Стандарт. Знания. Здоровье


На последнем в этом году заседании коллегии Департамента образования администрации Магаданской области обсудили три важных итоговых вопроса: о модернизации общего образования, о мерах по пропаганде здорового образа жизни и об итогах проверок соблюдения законодательства в образовательных учреждениях.

ВСЕ НАРУШЕНИЯ - ПОД КОНТРОЛЕМ

Примечательно, что начали коллегию с последнего вопроса, он и задал тон всему обсуждению. Проведенные за год в 39 образовательных учреждениях почти всех районов выездные проверки (29 плановых и 12 внеплановых) вскрыли массу нарушений. Они касались, как отметил в своем докладе руководитель отдела надзора и контроля департамента Георгий Евгеньевич Пономаренко, ведения и оформления документов, соблюдения лицензионных требований, порядка приема учащихся в школы, что было отмечено в школах Магадана, Тенькинского, Северо-Эвенского и Среднеканского районов, обеспечения здоровых и безопасных условий обучения.

В процессе проверок вскрыты факты невыполнения государственных требований к структуре и содержанию учебных планов, их несоответствия стандартам (как, к примеру, в Северо-Эвенском, Среднеканском, Ягоднинском районах), программно-методическому обеспечению и даже их невыполнение. Факты реализации не в полном объеме образовательных программ и учебных планов были установлены в муниципальной школе-интернате Эвенска, начальных школах поселков Бурхала и Мадаун.

По результатам проверок должностным лицам направлено 28 предписаний, возбуждено 29 дел об административных правонарушениях, 6 дел находится в судах.

Не во всех образовательных учреждениях есть свои сайты, а сегодня это требование времени.
Недостаточно эффективны профилактическая работа и меры, принимаемые в отношении несовершеннолетних, не посещающих занятия по неуважительным причинам. Ослаблен контроль за организацией обучения в классах и учебно-консультационных пунктах вечерних (сменных) школ. Стабильным остается число второгодников и учащихся, не аттестованных по итогам учебного года.

Допускаются нарушения прав учащихся и педагогов, что выражается в неправомерном привлечении к труду и дисциплинарной ответственности, в незаконном отчислении - такие факты отмечены в сеймчанской школе, магаданском профессиональном училище № 3, детсаде «Березка» в Верхнем Сеймчане.

В районах медленно уменьшается очередность в детские сады, а наполняемость групп превышает нормативы. Недостаточен охват детей формами общественного дошкольного воспитания.

Но особенно серьезно встают правовые вопросы - несоответствие требованиям законодательства уставов, правил, положений, должностных инструкций, локальных актов муниципальных органов управления образованием. Тут нужен не только строгий контроль, но и регулярное обновление нормативной базы, постоянный обмен информацией об изменениях в законах об образовании, обучение и повышение компетентности руководителей. А они, как было отмечено, не всегда имеют время заниматься руководством. Потому, заключил руководитель отдела надзора и контроля департамента Г. Е. Пономаренко, нет оснований для оптимизма и при всем положительном не надо терять бдительности, следует анализировать нарушения и повысить эффективность мер контроля.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

О мерах по пропаганде здорового образа жизни доложила на коллегии консультант сектора воспитательной работы и дополнительного образования Людмила Васильевна Дорофеева.

Сегодня в области реализуются 18 муниципальных целевых программ, в образовательных учреждениях разработано более 60 модифицированных, авторских программ, которые способствуют формированию у детей и молодежи принципов здорового образа жизни. Обобщен опыт работы в этом направлении 18 педагогов области.

В образовательных учреждениях сложилась система работы по пропаганде здорового образа жизни учащихся и воспитанников через учебные дисциплины. Дети получают знания о физическом, психическом и духовном здоровье, взаимодействии человека с окружающим миром, осваивают навыки общения, ухода за своим телом, управления физическим состоянием и психикой, самоконтроля и прогнозирования своего состояния, овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях. И хотя используются разнообразные формы оздоровительных мероприятий, мониторинги физического развития учащихся подтвердили: «школьные болезни» не отступают. В ходе обследования детей выявлен рост общей заболеваемости: за счет увеличения выявления сахарного диабета на 25 %, болезней системы кровообращения на 15 % и костно-мышечной на 12 %, кожи и подкожной клетчатки на 12 %, а также рост травм и отравлений в 2 раза.

Но, несмотря на принимаемые меры, направленные на развитие ценностного отношения детей и подростков к жизни и здоровью, в первом полугодии произошел рост на 21,4 % состоящих на учете в органах внутренних дел за употребление психоактивных веществ.

За 9 месяцев на несовершеннолетних (16 - 17 лет) составлен 191 протокол за появление в пьяном виде, употребление пива и других спиртных напитков в общественных местах.

Слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, клубов по месту жительства, загородных лагерей, отсутствие в отдельных школах второго спортзала, лыжной базы, спортивных площадок на территории отрицательно сказываются на процессе формирования у учащихся здорового образа жизни.

Но главная проблема - дефицит специалистов со специальным физкультурным образованием: сегодня 24 вакансии в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах, клубах по месту жительства. Более 82 % физкультурных работников в возрастном диапазоне 31 - 60 лет, средний возраст - 49 лет, нет притока молодых специалистов. А те, кто работает, недостаточно владеют современными технологиями и ощущают нехватку информационно-методического материала.

Это подтверждают и практики. В профессиональном лицее № 1, как рассказал заместитель директора Юлий Юрьевич Радовский, наладили взаимодействие с магаданскими учеными и проводят исследования физической подготовки учащихся. В обсуждении темы приняли участие директор областного детского дома Людмила Ильинична Морозова, она сообщила о том, как заботятся о здоровье их подопечных. А начальник отдела образования администрации Ольского района Игорь Альбертович Сиротин поделился опытом внедрения программ национальной направленности. Так, в детском саду воспитатель и писатель Чина Моторова заинтересовала ребят и их родителей авторской разработкой с элементами местной культуры. А в селе Гадля собираются обустроить этнографический комплекс.

В целом по области планируется создание экспериментальной площадки по здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

МОДЕРНИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ

Об итогах реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году рассказала на коллегии и. о. начальника Департамента образования администрации Магаданской области Елена Николаевна Алексеева. Все итоги реализуемых с 2006 года мер выражены в цифрах. За это время на 67 % увеличен норматив подушевого финансирования для муниципальных общеобразовательных учреждений, в среднем он составляет 75,3 тыс. рублей на одного учащегося в год.

В Магаданской области в сфере общего образования функционирует 44 общеобразовательных учреждения, расположенных в городах, в них обучаются 15610 детей, и 15 в сельской местности, где всего 435 ребят. В них 2441 работник, 1041 учитель.

Новая система оплаты труда педагогических и руководящих работников, введенная с 1 сентября 2009 года, позволила увеличить заработную плату в сфере образования в среднем на 10 %. С этого времени зарплата педагогов школ повышена на 27 %. По состоянию на 1 ноября она составила 29686 тыс. рублей. Соотношение среднемесячной заработной платы учителей и работников в целом по экономике в I квартале 2011 года - 59,4 %.
В этом году на материально-техническое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования выделено более 80 млн. рублей.

Удельный вес школ, имеющих современное учебное оборудование, увеличился с 10 до 70 %, а доля обучающихся в современных условиях - с 13 до 62 %. В экспериментальную работу в рамках инновационных проектов областного и муниципального уровней включены 40 % общеобразовательных учреждений, 43 % учителей и руководителей школ.

На организацию школьного питания в областном бюджете предусмотрено 28,8 млн. рублей. Охват горячим питанием составил 84 %, что на 2 % больше, чем в 2010 году. Во всех общеобразовательных школах идут ремонт и оснащение пищеблоков.

Реализация в области проекта «Школьный автобус» позволила решить проблему обеспечения безопасности при перевозке детей, сейчас введен 21 маршрут для доставки 998 школьников.

Продолжается информатизация образования. Сегодня 96 % школ подключены к сети Интернет. Показатель обеспеченности компьютерной техникой - 8,3 обучающегося на 1 компьютер.

ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ

Но оставим цифры в покое и обратимся к живым людям.

- Вместе с тем, - как отметила Е. Н. Алексеева, - системе образования области не удалось преодолеть проблемы и противоречия, затормаживающие процесс модернизации системы общего образования. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на комплексное переоснащение учебно-наглядного оборудования, осуществление капитального ремонта, оборудования спортивных залов и медицинских кабинетов, совершенствование организации школьного питания, внедрения действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные школы.
А в действительности педагогов в области вообще не хватает: обеспеченность кадрами - 83 %, а доля молодых учителей - 10,4 %. Нынче в школы пришли 19 молодых специалистов. Их не удалось привлечь и в отдаленные районы - только трое выпускников воспользовались правом получить установленное денежное пособие в размере 150 тыс. рублей окончившим учреждения среднего профессионального образования и 200 тыс. для выпускников вузов. Престиж учительской профессии сегодня не на высоте.

Актуальной для области остается и проблема малокомплектных школ. Почти две трети школ характеризуются малой наполняемостью классов, что обусловлено природно-климатическими условиями Севера, спецификой экономического и социокультурного развития. Отсутствие на федеральном уровне законодательно закрепленного статуса малочисленной школы сдерживает ее модернизацию. А значит, о качестве образования мы можем говорить не везде.

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"




Новости по теме






Колымские колонки