Наши деньги, наши права


15 марта т. г. международная общественность традиционно отметила Всемирный день защиты прав потребителей.

Девиз нынешнего дня: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». Этим Международная федерация потребительских организаций (CI) продолжила начатую в 2010 году глобальную акцию, направленную на усиление внимания мирового сообщества к теме защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. Она значима, актуальна и насущна для каждого. Мы берем в банке кредиты для покупки квартиры, мебели, на ремонт, учебу, лечение, поездку и т. д., используем банковские карты для расчетов, платежей, арендуем банковские ячейки, - этот список можно продолжать. Словом, без услуги банка в современной жизни сложно.

Проведение Всемирного дня защиты прав потребителей в 2012 году - событие знаменательное и знаковое, поскольку нынче исполняется 50 лет с начала мирового признания потребительских прав граждан путем их законодательного закрепления государствами. А также 20 лет со дня принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.).


Кроме того, 16 января 2012 года состоялось заседание президиума Государственного совета РФ по вопросу «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». Утвержденный Президентом перечень поручений направлен на совершенствование законодательства и создание дополнительных гарантий защиты интересов граждан в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, а именно оказания услуг финансовых, жилищно-коммунальных, связи.

Третий год подряд тематика Всемирного дня защиты прав потребителей обусловлена тем, что сфера финансовых услуг из года в год продолжает оставаться наиболее трудной. У людей возникают сложности с пониманием сути финансового продукта. Это связано либо с отсутствием полной и достоверной информации о продукте (услуге), либо со сложностью самого предлагаемого продукта (услуги).

В Магаданской области финансовые услуги населению оказывают не более 20 кредитных организаций, которые в основном являются филиалами, структурными подразделениями банков, зарегистрированных в Москве, Хабаровске, Владивостоке. В отношении их Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области ведется планомерная работа, это плановые и внеплановые проверки, административные расследования, защита прав конкретных потребителей в судебных заседаниях.

Судебные инстанции принимают решения в пользу потребителей о возврате сумм, внесенных за открытие и ведение ссудного счета, за выдачу кредита, за непредоставление информации о тарифах в договорах банковского вклада, о неправомерности переуступки прав и т. п.

В минувшем году управлением проведены проверки кредитных организаций (ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО АКБ «Росбанк», ВТБ-24). В ходе их были выявлены нарушения прав потребителей, по которым выдано 2 предписания о их устранении, вынесено 3 постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на сумму 32 тыс. рублей.

Кроме того, в управление поступили 34 письменные жалобы граждан на оказание кредитными организациями некачественных финансовых услуг. По 18 обращениям даны разъяснения, 2 перенаправлены по подведомственности, возбуждено 14 административных расследований, по результатам которых вынесено 10 постановлений о наложении штрафа на сумму 65 тыс. рублей. Административные расследования проведены в отношении ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», КБ «Юниаструм банк», ОАО «Национальный банк «Траст», ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «Сбербанк России».

По иску в защиту потребителя в 2011 году управлению удалось отстоять правоту жительницы г. Магадана в достаточно сложной и спорной ситуации, когда ей была оказана некачественная финансовая услуга кредитной организацией «Юниаструм банк». В то время как женщина находилась в г. Магадане, с ее счета были сняты 98 тыс. рублей в г. Коломбо (Шри-Ланка). Банк в добровольном порядке не удовлетворил требование потребителя о возврате похищенных денег. В результате исковые требования были удовлетворены судом. Потребителю был возвращен имущественный вред в сумме 98 тыс. рублей, выплачены неустойка за просрочку исполнения требования потребителя в добровольном порядке в такой же сумме 98 тыс. рублей, затраченная сумма для восстановления нарушенного права 89 рублей, компенсация морального вреда - 20 тыс. рублей.

Управлением только в 2011 году дано 104 заключения в суд в защиту потребителей к ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ЗАО «Райффайзенбанк», АК Сберегательный банк РФ (ОАО), ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО «Национальный банк «Траст», ЗАО «ВТБ 24». По решениям суда потребителям возвращен имущественный вред в сумме 1 млн. 952 тыс. 700 рублей, компенсация морального вреда составила - 219 тыс. 300 рублей.
Суды изменили позицию по исчислению исковой давности по недействительности ничтожной сделки. Вынесено несколько решений в пользу потребителей, где моментом начала исчисления судом принято внесение платежа по ссудному счету, а не начало исполнения договора (в силу п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения).
Данная правовая позиция важна для потребителей, заключивших ипотечные кредитные договоры со сроком 10 - 25 лет.

Естественно, что банковское сообщество с легкостью не соглашается на законные требования потребителей и оспаривает решения судов, постановления, предписания. Как результат, управление приняло участие в 59 заседаниях арбитражных судов всех инстанций в Магадане и Хабаровске.
Судебные инстанции, вплоть до Высшего арбитражного суда РФ, в споре управления с ОАО «Росбанк» подтвердили нашу позицию о неправомерности переуступки права третьему лицу из-за нарушения банковской тайны.

Ангелина РУБЦОВА,
руководитель Управления Роспотребнадзора по Магаданской области








Колымские колонки