Не в комплекте. В одних школах густо, в других – пусто


За последние годы по всей Колыме закрылись десятки малокомплектных (и не только) школ, в том числе пять - в Магадане. Недавно канула в небытие школа N 8 на Дукче, ныне под вопросом существование интерната N 12, где обучались и жили дети из всей области. То ли школ у нас переизбыток, то ли учить некого?..

Село без учителя?
Самые ощутимые образовательные потери понесла, конечно же, колымская глубинка. Счет школам, разделившим печальную участь признанных неперспективными поселков или закрытым по причине предельно малой наполняемости идет на десятки.

В районах сегодня удалось сохранить 21 малокомплектную школу из всех образовательных учреждений области (всего их 63) - это чуть более трети. Занятия здесь порой проводятся для горстки школяров. В Гарманде, например, обучается всего 8 детей, в Мадауне - 5, в старейшем национальном селе Ямск - двое.

Пару лет назад по Ямску даже ходили упорные и вовсе небеспочвенные слухи о закрытии здесь школы, но, на радость сельчанам, этого не случилось. А могло вполне, если бы не позиция региональных властей: закрыть школу - значит поставить крест на жизни самого поселения.

И ни за что бы в условиях нормативно-подушевого финансирования малокомплектным школам не выжить, не оказывай муниципальные и региональный бюджеты всемерную им поддержку. В материально-техническом отношении, считает заместитель начальника областного департамента образования Татьяна ХРАМЦОВА, ни одна из них нисколько не обделена. Более того, область вкладывает немалые деньги в капитальные ремонты, реконструкцию и даже строительство новых корпусов малокомплектных школ.

В то же время обеспечить педагогическими кадрами удаленные поселки пока не удается. Молодых специалистов не прельщают даже предусмотренные областной целевой программой «подъемные» в 200 тысяч рублей. Кому охота ехать в тот же Ямск, добраться до которого можно только на вертолете, да и то дважды в месяц?

Вот и получается, что один учитель, обычно глубоко пенсионного возраста, ведет уроки сразу в двух и даже в четырех классах одновременно. Или же берется за предметы не по своей специальности, фактически не имея и шанса повысить свою квалификацию. Ведь если он уедет на курсы, учить детей будет просто некому. И разве удивительно, что по тому же ЕГЭ малокомплектные школы показывают самые низкие результаты?

Потеснимся?..

В Магадане малокомплектных школ в строгом смысле этого слова никогда и не было. Зато были и есть образовательные учреждения, заметно не добирающие учеников. По этой причине распрощались с жизнью школы № 5, 11, 3, 22 и № 8. Под вопросом и существование школы-интерната № 12, тоже малонаселенного. Сейчас в здании ведется капитальный ремонт, а дети распределены по соседним школам. Смогут ли они вернуться сюда после ремонта, пока не знают даже чиновники.

Но горожане, кажется, почти и не заметили потерь. Не как на трассе, конечно, но в некоторых школах и сейчас маловато учеников - в 21-й, 29-й, 28-й. Последняя, рассчитанная на 1,5 тысячи детей, вообще полупустует.
Причину недоборов заместитель начальника управления образования мэрии Магадана Елена КУТИЛОВА полагает прежде всего в том, что родители предпочитают отдавать своих чад в ту же 13-ю, 24-ю школы или Английскую гимназию, которые нынче переполнены сверх всякой меры. Да и в других школах - аналогичная ситуация.

Но в будущем, не исключено, потесниться придется всем. Рождаемость, как никак, стала расти. И если сейчас в Магадане всего 332 выпускника, то первоклассников более тысячи. Потому-то власти города и подняли вопрос о строительстве в Магадане новой школы. Впрочем, пока она только в проекте.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ
"АиФ-Магадан"









Колымские колонки