Осторожно – бродячие собаки!


Почему в Магадане не решают проблему беспризорных животных?

Магаданка Александра вместе с 7-летним сыном Алексеем домой возвращаются окольными путями. Они живут на улице Пролетарской в районе «95 квартала». Но обходят район бывшей швейной фабрики через дворы с улицы Карла Маркса. Летом, по словам горожанки, гулять было опасно, тротуары облюбовали стаи собак. «Животные вели себя неагрессивно, но уж очень «по-хозяйски», развалились так, что еле обойдешь. Кто знает, что у них в голове, а вдруг кинутся? - вспоминает Александра, - вот мы потихоньку-потихоньку, еле дыша, пару раз мимо них прошли, старались внимания к себе не привлекать. Только что не ползли мимо них. Я уже рукой махнула на эти передвижения «по-саперски» и поменяла маршрут. Их там столько было…ну штук десять, точно, здоровые такие». Александра не стала обращаться в соответствующую службу. Псы не нападали, формально причин для заявлений у нее нет.

А родители учеников магаданской гимназии № 13 и жители дома №37 по улице Кольцевой сочли необходимым попросить о помощи. У них была общая беда – агрессивные собаки. «Эти заявки мы отработали, - говорит Владимир Томилов, руководитель муниципальной службы «Комбинат зеленого хозяйства», - больше опасности для заявителей нет». Чаще всего на беспризорных животных жалуются обитатели «частного сектора» - домов в районе Промышленного проезда, Торгового морского порта и Марчекана. В КЗХ отстрелом бродячих животных занимаются две команды. Охотники выходят на работу после 20:00 и ищут одичавших Шариков и Бобиков вплоть до утра. Популярностью это ведомство в областном центре не пользуется, сердобольные колымчане жалеют «друзей человека». Мол, «собака бывает кусачей только от жизни собачей».

Между тем, в 2011 году за помощью в городской травмпункт обратились 199 наших земляков. «Привитой» от бешенства была примерно лишь 1\4 часть четвероногих агрессоров. Пострадавшим нужно было дезинфицировать раны и сделать профилактические уколы. Примерно та же картина в 2010, рассказала Людмила Мелкозерова, старшая медсестра травмпункта: «Зарегистрировали год назад 219 укусов, лишь 59 животных оказались «цивилизованными». Пик нападений приходится на март – апрель.

Агрессивность зависит от сезона, когда идет «течка» у собак. Они особо опасны весной и в начале лета. Впрочем, по словам Владимира Томилова, руководителя муниципального «КЗХ», второй год подряд его сотрудники отмечают в Магадане повышенную активность псов зимой и осенью. В октябре 2011 ежедневно охотники отлавливали до 10 собак в день. Странно, но факт: вместо того, чтобы искать укрытие от мороза по одиночке, стаи продолжают держаться вместе на улицах города. «Отбиться» от одного животного еще можно, считают кинологи, но вот со стаей справится далеко не каждый. Это уже ситуация из серии, когда проблему лучше предупредить, чем решить. Эксперты советуют при приближении к агрессивной своре обойти ее «по дуге». Или найти укрытие, забраться куда-нибудь повыше, прижаться спиной к стене и держать оборону. Ни в коем случае не бежать и не падать на землю. Забросать камнями и песком собаку - самый простой способ избежать с ней контактного боя.

Большинство собак — сильные животные с хорошо развитой мускулатурой и весом от 30 килограмм и более. Основное собачье оружие — зубы, лапы не в счет, так как использовать когти пес не умеет. Типичное нападение животного — прыжок на грудь, опрокидывающий противника, затем укус. Одни сразу метят в горло, другие стараются вырвать куски мяса из крупных частей тела. Все сказанное относится к собакам, натасканным на человека. Кроме того, такие собаки весьма подвижны и умеют уклоняться от ударов. Но у собаки, так же как и у любого живого существа, есть уязвимые места. Прежде всего, это переносица и кончик носа, затем затылочная часть головы за ушами, темя, ребра, солнечное сплетение, копчик и суставы лап. К наиболее уязвимым точкам можно отнести ноздри, глаза и все слизистые оболочки, у кобеля — гениталии. Удары, нанесенные по болевым точкам, будут более эффективными, как и в случае обороны от человека.

Не каждый ребенок, да и взрослый сориентируется в такой экстремальной ситуации и выдержит бой с агрессивным псом. Против стаи собак может помочь перцовый баллончик (OC, МПК) или перцовый аэрозольный пистолет ПА-2. Нервно-парализующие средства типа «Черёмуха» (CS, CN) против животных неэффективны.

Сейчас в магаданских магазинах можно купить и многофункциональные электронные устройства для отпугивания собак. Современные приборы не только держат псов на расстоянии ультразвуком, но и дезориентируют яркими вспышками света. Они действуют практически моментально, вызывая у бездомных животных панику и страх. Такие аппараты пользуются особой популярностью у велосипедистов. Спортсмены, которые выбирают удаленные маршруты в пригороде, часто сталкиваются с ситуацией, когда их начинают преследовать целые стаи собак.

И хорошо бы было обойтись без перечисления средств самообороны в случае нападения собак. Но они не так редки, как хотели бы защитники прав животных. Несколько лет назад в Ягоднинском районе пес изуродовал лицо дошкольнице. Ребенку потребуется не одна пластическая операция. В мае 2010 в Магадане в районе ул. Портовой стая покусала школьника. Мальчика спасли прохожие.

Любители цитировать к месту и не к месту Лиса из «Маленького принца» Антуана Экзюпери забывают, что есть еще одна проблема, связанная с бесконтрольной популяцией псов в столице Колымы. Они разносят инфекционные заболевания, в том числе лептоспироз. Без справки о прививке от лептоспироза собак нельзя вывезти за пределы областного центра. Он опасен и для животных, и для людей. Передается через «бытовой» контакт, иногда достаточно находиться в одном доме с источником инфекции. Помните об этом, прежде чем погладить понравившегося щенка на улице или у знакомых. В числе последствий лептоспироза врачи называют острую почечную недостаточность, поражение оболочек глаз, миокардит, параличи, парезы. У беременной женщины лептоспироз может привести к выкидышу.

В 2011 году городские власти отправили в «лучший мир» 250 бездомных кошек и 1635 собак. «В 2010 году 238 кошек, собак 1235. Это кажется, что много, есть «рост» статистики, - говорит Татьяна Сергеева, начальник отдела лечебно-профилактической работы магаданской станции по борьбе с болезнями животных, - раньше уничтожали по 5 тысяч в год, и больше».

Эффективной и гуманной альтернативой отстрелу является метод массовой стерилизации бездомных животных. Суть данного метода заключается в следующем: их отлавливают, делают необходимые прививки, стерилизуют, маркируют, и выпускают в то же самое место, где они были подобраны. Собаки мирно доживает свой век в привычных условиях, но не оставляют многочисленного потомства. Программа рассчитана примерно на 5 лет (средняя продолжительность жизни уличного пса – 5-6 лет). За это время естественная смертность настолько превышает рождаемость, что восстановление численности популяции становится невозможным. Опыт развитых стран показывает, что при использовании этого метода за пять-шесть лет бездомные собаки исчезают с улиц города. Кроме того, уменьшается их агрессивность в связи со снижением числа «собачьих свадеб».

В мае прошлого года комитет сельского хозяйства мэрии Магадана вышел с предложением к ветеринарным клиникам. Чиновники хотели, чтобы они занялись стерилизацией бродячих животных. «Айболиты» отказались. Не из-за черствости и нежелания работать. Дело в том, что эта процедура предполагает длительную реабилитацию. 7-10 дней минимум кошки и собаки должны находиться под присмотром специалистов в стационаре, получать лекарства и еду. А содержать их негде и не на что. В столице Колымы нет государственного питомника для хвостатых беспризорников. Единственное подобное учреждение является частным. Держится не «благодаря, а вопреки», лишь за счет энтузиазма владелицы.

В Москве защитники «братьев наших меньших» добились того, что уничтожать кошек и собак перестали с 2001 года. Но проблему это не решило, признали они по прошествии нескольких лет. В столице России вернулись к отлову и умерщвлению бездомных животных. Статистика показала, что их стерилизация, отстрел, усыпление, так же как любые другие действия бессмысленны, если на улицу постоянно выбрасываются новые.

Задумайтесь, откуда они взялись в городе? Кто выбросил их в подворотни и подвалы? В России нет исконно диких популяций собак и кошек, а есть только терпящие бедственное положение домашние, выброшенные владельцами звери или их потомки. Это подтверждают в магаданском частном приюте «Крыница». Сейчас там ухаживают за 110 собаками и полусотней кошек. Почти все они – породистые и чистокровные. Когда-то радовали хозяев и стоили немалых денег. Сейчас они ютятся в загоне с такими же «бедолагами» без особой надежды на то, что найдут нового хозяева. Магаданцы предпочитают брать домой милых, маленьких щеночков и кошечек. А, столкнувшись с трудностями воспитания и обязанностями по уходу, избавляются от них «милосердно». В лучшем случае - подкидывают в приют или пристраивают к знакомым. Обычно «гуманисты» «отпускают на волю» - на улицу или в подвал. Мол, «не пропадет», «выживет как-нибудь». А бывшие домашние любимцы голодают, замерзают, болеют, звереют и … размножаются. Так что бесполезно решать проблему только за счет тех, кто уже обитает на улице. В их рядах ежегодное и ежемесячное пополнение за счет бывших живых «игрушек».

Стерилизовать в первую очередь нужно домашних животных, уверены те, кто знаком с практикой решения проблемы увеличения популяции беспризорных собак. Сторонники комплексного подхода регулярно выступают с подобными предложениями на общественных городских слушаниях. Но в итоге «темой дня» становятся не мытарства собратьев «Белого Бима, Черного уха». Говоря об «Условиях содержания домашних животных в муниципальном образовании «город Магадан», городские чиновники и народные избранники предпочитают обсуждать перспективу наказаний и штрафов за то, что дворы и тротуары становятся отхожими местами для зверей. Это тоже проблема, но если посмотреть на цифры нападений на людей и ежегодной ликвидации бесхозных «братьев наших меньших», наверно, не столь серьезная.

Начинать надо с малого. Пока «раскачаются» законодатели и власти, хозяева домашних животных сами должны относиться к своим обязанностям более ответственно. Читая зарубежную прессу, удивляешься «глупости» «их» правил. Но бессмысленны они только на первый взгляд. В Германии, например, взять собаку или кошку в дом, все равно, что усыновить ребенка. Нужно пройти анкетирование, собеседование, доказать, что у тебя хватает денег и жилплощади для будущего питомца. Новоиспеченному хозяину придется каждый месяц отчитываться, что ест и пьет щенок или котенок. Его фотографируют, взвешивают, возят к ветеринару. Отдать кому-нибудь еще, вернуть бывшим владельцам или, упаси Боже, выбросить на улицу «приобретение» - все это грозит огромными штрафами. На это есть специальные службы. Соседи вполне могут позвонить в полицию и сообщить, например, что кошка грустит – у нее, наверно, нет игрушек. И хозяев Мурки, которую одолел сплин, заставят купить ей шарики и кубики. Смешно? Зато не так грустно, как в России. Когда из подвалов и подворотен прохожих провожают печальные глаза брошенных и никому не нужных животных. И не так страшно, когда весной и летом собаки сбиваются в стаи и терроризируют прохожих.

Антонина ГИЛЕВА.
"МК в Магадане"









Колымские колонки