Переселенцы поневоле


Из глубинки - без перспективы и денег
Покинув неперспективный поселок, колымчане остались без субсидий для получения жилья на «материке».


Больше половины жителей поселка Эльген Ягоднинского района не получила федеральную субсидию для переселения в центральные регионы России. Постепенно список из 192 семей (а это около четырехсот человек), имеющих право на социальную выплату, трансформировался в перечень из 170 счастливчиков. Эльгена уже в природе нет, люди живут где придется и ждут денег. Почему?

Без денег, крова и... субсидии

За ответом сельчане обратились в администрацию Ягоднинского района, где им еще шесть лет назад пояснили: коль вы выехали из родного села и получили финансовую помощь за счет местного бюджета, то и прав на жилищную субсидию вы не имеете. С тех пор позиция властей не изменилась. Зато Магаданский областной суд встал на сторону обитателей расселяемого села. Его решение без изменений в июне 2008 года оставил и Верховный суд. Но бывшие эльгенцы снова пошли по судам. Для каждого эти тяжбы закончились по-разному. А для кого-то - еще продолжаются.

Любовь Малоземова, например, свое право на субсидию отстояла через районный суд. По решению которого администрация Ягоднинского района должна была восстановить ее в очереди переселенцев еще в декабре 1999 года, но женщины до сих пор нет в этих списках.

Несолоно хлебавши осталась и Татьяна Устинович. Получив материальную помощь из средств районного бюджета, бросив, как и соседи, свою «ленинградку», приусадебный участок, отправилась в неизвестность. Позади - шесть лет судебных тяжб, и до финала истории еще далеко.
Окончательную победу в войне за субсидию одержала Ольга Романова. Она, в отличие от своей землячки, «гуманитарную» помощь от райцентра не получала, но вместе с тремя сыновьями тоже «исчезла» из очереди. Как признается женщина, причиной исключения из списков жителей стал ее вынужденный переезд в Магадан.

- Наш дом, как и многие другие, был признан непригодным для жилья. Работать негде, жить не на что. Детям надо было продолжать учебу, а мне - хоть где-то работать, чтобы содержать семью...

В итоге право на субсидию она «выбивала» через суд. И добилась своего. Долгожданный сертификат на себя и младшего сына бывшая эльгенка получила в 2011-м, в марте того же года выиграл суд и ее средний сын, правда, денег пока не видел. Старший - суд проиграл.
Последняя инстанция

Жителям Эльгена отказывали в праве на жилищную субсидию по двум моментам - либо фактическое отсутствие в селе (где нет ни тепла, ни работы, ни еды!), либо получение ранее материальной помощи.

По словам председателя комитета экономики администрации Магаданской области Ирины ПЕНЬЕВСКОЙ, первыми в рамках федерального законодательства расселяли Кулу и Спорное, следующими в очереди оказались Таскан и Эльген, жители которого остались без субсидий. И что это - второй блин комом или умысел?

По мнению Ирины Станиславовны, в вопросе, что же именно приключилось с эльгенцами, - разбираться уже не региональным властям. Выбирая между добровольной выплатой денег всем прежним очередникам и судом, колымские чиновники предпочтут суд. И дело вовсе не в скупости.
По словам И. Пеньевской, в случае, если средства будут выданы не по назначению, главе района, представителям ее ведомства грозит обвинение в халатности, превышении должностных полномочий, нецелевом использовании бюджетных средств с последующим взысканием суммы выданной субсидии. Председатель областного комитета экономики отмечает, что нередко жители расселяемых населенных пунктов требуют большего, чем им положено по закону, а потому советует эльгенцам обращаться в суд с иском к федеральному (?!) бюджету.

Автор:  Лидия ДЛИННЫХ "АиФ-Магадан"









Колымские колонки