свою очередь, передается студентам, которые счастливы у него учиться.

До начала очередного учебного года еще далеко, а он уже с нетерпением ждет встречи со своими новыми подмастерьями - теми, кто еще только придет сюда поступать через неделю. Как всякий настоящий режиссер, он старается в каждом молодом человеке увидеть ту Божью искру, которой не всякий бывает наделен и которую так важно вовремя угадать, чтобы развить, превратив в настоящий дар…

Недавно Виктор Пичугов вместе со своими студентами режиссерского отделения вернулся из гастрольной поездки по районам Колымы, и первый вопрос режиссеру последовал, что называется, с порога.

- Виктор Иванович, колледж искусств уже шестой год подряд участвует в реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области". Что придумали в этом году?

- Придумали новую программу, в которую вошла пластико-хореографическая композиция "Велик соблазн, но жизнь дороже!". Радует, что их создают сами студенты, в этом году авторами стали Ирина Макарова и Светлана Литвинова. Стихи Светланы звучали на протяжении всего действия. На мой взгляд, ребята постарались и сочинили очень интересный, достойный маленький спектакль. Кроме него, наши дорогие зрители из Сусумана, Синегорья, Ягодного и санатория "Талая" смогли насладиться авторскими эстрадными танцами, песнями и литературными произведениями в исполнении студентов.

- По пути в Сусуман вы попали в историю...

- Да, было дело. (Смеется.) Ехали мы со студентами на машине "Урал", и она постоянно ломалась: то текло масло, то пробка вылетала, то двигатель "умирал". За всю поездку мы сменили два вида автотранспорта. Но люди на трассе - это те наши настоящие колымчане, которые всегда подставят плечо и бескорыстно помогут попавшему в беду. Когда очень тяжело шли с перевала по Ягоднинскому району, остановились на прииске в Бурхале, дошли до рабочих, поведали, что попали в передрягу, и, кстати, получили не только помощь в починке машины, но и полноценный обед! Мы ехали и видели, что идет ремонт дорог всей трассы, это хорошо, так как объездные участки отнимали у нас очень много времени. А вот благодаря сотрудникам пожарной части п. Талая мы возвращались домой уже на полностью отремонтированной машине. К слову о превратностях в пути, у студентов паники не было, все воспринималось как веселое приключение.

- Как вам удалось войти в пятерку лучших на VI Международном фестивале театрализованных отделений учебных заведений культуры и искусства Приволжского федерального округа "Театральное студенчество -2011"?

- Это было в начале прошлого учебного года. Принять участие в фестивале меня пригласил человек, вместе с которым я в 1997 г. оканчивал мастерскую повышения квалификации по режиссуре драмы при ГИТИСе в Москве. На победу я не рассчитывал, так как на фестиваль съехалось 150 коллективов, участвовало более 30 преподавателей, там же проходили и курсы повышения квалификации - их давала московская профессура. Но ценность этого студенческого фестиваля в обмене опытом, причем настолько детальном и профессиональном, что, если бы у нашего колледжа были постоянные спонсоры, я бы свозил туда целую группу студентов! В день мы отсматривали по 2 - 3 спектакля, и далее каждый разбирался до мельчайших деталей. С выпускником-заочником Эдуардом Романенко я привез 2 моноспектакля: один - по пьесе И. Лагунова "200 грамм весны" - он подготовил самостоятельно, над вторым по пьесе М. Митуа "Аккомпаниатор" мы работали уже вместе. И по итогам вошли в пятерку лучших, получив приглашение на постоянное участие. Что будет в этом году? Пока не знаю, но хочется поставить что-то уже на молодое крыло.

- В 1995 - 1996 гг. вы были главным режиссером региональных гала-концертов молодежного фестиваля "Студенческая весна". А как вам уровень творческой молодежи сегодня, нынешние "Студвесны"?

- Уровень "Студвесны" в Магаданской области всегда был достойным, разве что в 90-е было более развито направление "Студенческие театры миниатюр", которое сейчас, к сожалению, ушло на второй план. Есть хорошие вокалисты, танцевальные коллективы, художественное чтение тоже начинает возрождаться… Отрадно, что отличаются и наши студенты: в этом году гран-при фестиваля взяла наша Светлана Литвинова в номинации "Художественное чтение". I место в номинации "Музыкальный жанр" у Яны Фроловой, I место в "Журналистике" - у Олега Литвинова, а у Виктории Лякиной III место в "Художественном чтении". Ну и специальный приз нам достался - "За участие в фестивале в форме показа многожанровой концертной программы, объединенной сценарным ходом". Молодцы, что тут скажешь!

- Виктор Иванович, каким, по вашему мнению, должен быть студент режиссерского отделения?

- Знаете, сейчас проблема с молодежью - невозможно найти хоть какие-то следы умственной жизни. С массовой-то культурой у нас нынче все в порядке - в дефиците как раз крупные таланты, заметные индивидуальности, не хватает ума и знаний. Молодым людям сегодня лень посмотреть хороший русский фильм, купить книгу, зайти на концерт. Ведь как бы и чем бы человек ни был занят, он всегда может прочесть за год пять-шесть русских книг и посмотреть семь-восемь фильмов, достойных того. Это капля времени! Если человек этого не делает, он не имеет никакого права рассуждать о современном искусстве, идти в режиссеры или актеры, выносить приговоры, вылезать со своим мнением. Поэтому абитуриент, а уж тем более студент колледжа искусств, должен в первую очередь читать книги, непрестанно повышать свой внутренний уровень, развиваться духовно - его душа обязана трудиться. Странное дело - когда появляется на сцене что-нибудь ценное, умное, тщательно сделанное, вдруг умнеет и зритель. И вместо придурков с мобилами в зале оказываются беспокойные, думающие, понимающие люди. Откуда же они взялись? Их создал театр. Театр создает своего зрителя, а не наоборот. Сначала глупеет и опошляется театр, а потом уже вслед за ним глупеет и опошляется зритель.

- А чему в первую очередь вы учите? Что самое ключевое стараетесь вложить в ума, сердца, души, наконец…

- Прежде всего стремлюсь передать подлинную любовь к творчеству. Но умение создать свой коллектив тоже крайне важно, потому что в нашем деле в одиночку ничего не сделаешь.

- Хорошо. А если к вам придет студент и вы увидите, что в нем нет той искры, которая могла бы позволить ему стать настоящим актером, режиссером, вы прогоните его, отправите заниматься другим делом?

- В начале пути зачастую не все бывает видно. Иногда приходит студент, и вроде бы он не очень уверен в себе, слабенько читает… Одновременно с ним приходит другой - крепкий, уверенный, подготовленный, уже прошедший какой-то путь. Но в процессе обучения часто случается так, что тот студент, который был уверен в себе и думал, что он уже готов, в итоге уступает тому, кто трудился над собой и развивался.

- А можно ли вообще научить взаимодействию со своим телом или студент должен работать интуитивно, а педагог лишь подталкивать его к поиску "своего" действия?

- Есть такое понятие "глупое тело": если оно не подчиняется твоему разуму и сознанию, то ты не выполнишь поставленную актерскую задачу. Необходим упорный и кропотливый труд. Студент - это отдельный космос, поэтому педагогу здесь надо быть осторожным, подходить трепетно и раскрывать то, что есть в его ученике, а наши ребята, как правило, очень талантливы! Работая с молодыми, никогда не стареешь, они помогают жить на такой волне, что иной раз чувствуешь себя юношей, правда!

- Виктор Иванович, у вас немало высоких наград и достижений, из последних - грамота министра культуры "За большой вклад в развитие культуры РФ", благодарность за участие в открытом всероссийском конкурсе "Семья - основа государства", благодарственное письмо от губернатора. А какая из них наиболее дорога вам?

- Самая главная для меня награда - это благодарность студентов, их реализация. Источником искусства, извините за банальность, является человеческий талант, а все технические средства и профессиональные умения - это только средства воплощения цели. Профессия режиссера сложна, требует много моральных сил, но если человек ею живет, то посвящает себя ей полностью. И если я вижу, что мои выпускники успешны, занимаются своим любимым делом, есть смысл работать дальше.

Олег ЛИТВИНОВ.