Что в журнале здоровья?


Здоровый ребенок, здоровая семья, здоровая образовательная среда - как всего этого достичь? В Магаданской области на это направлено более десятка специальных программ. Но нужны и новые современные подходы
.
Сегодня на территории действуют 10 областных и 5 муниципальных целевых программ. Как отметил губернатор Н. Н. Дудов, "комплексные меры по сохранению здоровья наших детей заложены в таких областных целевых программах, как "Здоровый ребенок", "Здоровье обучающихся и воспитанников", "Школьное молоко" и других, реализация которых способствует организации здорового образа жизни. Укрепляется материальная база образовательных и медицинских учреждений. Школьники и молодежь принимают активное участие в различных мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни, принимается целый ряд иных мер, направленных на укрепление здоровья учащихся. Однако тревожит ситуация с употреблением алкоголя, курением и наркоманией в молодежной среде, поэтому необходимо искать новые современные подходы к решению этих вопросов".


КАК ВВЕСТИ НОВУЮ МОДУ

Начав свой доклад с видеопрезентации, начальник Департамента образования администрации области Е. Н. Алексеева озвучила интересные данные. 20 % образовательных учреждений имеют свои программы, школы здоровья. И хотя многое делается и в основном сформирована безопасная и здоровая среда, проблем остается немало. Две трети образовательных учреждений не имеют камер видеонаблюдения и ограждения территории. Многие здания изношены, требуют ремонта кровель, помещений, спортзалов, замены инженерных и электрических сетей. До 90 % пищеблоков нуждаются в капитальном ремонте и обновлении технологического оборудования.

Новые санитарные правила определяют требования и к территории общеобразовательного учреждения, где должны быть зона отдыха, площадка для игр или стадион, и к самому зданию школы, температурному режиму, освещенности помещений, учебной нагрузке, которая сегодня растет, количество детей, обучающихся во вторую смену, увеличилось на 28 %.

У школьников низкая двигательная активность, существует нехватка спортивных залов, и только 78 % школ ввели третий час физкультуры. Вывести его за расписание и проводить в нетрадиционной форме не в школе, а на другой территории предложил учитель гимназии № 13 Ф. А. Мосолков. С этим согласились многие, а губернатор Н. Н. Дудов конкретизировал: надо найти возможность использовать все спортивные сооружения, которых становится все больше, - ледовый спорткомплекс, бассейн, лыжные трассы.

- Надо вводить новую моду для формирования потребности в здоровом и безопасном образе жизни, - подчеркнула Е. Н. Алексеева и предложила 2014-й объявить Годом здоровья и спорта на территории Магаданской области.

И ВНОВЬ О КАДРАХ

Если бы каждый школьник с первого класса вел личный дневник здоровья, то динамику его ухудшения можно было бы отслеживать сразу. А пока углубленный медосмотр детей проводят при поступлении и окончании учебы, в 5-х и 9-х классах. Правда, в новых санитарных правилах для общеобразовательных учреждений впервые формализованы требования к каждому педагогу по профилактике заболеваний учащихся. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, куда на каждого ребенка вносят сведения о состоянии и группе здоровья, антропометрические данные, группу занятий физической культурой, размеры учебной мебели и медицинские рекомендации.
Картина неутешительная. Цифры, которые привел заместитель начальника по развитию службы материнства и детства Департамента здравоохранения администрации области В. А. Елин, удручают. Острота зрения у школьников снизилась на 6 %, слуха - на 27 %, отмечен рост случаев сколиоза на 19 %. У детей до 14 лет на 60 % увеличилась заболеваемость органов дыхания, на 26 % отмечен рост новообразований. А еще заболевания кожи, пищеварения, кровообращения. Но такие огромные цифры медики объясняют тем, что с появлением современного компьютерного оборудования углубленные осмотры дают более точные показатели.

Идет диспансеризация детей до 14 лет, что помогает поддержке их здоровья. Но она выявила огромную кадровую проблему. Сегодня детских врачей не хватает, потому рекомендовано сделать акцент на работе областного Центра здоровья. А чтобы диспансеризация в отдаленных районах не проводилась формально, на базе детской городской и областной больниц создаются специальные "летучие" бригады для осмотров. Начали с Северо-Эвенского района, далее медики отправятся в Ольский и Хасынский. Всего предстоит осмотреть 400 детей в колымских поселках и 800 в областном центре.
Вопросы отсутствия кадров остро стоят и в образовательных учреждениях. В школьных медпунктах города работают в лучшем случае медсестры преклонного возраста, а в отдаленных поселках - совместители. Так, в Сусумане на три школы один медицинский работник, и тот приглашен из Центральной районной больницы. А в некоторых районах (Северо-Эвенском, Среднеканском, Тенькинском, Хасынском) медработники не получили предусмотренного для всех 50-процентного повышения заработной платы.

- Но у нас острый дефицит не только медиков, но и психологов, логопедов, дефектологов, преподавателей физкультуры, - поделилась заместитель главы администрации Сусуманского района Е. Я. Постникова. - Мы проводили встречи со студентами СВГУ, но даже наши льготы их не прельщают, хотя предусмотрено пособие 70 тысяч рублей, не хотят ехать в глубинку. Беспокоит и психическое здоровье детей, а оно во многом зависит от образа жизни семьи.

- Возврат распределительной системы выпускников - единственный механизм, который нам поможет, - заметил губернатор Н. Н. Дудов. - И такое решение Президент уже принял.








Колымские колонки