Школа в удаленном доступе


Cегодня школы и детсады Омсукчанского района стали лучше, краше, уютнее после капитальных и текущих ремонтов. Рассказывая о том, что уже сделано и еще планируется, руководитель управления образования администрации района Владимир Владимирович ГЛАЗКОВ акцентировал внимание на учебном процессе.

- Владимир Владимирович, сначала самый острый вопрос: как обстоят дела с кадрами?

- В школах района преподаются все предметы, хотя, не скрою, это дается с большим трудом. Педагогические коллективы стареют, учителя уезжают, а найти им замену очень сложно, поэтому вынуждены выходить на совмещение и совместительство. Но прибывают также и новые педагоги. В среднюю школу поселка Омсукчан приехал по окончании СВГУ психолог. К сожалению, это пока единственный молодой специалист, несмотря на все льготы, предусмотренные для выпускников вузов, желающих работать в сельской местности. Помимо выплаты денежной компенсации в размере 200 тысяч рублей, ежегодно в течение 5 лет мы обеспечиваем их жильем - однокомнатными благоустроенными квартирами, а не комнатами в общежитиях, заметьте. И всем другим педагогам, приезжающим работать, предоставляем ведомственное жилье.

- Почему же молодые специалисты не приезжают в Омсукчанский район? Или «они сами не знают, чего они хочут», как у М. Зощенко?

- Все это было бы смешно, когда не было бы так грустно… На коллегии в департаменте прошлым летом руководители управлений образования рассказывали выпускникам СВГУ о вакансиях в школах, педагогических коллективах, условиях работы, льготах… И что же? Собралось всего 15 молодых специалистов, а из них только двое проявили интерес к работе в школах отдаленных районов, исключая Омсукчанский. Поэтому мы ориентируемся на педагогические кадры из центральных районов страны. В новом учебном году двое специалистов влились в коллектив средней школы поселка Дукат - преподаватели русского языка и физики, но последний уехал. Сейчас омсукчанской средней школе нужны учителя химии и физики.

- Жизнь движется вперед, все меняется, обновляется материально-техническая база, большие деньги тратятся на компьютерную технику, и, судя по обеспеченности ею школ, можно утверждать, что современные информационные технологии в колымской глубинке успешно развиваются. Это так?

- С современным оборудованием проблем нет, им классы наполнены. Полгода назад средняя школа поселка Дукат приобрела комплект ноутбуков для мобильного класса. Сегодня во всех школах есть интерактивные доски. В омсукчанской школе оборудован интерактивный кабинет, а в дукатской их два. Департамент образования поставил перед нами задачу: обеспечить каждого учителя компьютером до конца года, и она уже почти выполнена.

Несомненно, мультимедийное оборудование облегчает работу преподавателям, делает занятия интересными, позволяет детям лучше запоминать материал. Но осваивать его надо все же со специалистами. Несмотря на то что учителя проходят курсовое обучение в Магадане, на подготовку одного интерактивного урока они тратят очень много времени. А нагрузка у них и без того огромная. К тому же средний возраст педагогов - 45 - 48 лет, поэтому многим трудно осваивать современные технологии.

Наряду с обновлением компьютерного, спортивного оборудования, мебели три года подряд тратим огромные деньги на переоборудование школьных столовых, где установили новые современные холодильники, электроплиты, жарочные шкафы и многое другое.

Теперь наша главная задача - обеспечить учеников бесплатными учебниками, как это делает на протяжении двух лет основная общеобразовательная школа поселка Омсукчан. Ведь родителям, особенно малообеспеченным, тяжело собрать ребенка в школу, учитывая стоимость одного комплекта учебников вместе с рабочими тетрадями и географическими картами - около 2,5 тысячи рублей, а если в семье в школу идут двое или трое детей, то и расходы увеличиваются втрое. А кроме учебников, ребенку нужен еще и ранец, и письменные принадлежности, его надо одеть и обуть. Так что приготовления к школе с большим минусом отражаются на семейном бюджете. Знаю об этом не только как учитель, бывший директор школы, но и как родитель.

- Единый государственный экзамен породил споры, не говоря уже о результативности. Вы за или против ЕГЭ?

- Когда мы только вводили ЕГЭ в школах района, а это было в 2003 году, я считал, что грубое тестирование не может обеспечить полноценную проверку знаний. Но теперь по прошествии времени убежден: он себя оправдывает. При всех минусах невозможно отрицать очевидное: выпускники школ могут поступить в любой вуз страны, имея высокие баллы. Да, возможен подкуп преподавателей, когда 100 баллов получают люди, не говорящие по-русски, мы об этом читали и видели такое по телевидению. Но ведь в большинстве школ экзамен сдают честно, а имея хорошие знания и результаты, поступают в самые престижные вузы. И уже внесены новые изменения в ЕГЭ, уклон сделан в сторону развернутых ответов по литературе, русскому языку, истории, а не тестов, где надо только поставить галочки.

- Как показали себя введенные нынче в начальной школе новые образовательные стандарты? Неужели не возникает сложностей?

- Стандарт рассчитан на детей среднего развития. Не скрою, не все ученики легко в него входят. Но по большому счету у нас все получается. В Омсукчане прошел семинар, на котором учителя начальных классов проводили занятия по новым стандартам. Такие уроки позволяют увидеть, как дети, опираясь на свои знания, думают и ищут ответы самостоятельно.

А сложности в том, что раньше программу школы и каждого класса по федеральным государственным образовательным стандартам составляли профессора, а теперь это возложили на заместителей директоров и педагогов школ. Первые программы написали они сами, просидев над ними все лето. На весенних школьных каникулах снова занимались их составлением, потому что другого времени у них нет.

- Сколько первых мобильных классов в школах района?

- Их два - в дукатской средней школе и в омсукчанской. Первые классы по программе ФГОС были открыты 1 сентября, а оборудование для них было поставлено только в декабре, а на протяжении всего этого периода педагоги работали на собственной базе. Поступило и установлено и мультимедийное, и интерактивное оборудование, его достаточно, хотя… Ну какие ноутбуки в первом классе, если ребенку в этом возрасте нельзя проводить за компьютером более 15 минут в день, чтобы не испортить зрение?

- Но модернизация образования не исчерпывается только обновлением оборудования.

- Разумеется. Обновляется учебная и методическая база, продолжается обучение педагогов не только в институте повышения квалификации, но и в других вузах. Мы стараемся не отставать от передовых школ. С уверенностью заявляю, что школы района держат марку, активно и успешно участвуют во всех конкурсах, достойно выглядят на фоне других образовательных учреждений.

Татьяна БОГДАНОВА.

Автор:  Татьяна БОГДАНОВА "Магаданская правда"









Колымские колонки